Отчет о результатах самообследования за 2023 год

1

Отчет о самообследовании
МБУ ДО «Станция юных техников»
за 2023 календарный год
Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и
открытости информации о деятельности организации, а также подготовка отчета о
результатах самообследования.
В процессе самообследования за 2023 год была проведена оценка образовательной
деятельности учреждения, системы управления ОО, содержания и качества подготовки
обучающихся, организации образовательной деятельности, качества кадрового, учебнометодического, информационного обеспечения, материально-технической базы,
функционирования внутренней оценки качества образования, проведен анализ
показателей деятельности ОО.
В качестве основных источников информации для аналитического отчета
использовались:






формы государственной статистической отчетности по образованию;
данные по результатам годовой промежуточной аттестации обучающихся;
данные мониторингов качества образования различного уровня;
результаты независимой оценки качества образования;
публикации в СМИ, сети «Интернет» и др.

Отчет представлен в текстовой и табличной форме и включает в себя разделы
согласно методическим рекомендациям по организации и проведению самообследования
образовательных организаций.
1.Общие сведения об образовательном учреждении
МБУ ДО «Станция юных техников» создано в соответствии с решением
Исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся города Арзамас-16
Горьковской области от 8 февраля 1968 года № 29\3, переименовано в соответствии с
постановлением Администрации города Сарова от 14.12.2011 № 5097, переименовано в
соответствии с приказом директора Департамента образования Администрации г. Саров
от 24.04.2015 № 94.
Адрес местонахождения Учреждения: 607183, Нижегородская область, город
Саров, улица Московская, дом 24, строение 1.
Учредителем Учреждения является муниципальное образование город Саров
(далее – город Саров). Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени
муниципального образования города Сарова осуществляют Администрация города
Сарова, орган Администрации - Департамент образования Администрации г. Саров (далее
– Департамент образования).
Организационно-правовая форма Учреждения – бюджетное учреждение.
Учреждение действует на основании Устава, утвержденного приказом
департамента образования Администрации города Саров от 30.04.2015 № 102.
Основной целью деятельности Учреждения в соответствии с Уставом является
осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам.

2

Предметом деятельности Учреждения является обучение и воспитание в интересах
человека, семьи, общества и государства, создание благоприятных условий для
разностороннего развития личности.
Для достижения цели деятельности Учреждение осуществляет следующие
основные виды деятельности:
а) реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
б) организация общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и
молодежной политики.
Виды образовательных программ, реализуемых Учреждением:
Дополнительные
общеобразовательные
программы
дополнительные
общеразвивающие программы технической и художественной направленности.
Управление Учреждением строится на сочетании принципов единоначалия и
коллегиальности, закрепленных Уставом Учреждения. Единоличным исполнительным
органом Учреждения является руководитель (директор), который назначается и
освобождается от должности Учредителем в соответствии с действующим
законодательством. В Учреждении действуют два коллегиальных органа управления
(общее собрание работников Учреждения и педагогический совет), а также первичная
профсоюзная организация Станции юных техников, входящая в территориальную
профсоюзную организацию работников образования.

2. Реализация образовательных программ
В соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности от
21.05.2015 № 344 (номер бланка: 52Л01 № 0002191), выданной министерством
образования Нижегородской области, Учреждение имеет право осуществлять реализацию
образовательных
программ
по
следующим
видам
образования,
подвидам
дополнительного образования: дополнительное образование детей и взрослых.
В первом полугодии 2023 года Учреждением осуществлена образовательная
деятельность по 22 дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам (далее - ДООП):



технической направленности -19;
художественной направленности – 3.

Обучение осуществлялось за счет средств муниципального бюджета, выделенных
на выполнение муниципального задания. Зачисление на ДООП осуществлялось через ИС
Навигатор. Также была реализована одна программа с обучением на платной основе. В
2024 году запланировано открыть набор групп на платной основе еще по одной ДООП
технической направленности.
Во втором полугодии 2023 года образовательная деятельность осуществлялась по
26 ДООП:



технической направленности -22;
художественной направленности – 4.

В 2023 году разработаны новые программы технической направленности:




«Эксплуатация беспилотных авиационных систем»,
«3D-моделирование в Компас 3D»,
«3D-моделирование в Tinkercad»,
3






«Мир технических открытий» для детей с ОВЗ,
«Робототехника+»,
«Компьютерная грамотность»,
«Страна конструирования»

и программа художественной направленности «Цветной мир дизайна».
Все программы, реализуемые Учреждением, разработаны в соответствии с
локальными актами Учреждения, прошли независимую оценку качества, рекомендованы к
реализации педагогическим советом и утверждены приказом директора Учреждения. В
2023 году в сетевой форме реализовывалось 8 ДООП технической направленности.
Общеобразовательные программы рассчитаны на возраст детей от 5 до 18 лет и
различаются по уровню и продолжительности реализации.
По возрасту обучающихся:





для дошкольников - 4 программ,
для нач/школы – 10 программ,
для среднего школьного возраста - 6 программ,
для старшеклассников - 6 программы.

Наиболее востребованными у родителей остаются программы для дошкольников и
детей начальной школы.
По срокам реализации:




до 1 года - 5 программ (19%),
до 2 лет – 15 программ (58%),
до 3 лет – 6 программ (23%)

По уровням:




5 (19%) - программы ознакомительного уровня,
15 (58%) – базового уровня,
6 (23%) - углубленного уровня освоения.

При обучении по программам педагоги применяют современные образовательные
технологии, которые обеспечивают личностное развитие обучающихся за счет творческой
и продуктивной деятельности в образовательном процессе.
Образовательная деятельность осуществлялась на базе трех зданий:




ул. Московская, д.24 - 441 чел. (45% обучающихся);
ул. Юности, д.5 -87 чел (9% обучающихся);
мастерские по ул. П. Морозова, д.11 -84 чел.(9% обучающихся); а так же на базе
общеобразовательных школ № 7, 10, 13, 17, 20 и «МБОУ Школа-интернат № 9» 361 чел.(37% обучающихся).

Таким образом, в кружках на базе общеобразовательных школ и «МБОУ Школа-интернат
№ 9» занимались 37% обучающихся и 63% - на базе учреждения.
В 2023 году, чтобы не допустить распространения заболеваний ОРВИ, гриппа и
коронавирусной инфекции, администрацией учреждения были введены дополнительные
профилактические меры при организации занятий в очной форме:
4







ежедневный усиленный фильтр обучающихся и работников – термометрию с
помощью бесконтактных термометров и опрос на наличие признаков
инфекционных заболеваний; лица с признаками инфекционных заболеваний
изолировались;
ежедневную влажную уборку с обработкой всех контактных поверхностей и
оборудования дезинфицирующими средствами, разведенных в концентрациях по
вирусному режиму;
бактерицидные установки в учебных кабинетах;
частое проветривание учебных кабинетов (после каждого занятия учебной группы).
Предпринятые меры позволили учреждению в 2023 году:






функционировать в стабильном режиме,
реализовать образовательные программы в полном объеме,
сохранить контингент обучающихся;
выполнить муниципальное задание.

3. Контингент обучающихся
В течение 2023 года, в соответствии с приказами о зачислении на обучение, в
объединениях МБУ ДО «Станции юных техников» всего занималось 1501 обучающихся.
По возрастным категориям:





405 человек (27%) – дети дошкольного возраста (5-6 лет),
777 (51,7%) – дети младшего школьного возраста (7-9 лет),
298 (20 %) - дети среднего школьного возраста (10-14лет),
21 (1,3%) - дети старшего школьного возраста (15-17 лет).

По-прежнему, основная доля обучающихся –51,7% (в предыдущем году - 53,4%) - это
ученики младшего школьного возраста.
В детских объединениях в ходе реализации ДООП за период календарного 2023 года:






214 человек (14,2%) занимались учебно-исследовательской и проектной
деятельностью;
264 человек (18%) подготовили конкурсные работы и проекты;
181 человек (70% от числа участников конкурсов) - одаренные дети, стали
победителями и призерами городских, областных, российских и международных
конкурсов;
22 человека (1,5%) – дети с особыми потребностями (учащиеся с ОВЗ и
инвалидностью) занимались по программам технической направленности;
38 человек (2,5%) в течение 2023 года обучались по образовательным программам
по договорам по оказанию платных образовательных услуг.

Во втором полугодии календарного года, по состоянию на 31.12.2023 в МБУ ДО
«Станция юных техников» образовательная деятельность велась в 91 учебной группе,
обучалось 973 обучающихся, из них 69 чел.(7%) занимались в 2-3 –х объединениях, также
26 человек (2,6%) получили образовательные услуги по договорам об оказании платных
образовательных услуг.
По профилю деятельности,
по состоянию на 31.12.2023, в МБУ ДО
«Станция юных техников»: техническим творчеством охвачено 828 человек и
5

художественным творчеством -145 чел., что в процентном отношении соответственно
составило 85% (в прошлом году-86%) и 15% (в прошлом году -14%) от общей
численности обучающихся.
Направленность

Количество Количество

Из них обучались в 2-3
объединениях

групп

Учащихся

91

973 чел

69 чел (7%)

80

828 чел / 85%

49 чел (71%) из 69 чел

2

17 чел / 1,7%

0

- по договорам об оказании
платных образовательных
услуг

4

26 чел / 2,6%

- Художественная
направленность

11

145 чел / 15%

Всего
Из них:
- Техническая направленность
из них:
- дети с особыми
потребностями (учащиеся с
ОВЗ и инвалидностью)

20 чел (29%) из 69 чел

4. Анализ образовательной деятельности за отчетный период
Образовательная деятельность учреждения велась в рамках Образовательной
программы МБУ ДО «Станция юных техников» на 2022-2023 (с 01.01.2023 по 31.08.2023)
и 2023-2024 (с 01.09.2023 по 31.12.2023) учебные годы.
Образовательная программа МБУ ДО «Станция юных техников» представляет
собой единую целостную модель организации образовательного пространства
учреждения, основными субъектами которого являются дети, родители и педагоги,
взаимодействующие между собой посредством образовательных, воспитательных,
досуговых программ и проектов, осуществляющих совместную деятельность в процессе
интеграции с образовательными учреждениями города, тесном партнерстве с семьей,
учреждениями культуры, СМИ, общественными организациями. Основной
целью
Образовательной программы МБУ ДО «Станция юных техников» является
образовательная
деятельность
по
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим программам, обучение и воспитание в интересах человека, семьи,
общества и государства, создание благоприятных условий для разностороннего развития
личности. Основными задачами являются развитие и совершенствование технического
творчества, создание доступной и развивающей образовательной среды для реализации
потенциала каждого ребенка.
В рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка», направленного на увеличение
охвата детей дополнительным образованием, в учреждении было создано 71 новое место
для
реализации
дополнительных
общеразвивающих
программ
технической
направленности: «Страна конструирования» -59 мест и «Путешествие в Техноград» - 12
мест. Новым современным оборудованием, полученным для реализации проекта, было
оснащено 2 учебных класса.
6

1.Система мониторинга качества реализации педагогами ДООП и качества освоения
ДООП обучающимися складывается из 5 составляющих:
1.1.Уровень качества освоения дополнительных общеразвивающих программ в динамике
за год.
Оценка
качества
освоения
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ включает в себя текущий контроль и промежуточную
годовую аттестацию обучающихся по дисциплинам с целью проверки уровня знаний и
умений, сформированности
базовых
компетенций.
По итогам реализации
образовательных программ в учреждении была организована промежуточная годовая
аттестация обучающихся в период с 01.04 по 18.05.2023г.
Аттестация
обучающихся
проводилась
педагогами
по
наработанным
диагностическим материалам по направлению деятельности объединений.
Все педагоги подготовили диагностический материал и провели аттестацию
учащихся в соответствии с графиком, о чем свидетельствуют представленные протоколы
проведенных мероприятий.
По итогам диагностических мероприятий за год уровень освоения образовательных
программ во всех учебных группах следующий:
- низкий - 0,5% (5 чел.);
- средний 49,5% ( 521 чел.);
- высокий 50% (537 чел.)
Все обучающиеся учреждения освоили образовательные программы объединений:
полностью - 537 человек и в необходимой степени - 526 человек Успешное прохождение
учащимися промежуточной аттестации стало основанием для перевода на следующий год
для продолжения обучения в группах. По итогам промежуточной аттестации:
- 537 учащихся переведены на следующий год обучения,
- 526 учащихся завершили обучение по дополнительным общеразвивающим программам.
Решение по данным вопросам принято педагогическим советом учреждения от
22.05.2023г.
1.2.Качество учебных материалов ( программное обеспечение ДООП).
В 2023 году все программы прошли независимую экспертизу качества (100%) в ИС
«Навигатор» ДО НО. Разработаны и реализуются 10 новых программ технической
направленности:
 «Веб-дизайн и разработка» (для 7-8 кл.);
 «Страна Лего» (для дошкольников);
 « Робототехника» (для дошкольников);
 ««Эксплуатация беспилотных авиационных систем» (6-8 кл);
 «3D-моделирование в Компас 3D» (6-8 кл);
 «3D-моделирование в Tinkercad» (2-3 кл);
 «Мир технических открытий» (для детей с ОВЗ);
 «Робототехника+» (2-4 кл);
 «Компьютерная грамотность» (3-4кл);
 «Страна конструирования» (для дошкольников)
и программа художественной направленности «Цветной мир дизайна» (2-4 кл).
1.3. Качество организуемых учебных занятий.
В 2023г. в рамках контроля и с целью оказания методической помощи были посещены
администрацией и методистами ряд учебных занятий, в том числе аттестационных
мероприятий. По итогам контроля были даны рекомендации по планированию
организации образовательной деятельности на занятиях, запланирован выборочный
7

контроль отдельных педагогов и объединений в 2024 году. Также на 2024год
запланировано обучение педагогов на практических семинарах новым педагогическим
технологиям и эффективному использованию их на занятиях.
1.4. Качество аттестационных мероприятий, изучения оценочного инструментария к
ДООП.
В 2023г. в рамках контроля и с целью оказания методической помощи были посещены
администрацией и методистами ряд занятий в рамках аттестационных процедур
обучающихся. По итогам посещений 2-м педагогам рекомендовано:
- пройти курсы повышения квалификации;
– использовать в своей работе при подготовке к занятиям методические материалы,
размещенные в группе ВК «Методическая копилка» МБУ ДО «Станция юных техников»:
презентацию «по организации и проведению занятия в ДОО», методичку «Памятка
краткого написания плана занятия в ДОО».
1.5. Пятая составляющая результативности образовательной деятельности - это
достижения обучающихся и коллективов детских объединений, участие обучающихся в
конкурсах различного уровня.
В 2023 году традиционно часть муниципальных и региональных конкурсов
проводилась в дистанционном (онлайн) или заочном формате. Другая часть конкурсов
подразумевала в очном формате только заключительный этап (финал).
Всего в 2023 году 264 обучающихся (в прошлом году -279) Станции юных
техников приняли участие в 40 различных мероприятиях: конкурсах, олимпиадах,
соревнованиях, фестивалях. Из них 179 человек (70% от числа участников конкурсов)
стали победителями и призерами. Организаторами областных конкурсов по техническому
творчеству выступили ЦРТДиЮ НО, региональный центр Вега (г. Н. Новгород);
всероссийских конкурсов ФЦТТУ МГТУ Станкин, (г. Москва), Российская академия
естествознания (г. Москва), Школа Росатома и другие.
Конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного
процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка.
2. Анализ организации воспитательной работы.
Реализация календарного плана воспитательной работы Программы воспитания
МБУ ДО «Станция юных техников» «Инженерный Техноквест» осуществлялась по
следующим модулям:


«Воспитание в учебной деятельности»,



«Традиция и культура»,



«Юные таланты»,



«Семья и СЮТ»,



«Информационно-коммуникативное пространство»,



«Творческие каникулы».

Организация содержательного досуга в МБУ ДО «Станция юных техников»
ориентирована на сохранение традиций, заинтересованность детей и родителей;
приоритетные направления и возможности деятельности учреждения. Педагогами
применяются такие традиционные формы работы, как беседы, викторины, игровые
программы, турниры, экскурсии, КВН, командные квизы, и др.

8

2.1. Организация и проведение культурно – досуговых и воспитательных мероприятий
для учащихся станции юных техников
Праздничные программы - одна из любимых форм взаимодействия учащихся
объединений станции юных техников. Это традиционные программы - «Давайте
познакомимся», «Посвящение в юные техники», «Новый год», «Победная весна».
Одна из традиционных форм подведения итогов учебного года – итоговая конференция
учащихся, в 2023 году посвященная году педагога и наставника. Информация размещена
на официальном сайте МБУ ДО «Станция юных техников» в разделе «Новости»:
https://sut-sarov.profiedu.ru/news-svc/item?id=390757&lang=ru&type=news&site_type=school
Подготовка обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности
жизнедеятельности, формирования культуры безопасного поведения и выработки
привычек здорового образа жизни остается одной из важных задач образовательных
учреждений. По плану воспитательной работы в данном направлении были проведены
мероприятия в рамках недели безопасности, участниками которых стали 190 учащихся.
Организация деятельности учреждения в каникулярное время в период
2023 года
включала в себя:
 спортивно-технические соревнования;
 организацию «Творческих мастерских» по техническому и художественному
творчеству;
 организацию летних смен площадки «Летняя дача».
В дни весенних каникул в рамках клуба общения «Семейные встречи» проведены
мастер-классы:






Динамическая игрушка «Жужжалка» (педагог Архипова Н.А.)
«Веселая мельница» (педагог Малькова И.И.)
«Катамаран с парусом» (педагог Ковшов Н.К.)
«Автомобиль с реактивным двигателем» (педагог Соболева С.Г.)
«Основы создания веб-сайта» (педагог Баландин Д.В.)

Основная часть мероприятий в 2023 году прошла в очном режиме, в онлайн
режиме были организованы творческая выставка детских работ «Новогодняя сказка» и
выставка технического творчества учащихся объединений технической направленности.
В течение года педагогами в объединениях в соответствии с календарем
образовательных событий было проведено более 80 досуговых и воспитательных
мероприятий, в которых приняли участие 2432 учащихся.
2.2. Организация работы с родителями (законными представителями) учащихся
Работа с родителями в дополнительном образовании является одним из важных
моментов в воспитании учащегося. Отношения между обучающимися, их родителями и
педагогами в дополнительном образовании построены на основе свободы выбора. При
объединении усилий семьи и дополнительного образования можно добиться успехов
воспитательного процесса как в отдельно взятом объединении, так и в учреждении в
целом.
Работа с законными представителями учащихся станции юных техников
осуществляется на групповом, учрежденческом и индивидуальном уровне.
9

индивидуальный уровень:
 консультации с родителями по процедуре регистрации учащихся в Навигаторе
дополнительного образования;
 беседы с родителями по усвоению учащимися программного материала ДООП;

групповой уровень:





родительские собрания;
открытые занятия для родителей;
игровой математический турнир на новогоднюю тематику;
организация сетевого взаимодействия с родителями через группу в социальной
сети ВКонтакте

учрежденческий уровень:
 привлечение родителей к организации спортивно – технических мероприятий;
 организация и проведение мастер- классов по техническому творчеству в рамках
работы клуба «Семейные встречи»;
 организация выставки семейного технического творчества.
Выставка семейного технического творчества «Инженерная сила» была направлена
укрепление семейных традиций и ценностей, пропаганду совместного семейного
творчества через техническое творчество.
Родители были активными участниками всех добровольческих акций, проводимых
в учреждении в течение года.
К новым формам совместной деятельности с родителями можно отнести
 игровое занятие совместно с родителями в объединении «Ментальная
арифметика»,
 проведение выставки семейного технического творчества «Инженерная сила».
Мероприятия с родителями представлены в таблице.
№п/п

Содержание

Количество

1

Родительские собрания

17

2

Экскурсии

1

3

Мастер - классы

11

4

Видео просмотры

5

5

Участие в добровольческих акциях

2

6

Открытые занятия

10

7

Мероприятия по итогам конкурсных мероприятий

1

8

Досуговые мероприятия

3
10

9

Выставка семейного творчества

1

Всего

51

2.3. Реализация целевой модели наставничества
С целью реализации системы наставничества в МБУ ДО «Станция юных
техников» в 2023
году была организована работа 5 наставнических пар по форме
«Ученик-ученик» и работа 1 наставнической пары «Учитель-учитель». В течение данного
периода велась работа с базой наставников и наставляемых в ИС «Навигатор»; были
утверждены индивидуальные планы и программы в рамках организации работы
наставнических пар обучающихся. Информационная поддержка деятельности учреждения
в рамках ЦМН осуществлялась путем ежемесячного размещения информации (отчетов
наставнических пар) на официальном сайте МБУ ДО «Станция юных техников»:
https://sut-sarov.profiedu.ru/?section_id=31
https://sut-sarov.profiedu.ru/?section_id=19
По итогам 2023 года доля детей и молодежи в возрасте от 10 до 19 лет, вошедших в
программы наставничества в роли наставляемого и наставников, несколько ниже
запланированного. Для достижения необходимого уровня вовлеченности в 2024 году
планируется организовать ученические пары в летний период в рамках работы площадки
«Летняя дача» (смена «Автозавод ГАЗ»). Ответственному исполнителю усилить контроль
по формированию и работой ученических пар.
2.4. Реализация областной программы «Развитие образования в Нижегородской
области»
МБУ ДО «Станция юных техников» является организатором муниципальных
этапов областных и
региональных конкурсных мероприятий художественной и
технической направленности программы «Развитие образования Нижегородской области»
совместно с ГБУ ДО ЦРТДиЮ НО, ГБОУ ДПО НИРО.
В соответствии с Планом работы Департамента образования Администрации
города Саров и планом работы МБУ ДО «Станция юных техников» на 2023 год,
Учреждением были организованы и проведены 14 мероприятий, в которых приняло
участие 29 образовательных организаций, из них: 11 общеобразовательных учреждений,
13 учреждений дошкольного образования, 5 учреждений дополнительного образования.
На муниципальном уровне в конкурсных мероприятиях приняло участие - 335
человек (в 2022 году 202 чел.), победителей и призеров муниципальных этапов – 87
человек (в 2022 г. – 58 чел.). Участников областных и региональных этапов - 75 человек.
Призерами стали 18 человек (в 2022 г. участников – 41, призеров 7). Информация с
итогами муниципальных этапов областных конкурсов размещена на официальном сайте
МБУ ДО «Станция юных техников» в разделе «Новости»:
https://sut-sarov.profiedu.ru/news-svc/item?id=511881&lang=ru&type=news&site_type=school
https://sut-sarov.profiedu.ru/news-svc/item?id=589825&lang=ru&type=news&site_type=school
https://sut-sarov.profiedu.ru/news-svc/item?id=500827&lang=ru&type=news&site_type=school
https://sut-sarov.profiedu.ru/news-svc/item?id=500028&lang=ru&type=news&site_type=school
11

Наблюдается общее увеличение количества участников от образовательных
учреждений города Сарова и результативности их участия в конкурсных мероприятиях
государственной программы «Развитие образования в Нижегородской области».
Сравнительный анализ проведенных конкурсов муниципального этапа областной
программы по сравнению с соответствующим периодом 2022г. показал положительную
динамику результативности: увеличение числа участников конкурсных мероприятий на
66%, призеров муниципальных этапов на 50%, участников областных и региональных
этапов на 82%, призеров областных и региональных этапов более чем в 2 раза.

6. Кадровое обеспечение образовательной деятельности
Учреждение укомплектовано педагогическими кадрами. В 2023 году трудилось
22 педагогических работника: из них педагогов дополнительного образования – 18
человек (13 педагогов – штатные сотрудники, 9 педагогов – совместители, из них - 4
человека - внутреннее совместительство). Все педагоги имеют высшее педагогическое
образование. МБУ ДО «Станция юных техников» ориентируется на формирование
современной системы сопровождения непрерывного профессионального развития
педагогов. В 2023 году прошел курсы профессиональной переподготовки в объеме 250 ак/
часов 1 человек, курсовую подготовку в объеме 36 часов - 7 человек, 100 %
педагогических работников прошли курсы повышения квалификации в течение последних
трех лет.
Из числа педагогов ДО (в том числе с внутренними совместителями) высшую
категорию имеют 8 человек, первую - 6 , соответствие должности – 1 человек, без
категории 7 человек (из них 5 чел. не подлежат аттестации).
Одним из направлений деятельности администрации учреждения по
формированию успешной кадровой политики является работа по выдвижению
педагогических работников на награждение государственными и отраслевыми наградами.
Среди педагогов станции юных техников 2 педагога имеют звание «Почетный работник
общего образования РФ», 1чел. - кандидат педагогических наук, 2 чел. – кандидаты
технических наук, 4 педагога награждены Почетной грамотой Минобрнауки России, 5
педагогов имеют Награды Министерства образования Нижегородской области.

7. Методическое обеспечение образовательной деятельности
Основное назначение методической деятельности Учреждения – это оказание
качественных образовательных, информационных, консультационных услуг для
педагогов Учреждения, что предполагает обеспечение потребностей педагогов в
образовательных программах и технологиях, актуальной информации по вопросам
дополнительного образования детей.
В 2023 году
коллектив
продолжил работу над методической темой
«Совершенствование квалификации педагогических кадров, с целью повышения качества
образования по дополнительным общеразвивающим программам»». В рамках работы по
этой теме педагогический коллектив учреждения принял участие в обучающих
мероприятиях очного и дистанционного формата.
Направления деятельности:


организация работы творческих групп педагогов дополнительного образования;
12










программно-методическое
сопровождение
образовательной
деятельности:
консультирование по разработке и корректировке ДООП, оценочных материалов,
конспектов занятий и других методических материалов, формирование банка
методических материалов.
осуществление контроля профессиональной деятельности педагогов: посещение и
анализ занятий, воспитательных мероприятий;
повышение уровня профессионального мастерства педагогов: проведение
обучающих и практико-ориентированных семинаров, организация работы по
разработке и реализации планов профессионального развития педагогов,
организация участия педагогов в профессиональных конкурсах, сопровождение
педагогов при прохождении аттестации, организация повышения квалификации
педагогов;
обобщение и распространение результативного опыта работы педагогов (мастерклассы, выступления на семинарах, открытые занятия и т.д.);
организация и проведение областных и внутриучрежденческих конкурсов;
информационно – аналитическое обеспечение образовательной деятельности:
разработка методических материалов в помощь педагогам, анализ изучения
степени
удовлетворенности
учащихся
и
родителей
образовательной
деятельностью, предоставляемой учреждением, размещение информации на сайте,
в социальных сетях (ВК)

В течение года осуществлялось посещение занятий педагогов по различной
тематике: изучение качества образовательного процесса, помощь педагогам и т.д. По
итогам посещения проводился качественный анализ, составлялись индивидуальные
рекомендации:



по изменениям и дополнениям ДООП и разработке новых программ;
по использованию цифровых ресурсов в образовательной деятельности.

За отчётный период вели работу тематические творческие группы педагогических
работников по организации и проведению значимых мероприятий:





Муниципального этапа 4 Фестиваля детского анимационного творчества
«Снежные мультярики» в рамках проекта «Школа Росатома» в городе Сарове;
Творческая группа по подготовке документов проекта мероприятия Инженерного
форума «Аэроноваторы» и участию в Конкурсе муниципалитетов на право
проведения мероприятий для талантливых детей городов-участников проекта
«Школа Росатома»;
Творческая группа по организации и проведению городского конкурса по
робототехнике среди дошкольных учреждений города Сарова.

Качество педагогического процесса подкрепляется и регулярным участием
педагогов в конкурсах профессионального мастерства, публикациями на интернетпорталах различных педагогических сообществ, выступлениями на конференциях,
круглых столах, мастер-классах.
В дистанционных конкурсах приняли участие:



Всероссийский конкурс дополнительных общеобразовательных программ
«Образовательный ОЛИМП – 23» -1 место Зубарева И.А.;
Всероссийский конкурс лучших практик организаций, подведомственных
Министерству науки в области профессионального самоопределения и развития
13







научно-технического творчества и инновационной деятельности детей и молодежи
– 1 место Лейбова Т.М.;
Всероссийский конкурс работников сферы дополнительного образования на
разработку лучшего сценария мероприятия для обучающихся образовательных
организаций «Страна детства» - 2 место Жукаева С.В. и Малькова И.И.;
Международная онлайн Олимпиада по ментальной арифметике «Mindskills Global
18» Россия, г. Казань - 2 место, сертификат тренера Петухова Т.Н.
Всероссийский открытый конкурс лучших практик работников сферы образования
«Педагогический калейдоскоп 2023» ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН» г. Москва 1 место Лейбова Т.М.;
Городской конкурс «Новые созидатели» по инициативе Госкорпорации «Росатом»,
при поддержке Союза организаций атомной отрасли «Атомные города» и
Администрации города Сарова – Тютин В.Ф., Петухова Т.Н. (участники);
II Всероссийский конкурс научных, методических, творческих работ «Призвание,
труд, образование» - Жукаева С.В., Малькова И.И.

Общая методическая активность педагогов за 2023 год невысокая (не более 35% от
состава педработников вели методическую деятельность по различным направлениям). В
течение года активность педагогов была зафиксирована в следующих формах
методической работы:









работа в составе временных творческих групп - 8 педагогов (47%);
организация мастер-классов для педагогов или выступление с докладом на
семинаре – 4 педагога (24%);
реализация целевой модели наставничества -5 педагогов(30%);
проведение открытых занятий -2 педагога (12%);
публикации, в том числе в Интернет-ресурсах -5 педагогов (30%);
создание мультимедийных продуктов -5 педагогов(30%);
подготовлены методические разработки мастер-классов и открытых занятий – 8
педагогов(47%);
участие в конкурсах профессионального мастерства – 6 педагогов(35%).

В 2024 году необходимо
активизировать методическую деятельность всего
коллектива по различным направлениям, усилить контроль по наполнению содержанием и
качеству выполнения индивидуальных планов (маршрутов) по самообразованию педагогов.
В течение года методистами постоянно велась работа по пополнению материалами
рубрик «Методическая копилка», «Все конкурсы», «Вопросы воспитания» в социальной сети
в ВК в группе «Станция юных техников» для педагогов и родителей Учреждения. Всего
размещено 38 постов. Материалы включают информацию о конкурсах, воспитательных
мероприятиях и методические рекомендации.
Свой опыт в различном формате (в печатных изданиях, в сетевых педагогических
сообществах, электронных изданиях, на конференциях, семинарах и образовательных
модулях) обобщили: Дедова Н.В., Жукаева С.В., Лейбова Т.М., Малькова И.И., Петухова
Т.Н., Зубарева И.А.
Педагогами организованы более 35 различных мастер-классов для разных групп
потребителей:
Мастер-классы для педагогов:
 «Робототехника - как средство развития технического творчества в
дополнительном образовании» (педагог Дедова Н.В.)
14




«Мастер-класс технической направленности» (педагог Малькова И.И.)
«Методика преподавания ментальной арифметики» (педагог Петухова Т.Н.)

Мастер-классы для детей и родителей:
 Городской праздник «По компасу за горизонт» в рамках проекта «Школа
Росатома»
 - «Автогонки – 2023» -изготовление инерционных автомобилей (педагоги:
Малькова И.И., Соболева С.Г.);
 - «Ракета с пневматическим запуском» (педагоги: Немкова О.Н., Дедова Н.В.,
Баландин Д.В.)
Мастер-классы в рамках работы клуба «Семейные встречи»:
 - «Дом для всей семьи» - создание изображения дома в трехмерном пространстве с
помощью программы «Tinkercat» (педагог Романова Л.Н.);
 - «Электрический светильник» - изготовление электрифицированной модели
светильника (педагог Архипова Н.А.);
 - «Символ года» - изготовление динамической игрушки (педагоги: Жукаева Н.В.,
Дедова Н.В.)
Мастер-классы для детей:
 «Модель самолета из деталей робототехнического конструктора
 HUNA –MRT» (педагог Дедова Н.В.);
 «Автомобиль пикап» (педагог Малькова И.И.);
 «Ракета с пневматическим запуском» (педагог Соболева С.Г.);
 «Гоночный автомобиль «Багги» (педагог Малькова И.И.)
 «Универсальная рука-захвата» (педагог Дедова Н. В.)
 «Ракета» (педагог Немкова О.Н.);
 «3D моделирование» (Романова Л.Н.)
Мастер-классы для учащихся МБОУ «Школа-интернат № 9 «Техноцех: от детали до
шедевра»:
 Мастерская «Строй» - изготовление моделей домов из пазовых деталей
конструкторов (педагог Малькова И.И.);
 Мастерская «Робоблок» - изготовление моделей из робототехнического
конструктора HUNA –MRT (педагоги: Дедова Н.В., Зубарева И.А.);
 Мастерская «Эко-дизайн» - изготовление моделей елочки из деталей конструктора
«Мозаика» (педагоги: Мартынова Т.И., Жукаева С.В.)

8. Материально-техническая база
Для осуществления уставной деятельности Учреждение на праве оперативного
управления имеет три здания общей площадью 2599 кв.м. Для реализации дополнительных
общеразвивающих программ и проведения массовых мероприятий оборудованы: актовый
зал, компьютерный класс, 16 учебных кабинетов, в том числе: 13 кабинетов по техническому
творчеству и 3 кабинета по художественному творчеству. Помещения для занятий оснащены
мебелью, специальным оборудованием и инструментами в соответствии со спецификой
реализуемых программ (цифровое оборудование, видео-, аудиоаппаратура, станки, наборы
ручных инструментов и т.д.). Мебель подобрана в соответствии с ростовыми и возрастными
характеристиками обучающихся. Материально-техническая оснащенность образовательного
процесса позволяет организовать обучение по всем дополнительным общеразвивающим
программам.
15

Условия осуществления образовательной деятельности, имеющиеся у Учреждения,
соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам,
требованиям пожарной безопасности. На текущий момент все персональные компьютеры и
ноутбуки Учреждения объединены в локальную сеть, имеющую выход в сеть «Интернет».
Проведен широкополосный интернет. С каждого компьютера возможен выход в Интернет,
есть wi-fi. Учреждение имеет свой сайт https://sut-sarov.profiedu.ru
Оборудованы персональными компьютерами и принтерами 9 рабочих мест
педагогов, из них - 4 кабинета оборудованы ноутбуками и проекторами. Актовый зал
оборудован ноутбуком и проектором.
Компьютерами, принтерами, сканерами оборудованы рабочие места директора,
заместителя директора, главного бухгалтера, методистов, педагога-организатора, секретаря,
места педагогов в методическом кабинете, завхоза.
Всего 35 персональных компьютеров (в том числе используемых в учебных целях 28),
из них 14 ноутбуков (в том числе используемых в учебных целях 14).
В рамках реализации Национального проекта «Успех каждого ребенка» по открытию
новых мест дополнительного образования и реализации дополнительных общеразвивающих
программ получено необходимое оборудование: 3D-принтеры, 3D-сканер, 2 ноутбука.
Наименование оргтехники
Персональные компьютеры – всего
из них:
ноутбуки и другие портативные персональные компьютеры (кроме
планшетных)
находящиеся в составе локальных вычислительных сетей
имеющие доступ к сети Интернет
поступившие в отчетном году
Мультимедийные проекторы
Интерактивные доски
Принтеры
3D-принтеры
Сканеры
3D-сканер
Многофункциональные
устройства
(МФУ,
выполняющие
операции печати, сканирования, копирования)

Всего
35

14
14
32
2
9
1
7
3
2
1
11

Педагогическим работникам Учреждения обеспечена техническая поддержка при
проведении мероприятий: установка оборудования (проекторы, ноутбуки, звук),
консультирование по вопросам эксплуатации оборудования; регулярно проводится общая
техническая поддержка пользователей, ремонт и обслуживание компьютеров и оргтехники.
По итогам работы учреждения за 2023 год учебные кабинеты, рабочие места для
обучающихся и педагогов находятся в удовлетворительном состоянии, техника для ведения
образовательного процесса используется в полном объеме, что позволило оказать
муниципальные услуги в соответствии с планом.
9. Результаты анкетирования мнения родителей о качестве предоставляемых
образовательных услуг
В течение 2023 года в МБУ ДО « Станция юных техников» среди родителей было
проведено анкетирование, которое позволило узнать их мнение о качестве предоставляемых
образовательных услуг.В анкетировании приняли участие следующие объединения:
16

 «Страна конструирования» (25 чел.),
 «Технический моделизм» (22 чел.),
 «Техническое конструирование» (19 чел.),
 «Разноцветные капельки» (6 чел.),
 «Путешествие в Техноград» (4 человека),
 «Электрифицированная игрушка» (8 чел.),
 «Прикладной дизайн» (15 чел.),
 «Мир компьютера» (8 чел.),
 «Дизайн» (3 чел.),
 «Ментальная арифметика» (27 чел.)
 «Авиамодельное объединение» (6 чел),
 «Техностарт» (18 чел.),
 «Компьютерная грамотность» (1 чел.),
 «Мир технических открытий» (3 чел.),
 «3D-моделирование» (11 чел.),
 «Робототехника» (2 чел.),
 «Начальное конструирование» (39 чел.).
 Общая выборка исследования составила 217 человек
Наиболее высокую оценку (100% положительных оценок) получили такие показатели
качества образовательных услуг, как:
 удовлетворённость отношением к ребенку педагога(-ов) МБУ ДО «Станция юных
техников»;
 удовлетворенность доброжелательностью, вежливостью работников МБУ ДО
«Станция юных техников», обеспечивающих первичный контакт и
информирование получателя услуги (секретарь, методический кабинет, приёмная
директора, вахтёр и т. д.);
 удовлетворенность условиями оказания услуг в МБУ ДО «Станция юных
техников» в целом.
99,5% родителей удовлетворены контролем со стороны педагога за посещаемостью
ребёнком занятий в МБУ ДО «Станция юных техников».
99,5% родителей удовлетворены режимом работы, расписанием занятий в МБУ ДО
«Станция юных техников».
99% родителей ответили, что ребёнок чувствует себя комфортно на занятиях и
других мероприятиях в МБУ ДО «Станция юных техников», а также 99% родителей
удовлетворены продолжительностью обучения, периодичностью занятий в МБУ ДО
«Станция юных техников».
98,5% родителей удовлетворены комфортностью предоставления услуг (удобная
мебель, есть туалет, чистый пол и стены, удобно ориентироваться в организации и т. д.).
96,5% родителей ответили, что получают из МБУ ДО «Станция юных техников»
полную и своевременную информацию о личных достижениях и/или проблемах ребенка.
96,5% родителей удовлетворены качеством, полнотой и доступностью информации о
деятельности МБУ ДО «Станция юных техников», размещенной на информационных
стендах в помещении организации.
96% родителей удовлетворены качеством, полнотой и доступностью информации о
деятельности МБУ ДО «Станция юных техников», размещенной в официальной группе в
социальной сети «ВКонтакте».
96% родителей считают, что МБУ ДО «Станция юных техников», расположена в
шаговой доступности, имеется удобное транспортное сообщение.
95,5% родителей удовлетворены качеством, полнотой и доступностью информации о
деятельности МБУ ДО «Станция юных техников», размещенной на официальном сайте
организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
17

Анкетирование выявило, что 61% (в 2022 году – 57,5%) обучающихся посещают
другие мероприятия в МБУДО «Станция юных техников» кроме основных занятий.
Только 22 % (в 2022 году – 15,9 %) опрошенных родителей готовы частично, по
мере необходимости, перевести своего ребёнка на дистанционное обучение по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. В качестве средств
коммуникации при частичном переходе на дистанционное обучение по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе родители перечислили: социальные
сети, мессенджеры, онлайн-конференции. Родители, имевшие опыт обучения в
дистанционном формате по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам МБУ ДО «Станция юных техников», в 96% случаев довольны качеством
предоставленных услуг.
По мнению большинства опрошенных родителей в МБУ ДО «Станция юных
техников» необходимо организовать объединения: мультстудия (для младших
школьников), 3D-моделирование в Tinkercad (для обучающихся 3-4 классов), 3Dмоделирование в Компас-3D (для обучающихся 6-7 классов).
100% родителей, принявших участие в анкетировании, готовы рекомендовать МБУ ДО
«Станция юных техников» родственникам и знакомым.
Вывод: в целом, родители удовлетворены качеством предоставляемых
образовательных услуг в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного
образования «Станция юных техников» города Сарова.
10. Показатели деятельности МБУ ДО «Станция юных техников»
№
п/п
1
1.
1.1
1.1.1
1.1.2
1.1.3
1.1.4
1.2

1.3
1.4

1.5

1.6

1.6.1
1.6.2
1.6.3
1.6.4

Показатели
2
Образовательная деятельность
Общая численность учащихся, в том числе:
Детей дошкольного возраста (3-6 лет)
Детей младшего школьного возраста (7-9 лет)
Детей среднего школьного возраста (10-14 лет)
Детей старшего школьного возраста (15-17 лет)
Численность учащихся, обучающихся по образовательным
программам по договорам по оказанию платных образовательных
услуг
Численность/удельный вес численности учащихся, занимающихся
в двух и более объединениях, в общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся с применением
дистанционных образовательных технологий, электронного
обучения, в общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся по
образовательным программам для детей с выдающимися
способностями, в общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся по
образовательным программам, направленным на работу с детьми
с особыми потребностями в образовании, в общей численности
учащихся, в том числе:
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей
Дети - мигранты
Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию

Единица
измерения
3
1501 чел.
405 чел. / 27%
777 чел. / 51,7%
298 чел. / 20%
21 чел. / 1,3%
38 чел. / 2,5%
69 чел. / 7%
673 чел. / 41%
179 чел./ 12%
22 чел. /1,5%

22 чел.
0
0
0
18

1.7

1.8

1.8.1
1.8.2
1.8.3
1.8.4
1.8.5
1.9

1.9.1
1.9.2
1.9.3
1.9.4
1.9.5
1.10

1.10.1
1.10.2
1.10.3
1.10.4
1.10.5
1.11
1.11.1
1.11.2
1.11.3
1.11.4
1.11.5
1.12
1.13

1.14

1.15

1.16

1.17

Численность/удельный вес численности учащихся, занимающихся
учебно-исследовательской, проектной деятельностью, в общей
численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся, принявших
участие в массовых мероприятиях, в общей численности
учащихся, в том числе:
На муниципальном уровне
На региональном уровне
На межрегиональном уровне
На федеральном уровне
На международном уровне
Численность/удельный вес численности учащихся – победителей
и призеров массовых мероприятиях, в общей численности
учащихся, в том числе:
На муниципальном уровне
На региональном уровне
На межрегиональном уровне
На федеральном уровне
На международном уровне
Численность/удельный вес численности учащихся, участвующих
в образовательных и социальных проектах, в общей численности
учащихся, в том числе:
Муниципального уровня
Регионального уровня
Межрегионального уровня
Федерального уровня
Международного уровня
Количество массовых мероприятий, проведенных
образовательной организацией, в том числе:
На муниципальном уровне
На региональном уровне
На межрегиональном уровне
На федеральном уровне
На международном уровне
Общая численность педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих высшее образование, в общей численности
педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих высшее образование педагогической
направленности (профиля), в общей численности педагогических
работников
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих среднее профессиональное образование, в
общей численности педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих среднее профессиональное образование
педагогической направленности (профиля), в общей численности
педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических

214 чел./14,2%
264 чел. / 17,6 %
144 чел. / 9,6%
28 чел. / 1,9%
0 чел.
54 чел. / 3,6%
38 чел. / 2,5%
181 чел. / 12%
108 чел./ 7,2%
11 чел./ 0,7%
0 чел.
36 чел./ 2,4%
26 чел./ 1,7%
312чел. / 21%
264 чел. / 18%
12 чел. / 0,8%
0 чел.
36 чел. / 2,4%
0 чел
20 ед.
18 ед.
1 ед.
0 ед.
1 ед.
0 ед.
22 чел.
22 чел./100%
21 чел. / 95%

0 чел. / 0%
0 чел. / 0%

15 чел./71%
19

1.17.1
1.17.2
1.17.3
1.18

1.18.1
1.18.2
1.19

1.20

1.21

1.22

1.23
1.23.1
1.23.2
1.24

2.
2.1
2.2
2.2.1
2.2.2
2.2.3
2.2.4
2.2.5
2.2.6
2.3
2.3.1
2.3.2
2.3.3

работников, которым по результатам аттестации присвоена
квалификационная категория в общей численности
педагогических работников, в том числе:
Высшая
Первая
СЗД
Численность/удельный вес численности педагогических
работников в общей численности педагогических работников,
педагогический стаж работы которых составляет:
До 5 лет
Свыше 30 лет
Численность/удельный вес численности педагогических
работников в общей численности педагогических работников в
возрасте до 30 лет
Численность/удельный вес численности педагогических
работников в общей численности педагогических работников в
возрасте от 55 лет
Численность/удельный вес численности педагогических и
административно-хозяйственных работников, прошедших за
последние 5 лет повышение квалификации/ профессиональную
переподготовку по профилю педагогической деятельности или
иной осуществляемой в образовательной организации
деятельности, в общей численности педагогических и
административно- хозяйственных работников
Численный/ удельный вес численности специалистов,
обеспечивающих методическую деятельность образовательной
организации, в общей численности сотрудников образовательной
организации
Количество публикаций, подготовленных педагогическими
работниками образовательной организации:
За 3 года
За отчетный период
Наличие в организации дополнительного образования системы
психолого-педагогической поддержки одаренных детей, иных
групп детей, требующих повышенного педагогического внимания
Инфраструктура
Количество компьютеров в расчете на одного учащегося
Количество помещений для осуществления образовательной
деятельности, в том числе:
Учебный класс
Лаборатория
Мастерская
Танцевальный класс
Спортивный зал
Бассейн
Количество помещений для организации досуговой деятельности
учащихся, в том числе:
Актовый зал
Концертный зал
Игровое помещение

8 чел. / 42%
6 чел. / 32%
1чел. / 11%

1 чел. / 5%
10 чел. / 45%
0 чел. /0%
10 чел. / 45%
25 чел. / 86%

2 чел. / 7%

40
40 ед.
5 ед.
Нет

0,035
16
16
0
0
0
0
0
1
1
0
0
20

2.4
2.5
2.6
2.6.1
2.6.2
2.6.3
2.6.4
2.6.5
2.7

Наличие загородных оздоровительных лагерей, баз отдыха
Наличие в образовательной организации системы электронного
документооборота
Наличие читального зала библиотеки, в том числе:
С обеспечением возможности работы на стационарных
компьютерах или использования переносных компьютеров
С медиатекой
Оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов
С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в
помещении библиотеки
С контролируемой распечаткой бумажных материалов
Численность/удельный вес численности учащихся, которым
обеспечена возможность пользоваться широкополосным
Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся

нет
да
нет
нет
нет
нет
нет
нет
780 чел./52%

Выводы о деятельности МБУ ДО «Станция юных техников»
Оценивая состояние и результаты деятельности Учреждения за 2023 год можно сделать
следующие выводы:













в учреждении создана комфортная образовательная и воспитательная среда, как
для педагогов, так и учащихся и их родителей (законных представителей);
учащиеся и их родители (законные представители) удовлетворены качеством
оказываемых дополнительных образовательных услуг;
реализуемые дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы
отличаются развивающим характером и предполагают возможность выбора
учащимися вида деятельности в соответствии с интересами и индивидуальными
способностями;
стабильные достижения учащихся детских объединений в конкурсах различной
направленности – итог целенаправленной и эффективной работы педагогов
дополнительного образования;
наблюдается положительная динамика развития инфраструктуры учреждения;
наблюдается стабильность в сохранности контингента учащихся;
в учреждении успешно функционируют органы государственно-общественного
управления, что обеспечивает открытость и прозрачность его деятельности;
кадровый состав учреждения характеризуется высоким уровнем образования и
квалификации;
уровень организации работы с кадрами по совершенствованию педагогического
мастерства остается стабильным;
ведется планомерная работа по привлечению социальных партнеров и социальному
взаимодействию с ними.

21



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.