1
Отчет о самообследовании
МБУ ДО «Станция юных техников»
за 2023 календарный год
Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и
открытости информации о деятельности организации, а также подготовка отчета о
результатах самообследования.
В процессе самообследования за 2023 год была проведена оценка образовательной
деятельности учреждения, системы управления ОО, содержания и качества подготовки
обучающихся, организации образовательной деятельности, качества кадрового, учебнометодического, информационного обеспечения, материально-технической базы,
функционирования внутренней оценки качества образования, проведен анализ
показателей деятельности ОО.
В качестве основных источников информации для аналитического отчета
использовались:
формы государственной статистической отчетности по образованию;
данные по результатам годовой промежуточной аттестации обучающихся;
данные мониторингов качества образования различного уровня;
результаты независимой оценки качества образования;
публикации в СМИ, сети «Интернет» и др.
Отчет представлен в текстовой и табличной форме и включает в себя разделы
согласно методическим рекомендациям по организации и проведению самообследования
образовательных организаций.
1.Общие сведения об образовательном учреждении
МБУ ДО «Станция юных техников» создано в соответствии с решением
Исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся города Арзамас-16
Горьковской области от 8 февраля 1968 года № 29\3, переименовано в соответствии с
постановлением Администрации города Сарова от 14.12.2011 № 5097, переименовано в
соответствии с приказом директора Департамента образования Администрации г. Саров
от 24.04.2015 № 94.
Адрес местонахождения Учреждения: 607183, Нижегородская область, город
Саров, улица Московская, дом 24, строение 1.
Учредителем Учреждения является муниципальное образование город Саров
(далее – город Саров). Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени
муниципального образования города Сарова осуществляют Администрация города
Сарова, орган Администрации - Департамент образования Администрации г. Саров (далее
– Департамент образования).
Организационно-правовая форма Учреждения – бюджетное учреждение.
Учреждение действует на основании Устава, утвержденного приказом
департамента образования Администрации города Саров от 30.04.2015 № 102.
Основной целью деятельности Учреждения в соответствии с Уставом является
осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам.
2
Предметом деятельности Учреждения является обучение и воспитание в интересах
человека, семьи, общества и государства, создание благоприятных условий для
разностороннего развития личности.
Для достижения цели деятельности Учреждение осуществляет следующие
основные виды деятельности:
а) реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
б) организация общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и
молодежной политики.
Виды образовательных программ, реализуемых Учреждением:
Дополнительные
общеобразовательные
программы
дополнительные
общеразвивающие программы технической и художественной направленности.
Управление Учреждением строится на сочетании принципов единоначалия и
коллегиальности, закрепленных Уставом Учреждения. Единоличным исполнительным
органом Учреждения является руководитель (директор), который назначается и
освобождается от должности Учредителем в соответствии с действующим
законодательством. В Учреждении действуют два коллегиальных органа управления
(общее собрание работников Учреждения и педагогический совет), а также первичная
профсоюзная организация Станции юных техников, входящая в территориальную
профсоюзную организацию работников образования.
2. Реализация образовательных программ
В соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности от
21.05.2015 № 344 (номер бланка: 52Л01 № 0002191), выданной министерством
образования Нижегородской области, Учреждение имеет право осуществлять реализацию
образовательных
программ
по
следующим
видам
образования,
подвидам
дополнительного образования: дополнительное образование детей и взрослых.
В первом полугодии 2023 года Учреждением осуществлена образовательная
деятельность по 22 дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам (далее - ДООП):
технической направленности -19;
художественной направленности – 3.
Обучение осуществлялось за счет средств муниципального бюджета, выделенных
на выполнение муниципального задания. Зачисление на ДООП осуществлялось через ИС
Навигатор. Также была реализована одна программа с обучением на платной основе. В
2024 году запланировано открыть набор групп на платной основе еще по одной ДООП
технической направленности.
Во втором полугодии 2023 года образовательная деятельность осуществлялась по
26 ДООП:
технической направленности -22;
художественной направленности – 4.
В 2023 году разработаны новые программы технической направленности:
«Эксплуатация беспилотных авиационных систем»,
«3D-моделирование в Компас 3D»,
«3D-моделирование в Tinkercad»,
3
«Мир технических открытий» для детей с ОВЗ,
«Робототехника+»,
«Компьютерная грамотность»,
«Страна конструирования»
и программа художественной направленности «Цветной мир дизайна».
Все программы, реализуемые Учреждением, разработаны в соответствии с
локальными актами Учреждения, прошли независимую оценку качества, рекомендованы к
реализации педагогическим советом и утверждены приказом директора Учреждения. В
2023 году в сетевой форме реализовывалось 8 ДООП технической направленности.
Общеобразовательные программы рассчитаны на возраст детей от 5 до 18 лет и
различаются по уровню и продолжительности реализации.
По возрасту обучающихся:
для дошкольников - 4 программ,
для нач/школы – 10 программ,
для среднего школьного возраста - 6 программ,
для старшеклассников - 6 программы.
Наиболее востребованными у родителей остаются программы для дошкольников и
детей начальной школы.
По срокам реализации:
до 1 года - 5 программ (19%),
до 2 лет – 15 программ (58%),
до 3 лет – 6 программ (23%)
По уровням:
5 (19%) - программы ознакомительного уровня,
15 (58%) – базового уровня,
6 (23%) - углубленного уровня освоения.
При обучении по программам педагоги применяют современные образовательные
технологии, которые обеспечивают личностное развитие обучающихся за счет творческой
и продуктивной деятельности в образовательном процессе.
Образовательная деятельность осуществлялась на базе трех зданий:
ул. Московская, д.24 - 441 чел. (45% обучающихся);
ул. Юности, д.5 -87 чел (9% обучающихся);
мастерские по ул. П. Морозова, д.11 -84 чел.(9% обучающихся); а так же на базе
общеобразовательных школ № 7, 10, 13, 17, 20 и «МБОУ Школа-интернат № 9» 361 чел.(37% обучающихся).
Таким образом, в кружках на базе общеобразовательных школ и «МБОУ Школа-интернат
№ 9» занимались 37% обучающихся и 63% - на базе учреждения.
В 2023 году, чтобы не допустить распространения заболеваний ОРВИ, гриппа и
коронавирусной инфекции, администрацией учреждения были введены дополнительные
профилактические меры при организации занятий в очной форме:
4
ежедневный усиленный фильтр обучающихся и работников – термометрию с
помощью бесконтактных термометров и опрос на наличие признаков
инфекционных заболеваний; лица с признаками инфекционных заболеваний
изолировались;
ежедневную влажную уборку с обработкой всех контактных поверхностей и
оборудования дезинфицирующими средствами, разведенных в концентрациях по
вирусному режиму;
бактерицидные установки в учебных кабинетах;
частое проветривание учебных кабинетов (после каждого занятия учебной группы).
Предпринятые меры позволили учреждению в 2023 году:
функционировать в стабильном режиме,
реализовать образовательные программы в полном объеме,
сохранить контингент обучающихся;
выполнить муниципальное задание.
3. Контингент обучающихся
В течение 2023 года, в соответствии с приказами о зачислении на обучение, в
объединениях МБУ ДО «Станции юных техников» всего занималось 1501 обучающихся.
По возрастным категориям:
405 человек (27%) – дети дошкольного возраста (5-6 лет),
777 (51,7%) – дети младшего школьного возраста (7-9 лет),
298 (20 %) - дети среднего школьного возраста (10-14лет),
21 (1,3%) - дети старшего школьного возраста (15-17 лет).
По-прежнему, основная доля обучающихся –51,7% (в предыдущем году - 53,4%) - это
ученики младшего школьного возраста.
В детских объединениях в ходе реализации ДООП за период календарного 2023 года:
214 человек (14,2%) занимались учебно-исследовательской и проектной
деятельностью;
264 человек (18%) подготовили конкурсные работы и проекты;
181 человек (70% от числа участников конкурсов) - одаренные дети, стали
победителями и призерами городских, областных, российских и международных
конкурсов;
22 человека (1,5%) – дети с особыми потребностями (учащиеся с ОВЗ и
инвалидностью) занимались по программам технической направленности;
38 человек (2,5%) в течение 2023 года обучались по образовательным программам
по договорам по оказанию платных образовательных услуг.
Во втором полугодии календарного года, по состоянию на 31.12.2023 в МБУ ДО
«Станция юных техников» образовательная деятельность велась в 91 учебной группе,
обучалось 973 обучающихся, из них 69 чел.(7%) занимались в 2-3 –х объединениях, также
26 человек (2,6%) получили образовательные услуги по договорам об оказании платных
образовательных услуг.
По профилю деятельности,
по состоянию на 31.12.2023, в МБУ ДО
«Станция юных техников»: техническим творчеством охвачено 828 человек и
5
художественным творчеством -145 чел., что в процентном отношении соответственно
составило 85% (в прошлом году-86%) и 15% (в прошлом году -14%) от общей
численности обучающихся.
Направленность
Количество Количество
Из них обучались в 2-3
объединениях
групп
Учащихся
91
973 чел
69 чел (7%)
80
828 чел / 85%
49 чел (71%) из 69 чел
2
17 чел / 1,7%
0
- по договорам об оказании
платных образовательных
услуг
4
26 чел / 2,6%
- Художественная
направленность
11
145 чел / 15%
Всего
Из них:
- Техническая направленность
из них:
- дети с особыми
потребностями (учащиеся с
ОВЗ и инвалидностью)
20 чел (29%) из 69 чел
4. Анализ образовательной деятельности за отчетный период
Образовательная деятельность учреждения велась в рамках Образовательной
программы МБУ ДО «Станция юных техников» на 2022-2023 (с 01.01.2023 по 31.08.2023)
и 2023-2024 (с 01.09.2023 по 31.12.2023) учебные годы.
Образовательная программа МБУ ДО «Станция юных техников» представляет
собой единую целостную модель организации образовательного пространства
учреждения, основными субъектами которого являются дети, родители и педагоги,
взаимодействующие между собой посредством образовательных, воспитательных,
досуговых программ и проектов, осуществляющих совместную деятельность в процессе
интеграции с образовательными учреждениями города, тесном партнерстве с семьей,
учреждениями культуры, СМИ, общественными организациями. Основной
целью
Образовательной программы МБУ ДО «Станция юных техников» является
образовательная
деятельность
по
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим программам, обучение и воспитание в интересах человека, семьи,
общества и государства, создание благоприятных условий для разностороннего развития
личности. Основными задачами являются развитие и совершенствование технического
творчества, создание доступной и развивающей образовательной среды для реализации
потенциала каждого ребенка.
В рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка», направленного на увеличение
охвата детей дополнительным образованием, в учреждении было создано 71 новое место
для
реализации
дополнительных
общеразвивающих
программ
технической
направленности: «Страна конструирования» -59 мест и «Путешествие в Техноград» - 12
мест. Новым современным оборудованием, полученным для реализации проекта, было
оснащено 2 учебных класса.
6
1.Система мониторинга качества реализации педагогами ДООП и качества освоения
ДООП обучающимися складывается из 5 составляющих:
1.1.Уровень качества освоения дополнительных общеразвивающих программ в динамике
за год.
Оценка
качества
освоения
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ включает в себя текущий контроль и промежуточную
годовую аттестацию обучающихся по дисциплинам с целью проверки уровня знаний и
умений, сформированности
базовых
компетенций.
По итогам реализации
образовательных программ в учреждении была организована промежуточная годовая
аттестация обучающихся в период с 01.04 по 18.05.2023г.
Аттестация
обучающихся
проводилась
педагогами
по
наработанным
диагностическим материалам по направлению деятельности объединений.
Все педагоги подготовили диагностический материал и провели аттестацию
учащихся в соответствии с графиком, о чем свидетельствуют представленные протоколы
проведенных мероприятий.
По итогам диагностических мероприятий за год уровень освоения образовательных
программ во всех учебных группах следующий:
- низкий - 0,5% (5 чел.);
- средний 49,5% ( 521 чел.);
- высокий 50% (537 чел.)
Все обучающиеся учреждения освоили образовательные программы объединений:
полностью - 537 человек и в необходимой степени - 526 человек Успешное прохождение
учащимися промежуточной аттестации стало основанием для перевода на следующий год
для продолжения обучения в группах. По итогам промежуточной аттестации:
- 537 учащихся переведены на следующий год обучения,
- 526 учащихся завершили обучение по дополнительным общеразвивающим программам.
Решение по данным вопросам принято педагогическим советом учреждения от
22.05.2023г.
1.2.Качество учебных материалов ( программное обеспечение ДООП).
В 2023 году все программы прошли независимую экспертизу качества (100%) в ИС
«Навигатор» ДО НО. Разработаны и реализуются 10 новых программ технической
направленности:
«Веб-дизайн и разработка» (для 7-8 кл.);
«Страна Лего» (для дошкольников);
« Робототехника» (для дошкольников);
««Эксплуатация беспилотных авиационных систем» (6-8 кл);
«3D-моделирование в Компас 3D» (6-8 кл);
«3D-моделирование в Tinkercad» (2-3 кл);
«Мир технических открытий» (для детей с ОВЗ);
«Робототехника+» (2-4 кл);
«Компьютерная грамотность» (3-4кл);
«Страна конструирования» (для дошкольников)
и программа художественной направленности «Цветной мир дизайна» (2-4 кл).
1.3. Качество организуемых учебных занятий.
В 2023г. в рамках контроля и с целью оказания методической помощи были посещены
администрацией и методистами ряд учебных занятий, в том числе аттестационных
мероприятий. По итогам контроля были даны рекомендации по планированию
организации образовательной деятельности на занятиях, запланирован выборочный
7
контроль отдельных педагогов и объединений в 2024 году. Также на 2024год
запланировано обучение педагогов на практических семинарах новым педагогическим
технологиям и эффективному использованию их на занятиях.
1.4. Качество аттестационных мероприятий, изучения оценочного инструментария к
ДООП.
В 2023г. в рамках контроля и с целью оказания методической помощи были посещены
администрацией и методистами ряд занятий в рамках аттестационных процедур
обучающихся. По итогам посещений 2-м педагогам рекомендовано:
- пройти курсы повышения квалификации;
– использовать в своей работе при подготовке к занятиям методические материалы,
размещенные в группе ВК «Методическая копилка» МБУ ДО «Станция юных техников»:
презентацию «по организации и проведению занятия в ДОО», методичку «Памятка
краткого написания плана занятия в ДОО».
1.5. Пятая составляющая результативности образовательной деятельности - это
достижения обучающихся и коллективов детских объединений, участие обучающихся в
конкурсах различного уровня.
В 2023 году традиционно часть муниципальных и региональных конкурсов
проводилась в дистанционном (онлайн) или заочном формате. Другая часть конкурсов
подразумевала в очном формате только заключительный этап (финал).
Всего в 2023 году 264 обучающихся (в прошлом году -279) Станции юных
техников приняли участие в 40 различных мероприятиях: конкурсах, олимпиадах,
соревнованиях, фестивалях. Из них 179 человек (70% от числа участников конкурсов)
стали победителями и призерами. Организаторами областных конкурсов по техническому
творчеству выступили ЦРТДиЮ НО, региональный центр Вега (г. Н. Новгород);
всероссийских конкурсов ФЦТТУ МГТУ Станкин, (г. Москва), Российская академия
естествознания (г. Москва), Школа Росатома и другие.
Конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного
процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка.
2. Анализ организации воспитательной работы.
Реализация календарного плана воспитательной работы Программы воспитания
МБУ ДО «Станция юных техников» «Инженерный Техноквест» осуществлялась по
следующим модулям:
«Воспитание в учебной деятельности»,
«Традиция и культура»,
«Юные таланты»,
«Семья и СЮТ»,
«Информационно-коммуникативное пространство»,
«Творческие каникулы».
Организация содержательного досуга в МБУ ДО «Станция юных техников»
ориентирована на сохранение традиций, заинтересованность детей и родителей;
приоритетные направления и возможности деятельности учреждения. Педагогами
применяются такие традиционные формы работы, как беседы, викторины, игровые
программы, турниры, экскурсии, КВН, командные квизы, и др.
8
2.1. Организация и проведение культурно – досуговых и воспитательных мероприятий
для учащихся станции юных техников
Праздничные программы - одна из любимых форм взаимодействия учащихся
объединений станции юных техников. Это традиционные программы - «Давайте
познакомимся», «Посвящение в юные техники», «Новый год», «Победная весна».
Одна из традиционных форм подведения итогов учебного года – итоговая конференция
учащихся, в 2023 году посвященная году педагога и наставника. Информация размещена
на официальном сайте МБУ ДО «Станция юных техников» в разделе «Новости»:
https://sut-sarov.profiedu.ru/news-svc/item?id=390757&lang=ru&type=news&site_type=school
Подготовка обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности
жизнедеятельности, формирования культуры безопасного поведения и выработки
привычек здорового образа жизни остается одной из важных задач образовательных
учреждений. По плану воспитательной работы в данном направлении были проведены
мероприятия в рамках недели безопасности, участниками которых стали 190 учащихся.
Организация деятельности учреждения в каникулярное время в период
2023 года
включала в себя:
спортивно-технические соревнования;
организацию «Творческих мастерских» по техническому и художественному
творчеству;
организацию летних смен площадки «Летняя дача».
В дни весенних каникул в рамках клуба общения «Семейные встречи» проведены
мастер-классы:
Динамическая игрушка «Жужжалка» (педагог Архипова Н.А.)
«Веселая мельница» (педагог Малькова И.И.)
«Катамаран с парусом» (педагог Ковшов Н.К.)
«Автомобиль с реактивным двигателем» (педагог Соболева С.Г.)
«Основы создания веб-сайта» (педагог Баландин Д.В.)
Основная часть мероприятий в 2023 году прошла в очном режиме, в онлайн
режиме были организованы творческая выставка детских работ «Новогодняя сказка» и
выставка технического творчества учащихся объединений технической направленности.
В течение года педагогами в объединениях в соответствии с календарем
образовательных событий было проведено более 80 досуговых и воспитательных
мероприятий, в которых приняли участие 2432 учащихся.
2.2. Организация работы с родителями (законными представителями) учащихся
Работа с родителями в дополнительном образовании является одним из важных
моментов в воспитании учащегося. Отношения между обучающимися, их родителями и
педагогами в дополнительном образовании построены на основе свободы выбора. При
объединении усилий семьи и дополнительного образования можно добиться успехов
воспитательного процесса как в отдельно взятом объединении, так и в учреждении в
целом.
Работа с законными представителями учащихся станции юных техников
осуществляется на групповом, учрежденческом и индивидуальном уровне.
9
индивидуальный уровень:
консультации с родителями по процедуре регистрации учащихся в Навигаторе
дополнительного образования;
беседы с родителями по усвоению учащимися программного материала ДООП;
групповой уровень:
родительские собрания;
открытые занятия для родителей;
игровой математический турнир на новогоднюю тематику;
организация сетевого взаимодействия с родителями через группу в социальной
сети ВКонтакте
учрежденческий уровень:
привлечение родителей к организации спортивно – технических мероприятий;
организация и проведение мастер- классов по техническому творчеству в рамках
работы клуба «Семейные встречи»;
организация выставки семейного технического творчества.
Выставка семейного технического творчества «Инженерная сила» была направлена
укрепление семейных традиций и ценностей, пропаганду совместного семейного
творчества через техническое творчество.
Родители были активными участниками всех добровольческих акций, проводимых
в учреждении в течение года.
К новым формам совместной деятельности с родителями можно отнести
игровое занятие совместно с родителями в объединении «Ментальная
арифметика»,
проведение выставки семейного технического творчества «Инженерная сила».
Мероприятия с родителями представлены в таблице.
№п/п
Содержание
Количество
1
Родительские собрания
17
2
Экскурсии
1
3
Мастер - классы
11
4
Видео просмотры
5
5
Участие в добровольческих акциях
2
6
Открытые занятия
10
7
Мероприятия по итогам конкурсных мероприятий
1
8
Досуговые мероприятия
3
10
9
Выставка семейного творчества
1
Всего
51
2.3. Реализация целевой модели наставничества
С целью реализации системы наставничества в МБУ ДО «Станция юных
техников» в 2023
году была организована работа 5 наставнических пар по форме
«Ученик-ученик» и работа 1 наставнической пары «Учитель-учитель». В течение данного
периода велась работа с базой наставников и наставляемых в ИС «Навигатор»; были
утверждены индивидуальные планы и программы в рамках организации работы
наставнических пар обучающихся. Информационная поддержка деятельности учреждения
в рамках ЦМН осуществлялась путем ежемесячного размещения информации (отчетов
наставнических пар) на официальном сайте МБУ ДО «Станция юных техников»:
https://sut-sarov.profiedu.ru/?section_id=31
https://sut-sarov.profiedu.ru/?section_id=19
По итогам 2023 года доля детей и молодежи в возрасте от 10 до 19 лет, вошедших в
программы наставничества в роли наставляемого и наставников, несколько ниже
запланированного. Для достижения необходимого уровня вовлеченности в 2024 году
планируется организовать ученические пары в летний период в рамках работы площадки
«Летняя дача» (смена «Автозавод ГАЗ»). Ответственному исполнителю усилить контроль
по формированию и работой ученических пар.
2.4. Реализация областной программы «Развитие образования в Нижегородской
области»
МБУ ДО «Станция юных техников» является организатором муниципальных
этапов областных и
региональных конкурсных мероприятий художественной и
технической направленности программы «Развитие образования Нижегородской области»
совместно с ГБУ ДО ЦРТДиЮ НО, ГБОУ ДПО НИРО.
В соответствии с Планом работы Департамента образования Администрации
города Саров и планом работы МБУ ДО «Станция юных техников» на 2023 год,
Учреждением были организованы и проведены 14 мероприятий, в которых приняло
участие 29 образовательных организаций, из них: 11 общеобразовательных учреждений,
13 учреждений дошкольного образования, 5 учреждений дополнительного образования.
На муниципальном уровне в конкурсных мероприятиях приняло участие - 335
человек (в 2022 году 202 чел.), победителей и призеров муниципальных этапов – 87
человек (в 2022 г. – 58 чел.). Участников областных и региональных этапов - 75 человек.
Призерами стали 18 человек (в 2022 г. участников – 41, призеров 7). Информация с
итогами муниципальных этапов областных конкурсов размещена на официальном сайте
МБУ ДО «Станция юных техников» в разделе «Новости»:
https://sut-sarov.profiedu.ru/news-svc/item?id=511881&lang=ru&type=news&site_type=school
https://sut-sarov.profiedu.ru/news-svc/item?id=589825&lang=ru&type=news&site_type=school
https://sut-sarov.profiedu.ru/news-svc/item?id=500827&lang=ru&type=news&site_type=school
https://sut-sarov.profiedu.ru/news-svc/item?id=500028&lang=ru&type=news&site_type=school
11
Наблюдается общее увеличение количества участников от образовательных
учреждений города Сарова и результативности их участия в конкурсных мероприятиях
государственной программы «Развитие образования в Нижегородской области».
Сравнительный анализ проведенных конкурсов муниципального этапа областной
программы по сравнению с соответствующим периодом 2022г. показал положительную
динамику результативности: увеличение числа участников конкурсных мероприятий на
66%, призеров муниципальных этапов на 50%, участников областных и региональных
этапов на 82%, призеров областных и региональных этапов более чем в 2 раза.
6. Кадровое обеспечение образовательной деятельности
Учреждение укомплектовано педагогическими кадрами. В 2023 году трудилось
22 педагогических работника: из них педагогов дополнительного образования – 18
человек (13 педагогов – штатные сотрудники, 9 педагогов – совместители, из них - 4
человека - внутреннее совместительство). Все педагоги имеют высшее педагогическое
образование. МБУ ДО «Станция юных техников» ориентируется на формирование
современной системы сопровождения непрерывного профессионального развития
педагогов. В 2023 году прошел курсы профессиональной переподготовки в объеме 250 ак/
часов 1 человек, курсовую подготовку в объеме 36 часов - 7 человек, 100 %
педагогических работников прошли курсы повышения квалификации в течение последних
трех лет.
Из числа педагогов ДО (в том числе с внутренними совместителями) высшую
категорию имеют 8 человек, первую - 6 , соответствие должности – 1 человек, без
категории 7 человек (из них 5 чел. не подлежат аттестации).
Одним из направлений деятельности администрации учреждения по
формированию успешной кадровой политики является работа по выдвижению
педагогических работников на награждение государственными и отраслевыми наградами.
Среди педагогов станции юных техников 2 педагога имеют звание «Почетный работник
общего образования РФ», 1чел. - кандидат педагогических наук, 2 чел. – кандидаты
технических наук, 4 педагога награждены Почетной грамотой Минобрнауки России, 5
педагогов имеют Награды Министерства образования Нижегородской области.
7. Методическое обеспечение образовательной деятельности
Основное назначение методической деятельности Учреждения – это оказание
качественных образовательных, информационных, консультационных услуг для
педагогов Учреждения, что предполагает обеспечение потребностей педагогов в
образовательных программах и технологиях, актуальной информации по вопросам
дополнительного образования детей.
В 2023 году
коллектив
продолжил работу над методической темой
«Совершенствование квалификации педагогических кадров, с целью повышения качества
образования по дополнительным общеразвивающим программам»». В рамках работы по
этой теме педагогический коллектив учреждения принял участие в обучающих
мероприятиях очного и дистанционного формата.
Направления деятельности:
организация работы творческих групп педагогов дополнительного образования;
12
программно-методическое
сопровождение
образовательной
деятельности:
консультирование по разработке и корректировке ДООП, оценочных материалов,
конспектов занятий и других методических материалов, формирование банка
методических материалов.
осуществление контроля профессиональной деятельности педагогов: посещение и
анализ занятий, воспитательных мероприятий;
повышение уровня профессионального мастерства педагогов: проведение
обучающих и практико-ориентированных семинаров, организация работы по
разработке и реализации планов профессионального развития педагогов,
организация участия педагогов в профессиональных конкурсах, сопровождение
педагогов при прохождении аттестации, организация повышения квалификации
педагогов;
обобщение и распространение результативного опыта работы педагогов (мастерклассы, выступления на семинарах, открытые занятия и т.д.);
организация и проведение областных и внутриучрежденческих конкурсов;
информационно – аналитическое обеспечение образовательной деятельности:
разработка методических материалов в помощь педагогам, анализ изучения
степени
удовлетворенности
учащихся
и
родителей
образовательной
деятельностью, предоставляемой учреждением, размещение информации на сайте,
в социальных сетях (ВК)
В течение года осуществлялось посещение занятий педагогов по различной
тематике: изучение качества образовательного процесса, помощь педагогам и т.д. По
итогам посещения проводился качественный анализ, составлялись индивидуальные
рекомендации:
по изменениям и дополнениям ДООП и разработке новых программ;
по использованию цифровых ресурсов в образовательной деятельности.
За отчётный период вели работу тематические творческие группы педагогических
работников по организации и проведению значимых мероприятий:
Муниципального этапа 4 Фестиваля детского анимационного творчества
«Снежные мультярики» в рамках проекта «Школа Росатома» в городе Сарове;
Творческая группа по подготовке документов проекта мероприятия Инженерного
форума «Аэроноваторы» и участию в Конкурсе муниципалитетов на право
проведения мероприятий для талантливых детей городов-участников проекта
«Школа Росатома»;
Творческая группа по организации и проведению городского конкурса по
робототехнике среди дошкольных учреждений города Сарова.
Качество педагогического процесса подкрепляется и регулярным участием
педагогов в конкурсах профессионального мастерства, публикациями на интернетпорталах различных педагогических сообществ, выступлениями на конференциях,
круглых столах, мастер-классах.
В дистанционных конкурсах приняли участие:
Всероссийский конкурс дополнительных общеобразовательных программ
«Образовательный ОЛИМП – 23» -1 место Зубарева И.А.;
Всероссийский конкурс лучших практик организаций, подведомственных
Министерству науки в области профессионального самоопределения и развития
13
научно-технического творчества и инновационной деятельности детей и молодежи
– 1 место Лейбова Т.М.;
Всероссийский конкурс работников сферы дополнительного образования на
разработку лучшего сценария мероприятия для обучающихся образовательных
организаций «Страна детства» - 2 место Жукаева С.В. и Малькова И.И.;
Международная онлайн Олимпиада по ментальной арифметике «Mindskills Global
18» Россия, г. Казань - 2 место, сертификат тренера Петухова Т.Н.
Всероссийский открытый конкурс лучших практик работников сферы образования
«Педагогический калейдоскоп 2023» ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН» г. Москва 1 место Лейбова Т.М.;
Городской конкурс «Новые созидатели» по инициативе Госкорпорации «Росатом»,
при поддержке Союза организаций атомной отрасли «Атомные города» и
Администрации города Сарова – Тютин В.Ф., Петухова Т.Н. (участники);
II Всероссийский конкурс научных, методических, творческих работ «Призвание,
труд, образование» - Жукаева С.В., Малькова И.И.
Общая методическая активность педагогов за 2023 год невысокая (не более 35% от
состава педработников вели методическую деятельность по различным направлениям). В
течение года активность педагогов была зафиксирована в следующих формах
методической работы:
работа в составе временных творческих групп - 8 педагогов (47%);
организация мастер-классов для педагогов или выступление с докладом на
семинаре – 4 педагога (24%);
реализация целевой модели наставничества -5 педагогов(30%);
проведение открытых занятий -2 педагога (12%);
публикации, в том числе в Интернет-ресурсах -5 педагогов (30%);
создание мультимедийных продуктов -5 педагогов(30%);
подготовлены методические разработки мастер-классов и открытых занятий – 8
педагогов(47%);
участие в конкурсах профессионального мастерства – 6 педагогов(35%).
В 2024 году необходимо
активизировать методическую деятельность всего
коллектива по различным направлениям, усилить контроль по наполнению содержанием и
качеству выполнения индивидуальных планов (маршрутов) по самообразованию педагогов.
В течение года методистами постоянно велась работа по пополнению материалами
рубрик «Методическая копилка», «Все конкурсы», «Вопросы воспитания» в социальной сети
в ВК в группе «Станция юных техников» для педагогов и родителей Учреждения. Всего
размещено 38 постов. Материалы включают информацию о конкурсах, воспитательных
мероприятиях и методические рекомендации.
Свой опыт в различном формате (в печатных изданиях, в сетевых педагогических
сообществах, электронных изданиях, на конференциях, семинарах и образовательных
модулях) обобщили: Дедова Н.В., Жукаева С.В., Лейбова Т.М., Малькова И.И., Петухова
Т.Н., Зубарева И.А.
Педагогами организованы более 35 различных мастер-классов для разных групп
потребителей:
Мастер-классы для педагогов:
«Робототехника - как средство развития технического творчества в
дополнительном образовании» (педагог Дедова Н.В.)
14
«Мастер-класс технической направленности» (педагог Малькова И.И.)
«Методика преподавания ментальной арифметики» (педагог Петухова Т.Н.)
Мастер-классы для детей и родителей:
Городской праздник «По компасу за горизонт» в рамках проекта «Школа
Росатома»
- «Автогонки – 2023» -изготовление инерционных автомобилей (педагоги:
Малькова И.И., Соболева С.Г.);
- «Ракета с пневматическим запуском» (педагоги: Немкова О.Н., Дедова Н.В.,
Баландин Д.В.)
Мастер-классы в рамках работы клуба «Семейные встречи»:
- «Дом для всей семьи» - создание изображения дома в трехмерном пространстве с
помощью программы «Tinkercat» (педагог Романова Л.Н.);
- «Электрический светильник» - изготовление электрифицированной модели
светильника (педагог Архипова Н.А.);
- «Символ года» - изготовление динамической игрушки (педагоги: Жукаева Н.В.,
Дедова Н.В.)
Мастер-классы для детей:
«Модель самолета из деталей робототехнического конструктора
HUNA –MRT» (педагог Дедова Н.В.);
«Автомобиль пикап» (педагог Малькова И.И.);
«Ракета с пневматическим запуском» (педагог Соболева С.Г.);
«Гоночный автомобиль «Багги» (педагог Малькова И.И.)
«Универсальная рука-захвата» (педагог Дедова Н. В.)
«Ракета» (педагог Немкова О.Н.);
«3D моделирование» (Романова Л.Н.)
Мастер-классы для учащихся МБОУ «Школа-интернат № 9 «Техноцех: от детали до
шедевра»:
Мастерская «Строй» - изготовление моделей домов из пазовых деталей
конструкторов (педагог Малькова И.И.);
Мастерская «Робоблок» - изготовление моделей из робототехнического
конструктора HUNA –MRT (педагоги: Дедова Н.В., Зубарева И.А.);
Мастерская «Эко-дизайн» - изготовление моделей елочки из деталей конструктора
«Мозаика» (педагоги: Мартынова Т.И., Жукаева С.В.)
8. Материально-техническая база
Для осуществления уставной деятельности Учреждение на праве оперативного
управления имеет три здания общей площадью 2599 кв.м. Для реализации дополнительных
общеразвивающих программ и проведения массовых мероприятий оборудованы: актовый
зал, компьютерный класс, 16 учебных кабинетов, в том числе: 13 кабинетов по техническому
творчеству и 3 кабинета по художественному творчеству. Помещения для занятий оснащены
мебелью, специальным оборудованием и инструментами в соответствии со спецификой
реализуемых программ (цифровое оборудование, видео-, аудиоаппаратура, станки, наборы
ручных инструментов и т.д.). Мебель подобрана в соответствии с ростовыми и возрастными
характеристиками обучающихся. Материально-техническая оснащенность образовательного
процесса позволяет организовать обучение по всем дополнительным общеразвивающим
программам.
15
Условия осуществления образовательной деятельности, имеющиеся у Учреждения,
соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам,
требованиям пожарной безопасности. На текущий момент все персональные компьютеры и
ноутбуки Учреждения объединены в локальную сеть, имеющую выход в сеть «Интернет».
Проведен широкополосный интернет. С каждого компьютера возможен выход в Интернет,
есть wi-fi. Учреждение имеет свой сайт https://sut-sarov.profiedu.ru
Оборудованы персональными компьютерами и принтерами 9 рабочих мест
педагогов, из них - 4 кабинета оборудованы ноутбуками и проекторами. Актовый зал
оборудован ноутбуком и проектором.
Компьютерами, принтерами, сканерами оборудованы рабочие места директора,
заместителя директора, главного бухгалтера, методистов, педагога-организатора, секретаря,
места педагогов в методическом кабинете, завхоза.
Всего 35 персональных компьютеров (в том числе используемых в учебных целях 28),
из них 14 ноутбуков (в том числе используемых в учебных целях 14).
В рамках реализации Национального проекта «Успех каждого ребенка» по открытию
новых мест дополнительного образования и реализации дополнительных общеразвивающих
программ получено необходимое оборудование: 3D-принтеры, 3D-сканер, 2 ноутбука.
Наименование оргтехники
Персональные компьютеры – всего
из них:
ноутбуки и другие портативные персональные компьютеры (кроме
планшетных)
находящиеся в составе локальных вычислительных сетей
имеющие доступ к сети Интернет
поступившие в отчетном году
Мультимедийные проекторы
Интерактивные доски
Принтеры
3D-принтеры
Сканеры
3D-сканер
Многофункциональные
устройства
(МФУ,
выполняющие
операции печати, сканирования, копирования)
Всего
35
14
14
32
2
9
1
7
3
2
1
11
Педагогическим работникам Учреждения обеспечена техническая поддержка при
проведении мероприятий: установка оборудования (проекторы, ноутбуки, звук),
консультирование по вопросам эксплуатации оборудования; регулярно проводится общая
техническая поддержка пользователей, ремонт и обслуживание компьютеров и оргтехники.
По итогам работы учреждения за 2023 год учебные кабинеты, рабочие места для
обучающихся и педагогов находятся в удовлетворительном состоянии, техника для ведения
образовательного процесса используется в полном объеме, что позволило оказать
муниципальные услуги в соответствии с планом.
9. Результаты анкетирования мнения родителей о качестве предоставляемых
образовательных услуг
В течение 2023 года в МБУ ДО « Станция юных техников» среди родителей было
проведено анкетирование, которое позволило узнать их мнение о качестве предоставляемых
образовательных услуг.В анкетировании приняли участие следующие объединения:
16
«Страна конструирования» (25 чел.),
«Технический моделизм» (22 чел.),
«Техническое конструирование» (19 чел.),
«Разноцветные капельки» (6 чел.),
«Путешествие в Техноград» (4 человека),
«Электрифицированная игрушка» (8 чел.),
«Прикладной дизайн» (15 чел.),
«Мир компьютера» (8 чел.),
«Дизайн» (3 чел.),
«Ментальная арифметика» (27 чел.)
«Авиамодельное объединение» (6 чел),
«Техностарт» (18 чел.),
«Компьютерная грамотность» (1 чел.),
«Мир технических открытий» (3 чел.),
«3D-моделирование» (11 чел.),
«Робототехника» (2 чел.),
«Начальное конструирование» (39 чел.).
Общая выборка исследования составила 217 человек
Наиболее высокую оценку (100% положительных оценок) получили такие показатели
качества образовательных услуг, как:
удовлетворённость отношением к ребенку педагога(-ов) МБУ ДО «Станция юных
техников»;
удовлетворенность доброжелательностью, вежливостью работников МБУ ДО
«Станция юных техников», обеспечивающих первичный контакт и
информирование получателя услуги (секретарь, методический кабинет, приёмная
директора, вахтёр и т. д.);
удовлетворенность условиями оказания услуг в МБУ ДО «Станция юных
техников» в целом.
99,5% родителей удовлетворены контролем со стороны педагога за посещаемостью
ребёнком занятий в МБУ ДО «Станция юных техников».
99,5% родителей удовлетворены режимом работы, расписанием занятий в МБУ ДО
«Станция юных техников».
99% родителей ответили, что ребёнок чувствует себя комфортно на занятиях и
других мероприятиях в МБУ ДО «Станция юных техников», а также 99% родителей
удовлетворены продолжительностью обучения, периодичностью занятий в МБУ ДО
«Станция юных техников».
98,5% родителей удовлетворены комфортностью предоставления услуг (удобная
мебель, есть туалет, чистый пол и стены, удобно ориентироваться в организации и т. д.).
96,5% родителей ответили, что получают из МБУ ДО «Станция юных техников»
полную и своевременную информацию о личных достижениях и/или проблемах ребенка.
96,5% родителей удовлетворены качеством, полнотой и доступностью информации о
деятельности МБУ ДО «Станция юных техников», размещенной на информационных
стендах в помещении организации.
96% родителей удовлетворены качеством, полнотой и доступностью информации о
деятельности МБУ ДО «Станция юных техников», размещенной в официальной группе в
социальной сети «ВКонтакте».
96% родителей считают, что МБУ ДО «Станция юных техников», расположена в
шаговой доступности, имеется удобное транспортное сообщение.
95,5% родителей удовлетворены качеством, полнотой и доступностью информации о
деятельности МБУ ДО «Станция юных техников», размещенной на официальном сайте
организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
17
Анкетирование выявило, что 61% (в 2022 году – 57,5%) обучающихся посещают
другие мероприятия в МБУДО «Станция юных техников» кроме основных занятий.
Только 22 % (в 2022 году – 15,9 %) опрошенных родителей готовы частично, по
мере необходимости, перевести своего ребёнка на дистанционное обучение по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. В качестве средств
коммуникации при частичном переходе на дистанционное обучение по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе родители перечислили: социальные
сети, мессенджеры, онлайн-конференции. Родители, имевшие опыт обучения в
дистанционном формате по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам МБУ ДО «Станция юных техников», в 96% случаев довольны качеством
предоставленных услуг.
По мнению большинства опрошенных родителей в МБУ ДО «Станция юных
техников» необходимо организовать объединения: мультстудия (для младших
школьников), 3D-моделирование в Tinkercad (для обучающихся 3-4 классов), 3Dмоделирование в Компас-3D (для обучающихся 6-7 классов).
100% родителей, принявших участие в анкетировании, готовы рекомендовать МБУ ДО
«Станция юных техников» родственникам и знакомым.
Вывод: в целом, родители удовлетворены качеством предоставляемых
образовательных услуг в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного
образования «Станция юных техников» города Сарова.
10. Показатели деятельности МБУ ДО «Станция юных техников»
№
п/п
1
1.
1.1
1.1.1
1.1.2
1.1.3
1.1.4
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.6.1
1.6.2
1.6.3
1.6.4
Показатели
2
Образовательная деятельность
Общая численность учащихся, в том числе:
Детей дошкольного возраста (3-6 лет)
Детей младшего школьного возраста (7-9 лет)
Детей среднего школьного возраста (10-14 лет)
Детей старшего школьного возраста (15-17 лет)
Численность учащихся, обучающихся по образовательным
программам по договорам по оказанию платных образовательных
услуг
Численность/удельный вес численности учащихся, занимающихся
в двух и более объединениях, в общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся с применением
дистанционных образовательных технологий, электронного
обучения, в общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся по
образовательным программам для детей с выдающимися
способностями, в общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся по
образовательным программам, направленным на работу с детьми
с особыми потребностями в образовании, в общей численности
учащихся, в том числе:
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей
Дети - мигранты
Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию
Единица
измерения
3
1501 чел.
405 чел. / 27%
777 чел. / 51,7%
298 чел. / 20%
21 чел. / 1,3%
38 чел. / 2,5%
69 чел. / 7%
673 чел. / 41%
179 чел./ 12%
22 чел. /1,5%
22 чел.
0
0
0
18
1.7
1.8
1.8.1
1.8.2
1.8.3
1.8.4
1.8.5
1.9
1.9.1
1.9.2
1.9.3
1.9.4
1.9.5
1.10
1.10.1
1.10.2
1.10.3
1.10.4
1.10.5
1.11
1.11.1
1.11.2
1.11.3
1.11.4
1.11.5
1.12
1.13
1.14
1.15
1.16
1.17
Численность/удельный вес численности учащихся, занимающихся
учебно-исследовательской, проектной деятельностью, в общей
численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся, принявших
участие в массовых мероприятиях, в общей численности
учащихся, в том числе:
На муниципальном уровне
На региональном уровне
На межрегиональном уровне
На федеральном уровне
На международном уровне
Численность/удельный вес численности учащихся – победителей
и призеров массовых мероприятиях, в общей численности
учащихся, в том числе:
На муниципальном уровне
На региональном уровне
На межрегиональном уровне
На федеральном уровне
На международном уровне
Численность/удельный вес численности учащихся, участвующих
в образовательных и социальных проектах, в общей численности
учащихся, в том числе:
Муниципального уровня
Регионального уровня
Межрегионального уровня
Федерального уровня
Международного уровня
Количество массовых мероприятий, проведенных
образовательной организацией, в том числе:
На муниципальном уровне
На региональном уровне
На межрегиональном уровне
На федеральном уровне
На международном уровне
Общая численность педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих высшее образование, в общей численности
педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих высшее образование педагогической
направленности (профиля), в общей численности педагогических
работников
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих среднее профессиональное образование, в
общей численности педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих среднее профессиональное образование
педагогической направленности (профиля), в общей численности
педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических
214 чел./14,2%
264 чел. / 17,6 %
144 чел. / 9,6%
28 чел. / 1,9%
0 чел.
54 чел. / 3,6%
38 чел. / 2,5%
181 чел. / 12%
108 чел./ 7,2%
11 чел./ 0,7%
0 чел.
36 чел./ 2,4%
26 чел./ 1,7%
312чел. / 21%
264 чел. / 18%
12 чел. / 0,8%
0 чел.
36 чел. / 2,4%
0 чел
20 ед.
18 ед.
1 ед.
0 ед.
1 ед.
0 ед.
22 чел.
22 чел./100%
21 чел. / 95%
0 чел. / 0%
0 чел. / 0%
15 чел./71%
19
1.17.1
1.17.2
1.17.3
1.18
1.18.1
1.18.2
1.19
1.20
1.21
1.22
1.23
1.23.1
1.23.2
1.24
2.
2.1
2.2
2.2.1
2.2.2
2.2.3
2.2.4
2.2.5
2.2.6
2.3
2.3.1
2.3.2
2.3.3
работников, которым по результатам аттестации присвоена
квалификационная категория в общей численности
педагогических работников, в том числе:
Высшая
Первая
СЗД
Численность/удельный вес численности педагогических
работников в общей численности педагогических работников,
педагогический стаж работы которых составляет:
До 5 лет
Свыше 30 лет
Численность/удельный вес численности педагогических
работников в общей численности педагогических работников в
возрасте до 30 лет
Численность/удельный вес численности педагогических
работников в общей численности педагогических работников в
возрасте от 55 лет
Численность/удельный вес численности педагогических и
административно-хозяйственных работников, прошедших за
последние 5 лет повышение квалификации/ профессиональную
переподготовку по профилю педагогической деятельности или
иной осуществляемой в образовательной организации
деятельности, в общей численности педагогических и
административно- хозяйственных работников
Численный/ удельный вес численности специалистов,
обеспечивающих методическую деятельность образовательной
организации, в общей численности сотрудников образовательной
организации
Количество публикаций, подготовленных педагогическими
работниками образовательной организации:
За 3 года
За отчетный период
Наличие в организации дополнительного образования системы
психолого-педагогической поддержки одаренных детей, иных
групп детей, требующих повышенного педагогического внимания
Инфраструктура
Количество компьютеров в расчете на одного учащегося
Количество помещений для осуществления образовательной
деятельности, в том числе:
Учебный класс
Лаборатория
Мастерская
Танцевальный класс
Спортивный зал
Бассейн
Количество помещений для организации досуговой деятельности
учащихся, в том числе:
Актовый зал
Концертный зал
Игровое помещение
8 чел. / 42%
6 чел. / 32%
1чел. / 11%
1 чел. / 5%
10 чел. / 45%
0 чел. /0%
10 чел. / 45%
25 чел. / 86%
2 чел. / 7%
40
40 ед.
5 ед.
Нет
0,035
16
16
0
0
0
0
0
1
1
0
0
20
2.4
2.5
2.6
2.6.1
2.6.2
2.6.3
2.6.4
2.6.5
2.7
Наличие загородных оздоровительных лагерей, баз отдыха
Наличие в образовательной организации системы электронного
документооборота
Наличие читального зала библиотеки, в том числе:
С обеспечением возможности работы на стационарных
компьютерах или использования переносных компьютеров
С медиатекой
Оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов
С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в
помещении библиотеки
С контролируемой распечаткой бумажных материалов
Численность/удельный вес численности учащихся, которым
обеспечена возможность пользоваться широкополосным
Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся
нет
да
нет
нет
нет
нет
нет
нет
780 чел./52%
Выводы о деятельности МБУ ДО «Станция юных техников»
Оценивая состояние и результаты деятельности Учреждения за 2023 год можно сделать
следующие выводы:
в учреждении создана комфортная образовательная и воспитательная среда, как
для педагогов, так и учащихся и их родителей (законных представителей);
учащиеся и их родители (законные представители) удовлетворены качеством
оказываемых дополнительных образовательных услуг;
реализуемые дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы
отличаются развивающим характером и предполагают возможность выбора
учащимися вида деятельности в соответствии с интересами и индивидуальными
способностями;
стабильные достижения учащихся детских объединений в конкурсах различной
направленности – итог целенаправленной и эффективной работы педагогов
дополнительного образования;
наблюдается положительная динамика развития инфраструктуры учреждения;
наблюдается стабильность в сохранности контингента учащихся;
в учреждении успешно функционируют органы государственно-общественного
управления, что обеспечивает открытость и прозрачность его деятельности;
кадровый состав учреждения характеризуется высоким уровнем образования и
квалификации;
уровень организации работы с кадрами по совершенствованию педагогического
мастерства остается стабильным;
ведется планомерная работа по привлечению социальных партнеров и социальному
взаимодействию с ними.
21