ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Свою историю слово “дизайн” берет от итальянского “designo”, которое в эпоху
Ренессанса обозначало проект, рисунок, идею. Позднее, в XVI веке, в Англии появляется
понятие” design”, которое дошло до наших дней и переводится на русский язык как
замысел, чертеж, узор, а также” проектировать, конструировать”.
В более узком понимании дизайн означает проектно-художественную деятельность
по организации комфортной для человека предметной среды.
Вещи, как и люди, бывают духовными и бездуховными. Духовные имеют свою
энергетику, свое звучание. Это тот второй план, который необходим человеку.
Декоративно-прикладное искусство переживает новый этап - словно заново открывается
нам красота произведений древнего традиционного искусства, воплощающего
многовековый опыт художественного вкуса и жизненной мудрости человека труда. В
настоящее время изделия из кожи, сухоцветов, искусственных материалов, вторичных
материалов, ниток входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а, в первую очередь,
как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся
украшением интерьера наших квартир, учебных кабинетов, офисных помещений. В этом
выражается исконная потребность человека в красоте, желание видеть вокруг себя не
стандартные массовые изделия, а рукотворные предметы декоративного искусства с их
естественностью и поэтичностью, а самое главное - доброй энергией мастера, подарившего
эти изделия людям.
Деятельность объединения “ Дизайн” выражается в стремлении держать престиж
старинных ремесел, показать, что в наши дома должны вернуться “теплые, уютные,
потрясающей красоты вещи, сделанные не только руками, но и “сердцами” мастеров.
Если нам, живущим на Российской земле, не чтить и не любить то, что веками
создавали предки, мы не получим и духовной подпитки, необходимой для передачи
самобытной культуры России будущим поколениям.
Дополнительная образовательная программа “Дизайн” имеет художественную
направленность. Она ориентирована на развитие художественно-эстетического вкуса,
художественных способностей к декоративно-прикладным видам творчества, творческого
подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовка личности к
постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию
чувственного образа воспринимаемого мира, способствует выявлению, развитию, и
реализации творческого потенциала детей и подростков. Если у ребенка есть возможность
реализовать себя в творческой деятельности, то у него значительно больше возможностей
стать успешной личностью.
Актуальность предлагаемой образовательной программы базируется на запросе
родителей и детей на дополнительную образовательную услугу в области декоративноприкладного творчества и изобразительного искусства.
В настоящее время в силу новых социально-экономических условий,
информатизации и компьютеризации общества, смены у подрастающего поколения
жизненных приоритетов особую актуальность приобретает проблема сохранения
культурных, исторических и нравственных ценностей народа, его национальных традиций.
На анализе социальных проблем. Эти занятия могут посещать дети из разных социальных
слоев общества. Занимаясь творческой деятельностью, дети развивают свои
коммуникативные способности. Такой подход позволяет детям социально адаптироваться и
активизировать собственные знания, осознать себя в качестве личности, способной к
самореализации, что повышает самооценку воспитанника и его оценку в глазах
окружающих.
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. она связана с
общеобразовательной программой средней школы. Она направлена на более расширенное и
углубленное развитие детей в области технологии и изобразительного искусства.
2
Выбор методов обучения зависит от психофизиологических, возрастных
особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы
реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций
успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при
выполнении творческих работ. Этому способствует совместное обсуждение технологии
выполнения заданий, изделий, а также поощрения, создание положительной мотивации,
актуализация интереса, выставки работ, конкурсов.
Важными условиями творческого самовыражения воспитанников выступают
реализуемые в педагогических технологиях свободы выбора.
Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения
(индивидуальная, групповая, коллективная) материалов, технологий изготовления в рамках
изученного содержания.
Новизна программы.
Новизна программы заключается в том, что учащимся впервые предоставляется
возможность изучить в комплексе следующие виды деятельности: конструирование,
моделирование, технологию изготовления и дизайн предметов интерьера, постичь основы
изготовления ремёсел народного творчества.
Педагогическая целесообразность программы.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что
благодаря занятиям по дизайну дети научатся работать с различными материалами,
проектировать авторские изделия, декорировать предметы быта, которые утратили
первоначальный облик и назначение, создавать композиции из природных материалов,
предметы интерьера. Данная программа способствует развитию творческого мышления,
навыку создания оригинальных изделий из природных материалов, умение выразить свой
замысел в виде чертежа и эскиза. Обучающиеся познакомятся с основами дизайна,
композиции художественных изделий, цветоведения.
Программа включает себя разнообразные виды деятельности области дизайна, как
традиционные, так и современные.
Отличительной особенностью программы объединения “Дизайн” является то, что
она дает возможность каждому ребенку пробовать свои силы в разных видах декоративноприкладного творчества, изобразительного искусства, выбрать приоритетное направление и
максимально реализовать себя в нем.
Данная программа базируется на различных сочетаниях стилей в области т дизайна,
на креативных методах исполнения тех или иных изделий в этой области. Этапы
реализации программы основаны на последовательном изучении тем, в которых
прослеживается тесная взаимосвязь видов деятельности декоративно-прикладного
творчества.
Срок реализации программы — 3 года.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ ДООП
Программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»,
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
3
4.
5.
6.
7.
8.
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Паспорт Федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденный проектным
комитетом по национальному проекту «Образование» от 7 декабря 2018 года
протокол № 3;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №
09- 3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
Письмо Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской
области «О внесении изменений в приказ от 02.08.2019 № 316-01-63-1912 «Об
утверждении Регламента Проведения независимой оценки качества дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ»;
Устав бюджетного муниципального учреждения дополнительного образования
«Станция юных техников» города Сарова.
Цель обучения – формирование дизайнерского мышления через мотивацию к познанию
и творчеству в области “Дизайна”.
Задачи
Обучающие:
- Изучение основ дизайнерского творчества и расширение знаний учащихся о новых
техниках в декоративно-прикладном творчестве;
- Ознакомление и применение современных технологий путем использования источников
информации
- Владение специальной терминологией;
- Умение пользоваться эскизами, шаблонами, чертежами, технологическими картами;
- Формирование специальных компетенций (освоение инструментария декоративноприкладного искусства, новых технологий работы с различными материалами);
- Формирование знаний и умений в области проектных технологий;
- Формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
- Формирование умений самостоятельно выполнять творческие задания
- Научить творческому решению учебных и практических задач: искать оригинальные
решения
- Формировать художественно-образное мышление
Развивающие:
- Развивать творческое мышление, фантазию, зрительную память
- Развивать способность к самостоятельному поиску и решению практических задач.
- Развивать творческие способности и творческую индивидуальность
- Развивать художественно- эстетический вкус, зрительное восприятие, композиционную
культуру
- Развитие мотивации учащихся к познавательной и творческой активности, поиску
инновационных техник работы с различными материалами
- Развитие ответственного отношения к выполненной работе
4
- Формирование общекультурной компетенции учащихся (представление о культурноисторическом наследии, освоение национальных традиций декоративно-прикладного
искусству
Воспитательные:
- Воспитывать культуру общения, поведения в социуме;
- Воспитывать доброжелательность, толерантность
- Воспитывать самоорганизацию детей
- Воспитывать аккуратность, прилежность, трудолюбие
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления художественной культуры
- Воспитывать чувство сопричастности к традициям различных культур, чувство особой
гордости к традициям культуры своей страны, своего народа
- Воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру через
художественное творчество
- Воспитание культурной, гармонично развитой личности на основе культурных ценностей
- Формирование мотивации в систематическом самообразовании и личностном
самосовершенствовании;
Направленность программы – художественная.
Ориентиры направленности — развитие художественного вкуса, художественных
способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода,
эмоционального восприятия и образного мышления, подготовка личности к постижению
великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа
воспринимаемого мира.
Направления деятельности — художественные (мировая художественная культура,
изобразительное искусство), прикладные (декоративно-прикладное).
Уровень программы: базовый.
Краткая характеристика обучающихся
Программа адресована детям с возраста 8 лет. Условие набора детей в объединении –
свободное. Поступающие в объединение проходят собеседование, направленное на
выявление их индивидуальных ЗУН в выбранной деятельности. По его результатам
учащиеся могут быть зачислены в группы 2 или 3 года обучения. Наполняемость в группах
составляет: первый год обучения – 15 человек; второй год обучения – 12 человек; третий
год обучения – 10 человек. Уменьшение числа учащихся в группе на 2-м и 3-м годах
обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы — 8
лет, 9-10 лет, 11-16 лет. Условия набора детей в коллектив: на основании навыков и умений
в области декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства.
На 1-м, 2-м году обучения проводятся 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа).
Объём и срок освоения программы
Программа рассчитана на три года обучения 288 часов или 360 часов: 1 год обучения
– 72 часа, 2 год обучения – 72 или 144 часа, 3 год обучения 144 часов. Календарный
учебный график (приложение 1).
Формы организации занятий.
Форма организации занятий — очная.
При реализации программы (или её частей) может применяться электронное обучение,
дистанционные образовательные технологии.
5
При дистанционном обучении по программе «Дизайн» используются следующие формы
дистанционных образовательных технологий:
видео-занятия, лекции, мастер-классы;
открытые электронные библиотеки, виртуальные музеи, выставки;
сайты по творчеству данного направления;
тесты, викторины по изученным теоретическим темам;
адресные дистанционные консультации;
В организации дистанционного обучения по программе используется социальная сеть
«ВКонтакте». В социальной сети через сообщество объединения происходит обмен
информацией, в ходе которой учащиеся получают теоретическую информацию, способы
изготовления изделий путём выложенных мастер-классов, технологических карт, образцов
изделий.
Получение обратной связи организовывается в формате присылаемых в электронном виде
фотографий готовых изделий и промежуточных результатов работы.
Учебно-методический комплекс включает электронные образовательные ресурсы для
самостоятельной работы обучающихся.
Занятия носят индивидуальный или групповой характер в зависимости от выбранной
темы. Коллективная работа способствует воспитанию ответственности за качество и
мастерство каждого исполнителя, от которого зависит общий результат.
Занятия могут быть как практические, так и теоретические. Теоретические занятия
проходят в форме беседы, экскурсии в музей, в художественную галерею.
Беседы всегда сопровождаются просмотром журналов, альбомов по декоративноприкладному
творчеству,
изобразительному
искусству
наглядных
пособий,
видеоматериалов, интернета.
Практические занятия сопровождаются тренировкой выполнения тех или иных видов
дизайнерского творчества, затем их исполнение в непосредственной творческой работе.
Виды занятий:
Беседа
Вернисаж
Викторина
Встреча с интересными людьми
Выставка
Дискуссия, обсуждение
Конкурс
Мастер класс
Открытое занятие
Посиделки
Праздник
Практическое занятие
Сказка
Творческая мастерская
Экскурсия
Эксперимент
Планируемые результаты:
Выпускники объединения “Дизайн”:
имеют технологические знания и умения, предусмотренные программой;
владеют конкретными навыками практической деятельности;
умеют организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
умеют самостоятельно выполнять различные творческие работы;
умеют искать и получать различную информацию;
умеют сотрудничать в группе;
развито творческое мышление
6
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Объединение комплектуется из учащихся 1 классов. Занятия проводятся 2 раза в неделю
по 2 часа.
Задачи:
1. Освоить технику безопасности при работе с колющими, режущими материалами,
утюгом, наждачной бумагой.
2. Научиться работать с бросовыми материалами.
3. Научить пользоваться различными графическими и живописными материалами.
4. Научить пользоваться шаблонами, технологическими картами, чертить развертки
простых дизайнерских изделий.
5. Дать представление об эстетическом назначении и принадлежности изделий
декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства.
6. Пользоваться различными источниками информации.
7.Сотрудничать в группе
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
Название разделов и
тем
1.
Вводное занятие
Количество часов
Всего Теория
Практика
4
2
2
16
4
12
2
Флористика
2.1
Икебана
4
1
3
2.2
Коллаж
12
3
9
3
Народные обереги
18
4
14
4
Куклы
18
5
13
4.1
Обереговая кукла
8
3
5
4.2
Обрядовая кукла
6
1
5
7
Формы
аттестации
/контроля
Наблюдение
Анализ
Наблюдение
Анализ
Контрольное
задание
Мониторинг
Наблюдение
Анализ
Выставка
Наблюдение
Анализ
Мониторинг
Наблюдение
Анализ
Мониторинг
Наблюдение
Анализ
Контрольное
задание
Мониторинг
Выставка
Наблюдение
Анализ
Контрольное
задание
Мониторинг
Наблюдение
Анализ
Мониторинг
4.3
Сувенирная кукла
4
1
3
5
Изделия в стиле
«скрапбукинг»
20
5
15
6
Архитектурное
макетирование
20
2
18
7
Художественная
лепка
4
12
16
7.1
Пластилинография
13
3
10
7.2
Объемная лепка
3
1
2
8
Художественная
вышивка
16
3
13
9
Спортивная
игрушка
15
2
13
10
Итоговое занятие
1
1
0
144
32
112
Итого
Наблюдение
Анализ
Контрольное
задание
Мониторинг
Наблюдение
Анализ
Мониторинг
Выставка
Наблюдение
Анализ
Мониторинг
Наблюдение
Анализ
Контрольное
задание
Мониторинг
Выставка
Наблюдение
Анализ
Выставка
Наблюдение
Анализ
Мониторинг
Выставка
Наблюдение
Анализ
Выставка
Наблюдение
Анализ
Выставка
Анализ
Выставка
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА.
7. Вводное занятие
Теория. История декоративно-прикладного творчества. История дизайна, современные
тенденции и направления по данному виду творчества. Знакомство с образцами изделий,
выполненных педагогом и учащимися. Показ иллюстраций, фотографий. План работы
коллектива на учебный год. Культура труда, организация трудового процесса, подготовка
рабочего места. Правила поведения на занятиях и режим работы. Правила техники
безопасности. Перечень инструментов, художественных материалов, приспособлений при
работе в объединении.
Практика. Выполнение различных видов закладок для книг, сказочных персонажей из
бумаги по шаблонам.
8
2. Раздел: Флористика
Теория. Виды растений и цветов. Любить цветы – любить жизнь. Растительные скульптуры.
Характерные особенности. Что такое икебана, ее назначение в интерьере. Декоративное
оформление, используемая фурнитура. Флористический коллаж. Техника выполнения,
цветовой подбор и основа композиции. Виды объемных композиций флористики, их
тематика. Просмотр журналов и книг, сайтов по флористике. Их эстетическая
принадлежность и назначение. Техника выполнения и декоративное оформление.
Необходимые инструменты и материалы для работы.
Практика. Изготовление различных видов икебан, их декоративное оформление.
Выполнение флористического коллажа на тему” Пейзаж». Изготовление объемной
флористической композиции на темы:” Подарок учителю”,” Морская”. Выставка работ.
3. Раздел: Народные обереги.
Теория. Путешествие с мир народных оберегов разных регионов нашей Родины. Их
история, традиции, праздники, поверья, связанные с ними. Значение и назначение.
Необходимые инструменты и материалы для создания оберегов. Просмотр необходимой
литературы: книг, журналов, сайтов. Технология изготовления.
Практика. Изготовление оберегов по показу «Птица счастья», «Солнечный Конь»,
«Солнце», «Ложка», «Мешок со счастьем». Самостоятельно подбирать материалы для
работы, учить аккуратно склеивать, вырезать детали, подбирать фурнитуру. Выставка
работ.
4. Раздел: Куклы.
Теория. Путешествие в мир народной куклы. Характер, стилевые особенности. Кукла в
русском крестьянском быту. История и назначение русской обереговой, обрядовой,
сувенирной кукол. Их назначение и значение, поверья. Праздники и куклы. Современные
модели креативных кукол. Традиционный русский костюм, характер и значение декора.
Показ иллюстраций, просмотр сайтов и образцов готовых кукол, выполненных учащимися
и педагогом. Технология выполнения кукол. Особенности декоративного оформления.
Необходимые материалы, приспособления и инструменты. Знакомство с технологическими
картами.
Практика. Изготовление простейшей обереговой куклы «Пеленашка» по показу.
Самостоятельный подбор тканей и фурнитуры. Декоративное оформление. Игра с
изделиями. Изготовление обереговых кукол «Хозяюшка», «Столбушка» по показу и
технологическим картам. Подбор материалов, фурнитуры. Декоративное оформление.
Изготовление сувенирной куклы «Зеленая красавица» к Новому Году по задумкам
учащихся. Зарисовка эскизов, выбор лучшего. Самостоятельная работа по изготовлению
основы, к костюму и декоративному оформлению.
5. Раздел: Изделия в стиле «скрапбукинг»
Теория. Понятие «скрапбукинг». Его истоки и значение в современных видах творчества,
область применения. Цель «скрапбукинга». Характерные особенности изделий,
эксклюзивность и их художественная выразительность. Картмейкинг, как направление в
искусстве, его история и современная значимость. Технология изготовления открыток,
подарочных пакетов (работа с чертежами), оформление фото в стиле «скрапбукинг».
Понятие «Скетч». Шрифты для написания текста. Необходимые материалы и фурнитура.
Практика. Изготовление открытки-книжки, «Валентинки» по показу и образцу.
Самостоятельно подбирать бумагу, картон по фактуре, цвету, вырезки, фурнитуру.
Оформление фото в стиле «Скрапбукинг». Самостоятельный подбор паспорту,
декоративных деталей и фурнитуры. Индивидуальная композиция и декоративное
оформление.
9
6. Раздел: Архитектурное макетирование.
Теория. Что такое зодчество. История архитектуры. Виды архитектурных построек, их
характерные черты. Архитектурный макет, предметы и материалы. Просмотр иллюстраций,
видеоматериалов. Технология изготовления макета, декоративное оформление Работа с
развертками.
Практика. Изготовление башни из картона по готовому образцу. Использование
цилиндрической или прямоугольной основы. Оформление фактурной бумагой по выбору
учащихся. Самостоятельное декоративное оформление. Выставка-показ изделий.
Выполнить из картона или плотной бумаги деревенский домик в определенном стиле (по
выбору учащихся). Изготовление деталей домика, сборка, склеивание. Оформление
фактурной бумагой стен и крыши. Изготовление и оформление мелких деталей (окон,
наличников, конька, трубы). Создание дополнительных деталей – имитация травы,
ограждений (забора или плетня). Выставка работ. Изготовление «Домика-пакета» по
разверткам и по показу (закрепление пройденного материала). Вырезание, склеивание,
декоративное оформление.
7. Раздел программы: Художественная лепка
Теория. Понятие «Художественная лепка». Ее разновидности и характерные особенности.
Где и как она применяется. Необходимые инструменты для юных скульпторов. Просмотр
готовых работ учащихся, пособий, сайта. Пластилинография. Технические приемы,
смешение цветов, рельефный образ. Создание полуобъемного контура – горельеф.
Создание композиции. Работа с готовыми основами. Приемы примазывания и сглаживания.
Стилистика орнамента. Технология выполнения.
Практика. Создание фантазийных композиций с использованием пластилина и бросового
материала на темы «Аквариум», «Подводный мир», «Портрет мамы» в технике
«пластилинография».
Выполнение лепки по готовой основе на тему «Ваза».
Самостоятельная работа учащихся.
8. Раздел программы: Художественная вышивка
Теория. Понятие «Художественной вышивки» как общеизвестного и распространенного
рукодельного искусства. Виды вышивок в нашей стране и за ее пределами. Особенности
вышивания бисером и бусинами. Стилистика и разновидности орнаментов. Просмотр
альбомов, пособий, учебников по вышиванию. Технология вышивания «гладью», «петлей»,
«крестиком». Необходимые приспособления и инструменты.
Практика. Выполнение вышивальных композиций на темы «Орнамент» (способ
«крестиком), «Пейзаж» (способ «гладью»), «Мой питомец» (способ «петля») по выбору
учащихся. Выставка работ. Определение наиболее удачных по чистоте вышивания,
цветовому решению.
9.Раздел программы: Спортивная игрушка
Теория. История спортивной игрушки. Разновидности спортивных игрушек. Характерные
особенности. Сведения об игрушках «Кольцеброс», «Летающая тарелка». Совместные и
индивидуальные игры. Технология выполнения игрушек. Повторение пройденного
материала по работе с шаблонами. Правила работы с наждачной бумагой, шилом.
Практика. Изготовление игрушек «Кольцеброс», «Летающая тарелка» по шаблонам, по
показу. Чертеж, вырезание, склеивание, выравнивание контуров наждачной бумагой.
Декоративное оформление изделий. Игра с изделиями, мини – соревнования.
Итоговое занятие. Подведение итогов занятий. Обсуждение выполнения объема работы по
плану, поощрение талантливых учащихся, призеров различных конкурсов. Организация
отчетной выставки.
10
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Объединение комплектуется из учащихся 2-4 классов. Занятия проводятся 2 раза в
неделю по 2часа.
Задачи:
1. Совершенствовать навыки работы с графическими, живописными материалами.
2. Освоить правила экономного раскроя изделий, самостоятельно их выполнять.
3. Совершенствовать технологические знания и умения, предусмотренные программой.
4. Владеть знаниями по технике безопасности.
3. Развивать чувство стиля, художественного воображения, вкуса.
4. Научить самостоятельно, выполнять задуманную композицию.
5. Научить самостоятельно, проводить сборку изделий.
6. Научить выполнять более сложные виды художественной лепки.
7. Быть коммуникабельными.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
Название разделов и
тем
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
4
2
2
2
Креативная
флористика
16
3
13
Японская икебана
6
1
5
Объемная композиция
10
2
8
3
Народные обереги
34
8
26
3.1
Изделия-подвесы
8
3
5
3.2
Куклы
26
5
21
2.1
2.2
11
Форма
аттестации/
контроля
Наблюдение
Анализ
Наблюдение
Анализ
Контрольное
задание
Мониторинг
Выставка
Наблюдение
Анализ
Выставка
Наблюдение
Анализ
Контрольное
задание
Выставка
Наблюдение
Анализ
Контрольное
задание
Мониторинг
Выставка
Наблюдение
Анализ
Выставка
Наблюдение
Анализ
Мониторинг
Выставка
4
Сувениры в
«скрапбукинг»
стиле 20
4
16
5
Архитектурное
макетирование
24
4
20
6
Скульптурная лепка
14
3
11
7
Модные аксессуары
21
6
15
7.1
Украшения
9
3
6
7.2
Сумочки
12
3
9
8
Динамическая
игрушка
10
2
8
9
Итоговое занятие
1
1
0
Итого
144
32
112
Наблюдение
Анализ
Контрольное
задание
Выставка
Наблюдение
Анализ
Выставка
Наблюдение
Анализ
Контрольное
задание
Наблюдение
Анализ
Выставка
Наблюдение
Анализ
Выставка
Наблюдение
Анализ
Выставка
Наблюдение
Анализ
Анализ
Выставка
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА.
1. Вводное занятие.
Теория. Путешествие в историю народного творчества. Тенденции современного стиля в
изделиях декоративно-прикладного творчества. Просмотр новинок журналов по дизайну
изделий, обмен впечатлениями. План работы объединения на учебный год. Организация
трудового процесса, подготовка рабочего места. Правила поведения на занятиях и режим
работы. Перечень необходимых инструментов, приспособлений, оборудования. Техника
безопасности с острыми, колющими предметами, утюгом, клеем.
Практика. Игра «материалы и инструменты для работы». Викторина о прикладном
творчестве. Изготовление сказочного персонажа по чертежу.
2. Раздел программы: Креативная флористика
Теория. Модное понятие «Креативная флористика». Ее значение в современных
интерьерах, стили и направления. Искусство аранжировки цветов - путешествие в страну
Япония - слияние мысли и мастерства. Культура создания икебан, история и традиции
этого искусства. Ритм композиции. Просмотр книг, журналов, сайтов по технологии
изготовления икебан.
Практика. Изготовление икебаны в японском стиле. Использование поролона как основы,
засушенных, живых или искусственных цветов. Композиция в виде круглого цветущего
дерева на подставке. Декоративное оформление: атласные ленты, бусы.
Создать объемную композицию на тему “Цветочный город” с использованием поролона и
искусственных цветов, мелких предметов: фигурки людей, животных. Декоративное
оформление тесьмой и фурнитурой.
12
Изготовление коллажа «Морской с кораблем». Повторение технологии изготовления.
Самостоятельная работа с применением полученных знаний по составлению композиции
их растений, ракушек, камней и готового элемента- кораблика. Оформление в рамку.
3. Раздел программы: Народные обереги
Теория. Повторение понятия «Народные обереги». Популярность в различных сферах
человеческой жизнедеятельности. Их значение и применение, категории. Домашние
обереги. Куклы-обереги - достояние прошлого и значение в наши дни. Виды кукол на Руси.
Традиции и праздники, связанные с ними. Задачи и правила использования. Значимость
сделанных оберегов своими руками. Разновидности оберегов, которые предлагаются
сделать в объединении. Необходимые инструменты и материалы. Просмотр работ
учащихся и педагога по данной теме, сайтов, книг, журналов по данной теме. Обсуждения.
Практика. Изготовление оберегов по образцам и по показу «Ангел», «Символ солнца»,
«Веник», «Подкова». Основа и декоративное оформление.
Изготовление обрядовой куклы «Десятиручка», игровой «Ярморочная» и сувенирной
«Снегурочка», обереговой «Кукла – счастье» по образцам и по показу, возможны
технологические карты. Выставка работ. Определение лучших по качеству, декоративному
оформлению, соблюдению технологических традиционных методов изготовления.
4. Раздел программы: Сувениры в стиле «Скрапбукинг»
Теория. Повторение пройденного материала и расширение знаний. Подарки с душой.
Задачи «скрапбукинга для достижения единства стиля, оригинальности задумки и
гармоничности воплощения. Разновидности шкатулок и открыток, которые можно сделать
по данной теме. Оригинальные вариации. Технология изготовления, новые техники ручной
работы. Материалы и инструменты. Просмотр работ учащихся и педагога, а также
просмотр сайтов, журналов. Обсуждения «кому будут подарены изделия».
Практика. Изготовление шкатулок: «Раздвижная шкатулка», «Шкатулка с новогодним
сюрпризом», «Чайный домик» по показу и образцам. Работы индивидуальные по созданию
основы и декоративному оформлению. Выставка работ. Определение наиболее лучших по
качеству исполнения и дизайнерскому оформлению.
Изготовление «Новогодняя открытка «дабр-слайдер»» по показу и образцу.
Самостоятельный подбор паспорту, декоративных деталей. Индивидуальная композиция и
оформление. Просмотр работ. Определение лучших по аккуратности исполнения,
гармоничному воплощению.
5. Раздел программы: Архитектурное макетирование.
Теория. Повторение пройденного материала по архитектуре. Понятия, типы архитектурных
построек. Современная архитектура, характерные черты, стилевые особенности,
соотношение отдельных элементов и частей, пропорции архитектурных построек.
Просмотр художественных альбомов по архитектуре. «Маяк» - средство навигационного
оборудования побережья. Как сделать макет маяка. Технология постройки макета. Главные
элементы и мелкие детали. Обсуждения.
«Бразильский домик». Стилевые особенности и характерные черты постройки. Технология
изготовления макета современного домика с внешним окружением (имитация сада,
бордюр). Декоративное оформление стен, крыши фактурной бумагой, картоном, мелкими
искусственными цветами (для окон и сада).
Мосты. Разновидности мостов. Характерные особенности. Технология изготовления мостов
современного типа. Несущие конструкции, перетягивающие канаты, колоны, декоративные
элементы. Просмотр фото и работ учащихся.
Практика. Изготовление маяка по образцу и по показу. Основа и декоративное
оформление. Просмотр работ.
13
Изготовление макета «Бразильского домика» из картона. Макет и цветовое решение по
выбору учащихся. Создание основы (коробки). Оформление стен, крыши, окошек и других
частей цветной бумагой, картоном, фурнитурой. Оформить окружение домика мелкими
цветами, фигурками животных. Из картона вокруг домика сделать бордюр, при желании
заборчик с калиткой. Просмотр работ. Определение лучших по качеству и соблюдению
стилевых особенностей.
Изготовление макета моста с колоннами, перетягивающими деталями и декоративными
элементами. Материалы: картон, фурнитура (цепочка, тесьма, эмблемы, железные или
пластмассовые шарики для фонарей колон). Совместная работа детей по показу и образцу.
Обсуждение выполненной работы.
6. Раздел программы: Скульптурная лепка.
Теория. Скульптурная лепка - занятие для самовыражения. Просмотр работ художников –
скульпторов (альбомы, сайты). Материал - скульптурный пластилин. Его особенности и
свойства. «Натюрморт»- жанр искусства. Повторение пройденного материала. Технология
лепки в объеме на горизонтальной плоскости. Равновесие, пропорциональность, цветовое
решение.
«Сказочный герой». Технология лепки фигуры в объеме. Пропорции, пластика, характер
героя.
«Малахитовая шкатулка». Цветовая гамма камня – малахит. Характерная текстура рисунка.
Технология выполнения работы по готовой основе коробки.
Практика. Лепка «Натюрморта», «Сказочного героя». Самостоятельная работа учащихся.
«Малахитовая шкатулка». Выполнение работы по готовой основе. Имитация малахита
путем скатывания цветов в единый рол, нарезка кругов. Прикрепление на готовую основу
коробки и крышки пластинок, имитирующих малахит в технике русской мозайки.
Просмотр готовых работ. Определение лучших по технике исполнения.
7. Раздел программы: Модные аксессуары
Теория. Аксессуары – неотъемлемая часть образа. Что относится к аксессуарам.
Аксессуары разных веков, характерные особенности. Какие материалы использовались для
из изготовления. Современные дополнительные элементы костюма. Стили, направления.
Просмотр журналов мод, каталогов, сайтов. Опрос учащихся о предпочтении ношения
аксессуаров.
Разновидности ободков, браслетов. Предлагаемые модели изделий и
технология их выполнения. «Папка - сумка для мелочей». Современные тенденции.
Технология изготовления предлагаемой модели.
Практика. Изготовление ободка и браслета с использованием бусин в технике «Макраме»
по показу. Закрепление косички на готовую основу ободка. Закрепление застежки на
браслете. Демонстрация моделей. Оценка качества аккуратности.
Изготовление «Папки- сумки для мелочей». Зарисовка эскизов, выбор лучшего.
Самостоятельная работа учащихся по чертежу и раскрою деталей сумки. Вырезание,
склеивание. Работа с картоном. Внутреннее оформление изделия: изготовление кармашек
различных форм и размеров, приклеивание их. Внешнее оформление сумки использование техники «Скрапбукинг». Прикрепление ручек. Демонстрация моделей.
Определение лучшей по качеству и оригинальности выполнения (дизайн).
8. Раздел программы: Динамическая игрушка
Теория. История русской динамической игрушки. Богородские игрушки. Традиции и
современность игрушек. Художественная выразительность и самобытность. Просмотр
сайта. Летающая и вращающая игрушки. История игрушки «Воздушный змей».
Оригинальные оформления. Технология выполнения игрушек «Воздушный змей» и
«Волчек – кукла». Необходимые инструменты и материалы.
14
Практика. Изготовление летающей игрушки «Воздушный змей» по показу, по шаблону.
Чертёж, вырезание, склеивание. Декоративное оформление по выбору учащихся,
обязательный элемент – кисточка. Закрепление держателя. Просмотр работ. Определение
лучшего по качеству и дизайну. Игра с изделием.
Изготовление вращающейся игрушки «Волчек – кукла» по показу. Материал - картон.
Основа - круг и спица с посаженной на нее куклой. Работа с шаблонами. Самостоятельное
декоративное оформление. Просмотр работ. Определение лучших по качеству и
декоративному оформлению. Игра с изделиями.
Итоговое занятие.
Подведение итогов занятий за учебный год Отбор лучших работ для отчетной выставки
“Таланты СЮТ”, поощрение победителей конкурсов.
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Объединение комплектуется из учащихся 4-11 классов. Занятия проводятся 2 раза в неделю
по 3 часа.
Задачи:
1. Самостоятельно выполнять различные виды изделий.
2. Экономно вести раскрой.
3. Уметь совмещать материалы и фурнитуру по цвету и фактуре.
4. Владеть знаниями по технике безопасности,
5.Совершенствовать развитие эстетического вкуса, художественного мышления,
сохранять индивидуальность в творчестве, стильно оформлять изделие, совмещать
различные виды стилей (эклектика).
6. Совершенствовать работу с графическими и живописными материалами.
7. Знать историю создания произведений народного творчества и декоративноприкладного искусства.
8. Быть коммуникабельными.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
1.
Название разделов и тем
Вводное занятие
Всего
Всего часов
теория Практика
4
2
2
2.
Игрушка
44
8
36
2.1
Динамическая игрушка
20
4
16
2.2
Инженерная игрушка
24
4
20
3
Художественные
промыслы
народные 34
7
27
15
Форма
аттестации/
контроля
Наблюдение
Анализ
Наблюдение
Анализ
Мониторинг
Наблюдение
Анализ
Мониторинг
Наблюдение
Анализ
Мониторинг
Наблюдение
Анализ
Контрольное
задание
Мониторинг
Выставка
3.1
Выжигание по дереву
8
2
6
3.2
Городецкая роспись
14
2
12
3.3
Хохломская роспись
6
2
4
3.4
Гравюра
6
1
5
4
Куклы
24
4
21
4.1
Авторская кукла
12
2
11
4.2
Обрядовая кукла
12
2
10
5
Модные аксессуары
22
4
18
5.1
Украшения
8
2
6
5.2
Сумки
14
2
12
6
Занятный « скрапбукинг»
14
2
12
6.1
Украшения для интерьера
4
1
3
6.2
Семейный альбом
10
1
9
16
Наблюдение
Анализ
Мониторинг
Наблюдение
Анализ
Мониторинг
Наблюдение
Анализ
Мониторинг
Наблюдение
Анализ
Мониторинг
Выставка
Наблюдение
Анализ
Мониторинг
Выставка
Наблюдение
Анализ
Мониторинг
Выставка
Наблюдение
Анализ
Мониторинг
Выставка
Наблюдение
Анализ
Мониторинг
Выставка
Наблюдение
Анализ
Мониторинг
Выставка
Наблюдение
Анализ
Мониторинг
Выставка
Наблюдение
Анализ
Контрольное
задание
Мониторинг
Наблюдение
Анализ
Контрольное
задание
Мониторинг
Наблюдение
Анализ
Мониторинг
7
Итоговое занятие
1
1
0
Итого
144
27
117
Анализ
Выставка
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1. Вводное занятие.
Теория. Современные тенденции стиля в декоративно-прикладном творчестве, моде.
Характерные особенности. История и современность. Связь времен в народном искусстве,
костюме. Просмотр журналов, иллюстраций. Посещение интернет-сайта
План работы коллектива на учебный год. Культура труда, организация трудового процесса,
рабочего места. Правила поведения на занятиях, и режим работы. Техника безопасности по
охране труда.
Практика. Викторина на тему «Традиции и современность в художественном творчестве».
Изготовление макета платья на манекене по чертежу.
2. Раздел программы: Игрушка
Теория. Игрушка как цель умственного, нравственного, эстетического и физического
воспитания человека. Чему способствуют и для чего используют их. Какую роль играет
игрушка в современном интерьере. Нравственная связь с обществом. Рассказ об игрушках
Античной эпохи (Рим, Греция), их классификация. Мастера современной России игрушек и
традиции старых мастеров. Разновидности конструкций динамических игрушек, принципы
их действий. Знакомство с авторскими разработками. Интерактивные игрушки, деление их
и различия по сложности управления. Развивающее значение. Инженерная игрушка. Что
формирует и воспитывает, ее актуальность. Просмотр сайтов. Технология изготовления
динамических игрушек «Клоун», «Кузнецы», «Обезьянка на брусьях», «Тростевая кукла».
Технология изготовления инженерных игрушек «Кольцеброс», «Колесо обозрения»,
«Функциональный домик». Необходимые инструменты, приспособления и материалы для
создания игрушек.
Практика. Изготовление Динамических игрушек «Клоун», «Кузнецы», «Обезьянка на
брусьях», «Тростевая кукла» по технологическим картам, по показу, самостоятельно. После
каждого изготовления изделия просмотр и оценка качества, дизайна, оформления. Ей
раскрой и подбор материалов, фурнитуры учащимися.
Изготовление инженерных игрушек «Кольцеброс» (по авторской разработке педагога),
«Колесо обозрения», «Функциональный домик» по чертежам, по показу. Самостоятельный
раскрой и подбор материалов, фурнитуры учащимися.
После каждого изготовления изделия просмотр и оценка качества, дизайна, оформления.
3. Раздел программы: Художественные народные промыслы
Теория. «Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что от мастера доброго». Понятие
«Художественные народные промыслы». Биография старинных ремесел, их развитие,
традиции. Что воплощается в народные искусства. Высокие нравственные начала и
самобытность народного творчества. Добрые мастера и одаренные люди России.
Необходимые вещи в быту. Просмотр работ художников – прикладников, работающих в
этой сфере, используя альбомы, журналы, интернет. Выжигание по дереву. История
возникновения, существующие виды, что необходимо для этого вида творчества. Приборы,
материалы, способы, виды и последовательность «рисования огнем». Как перенести
рисунок на дерево. Технология выжигания по дереву сюжетного рисунка, выбранного
учащимися. Техника безопасности при работе с выжигательными приборами. Городецкая
роспись. История, традиции. Художественное олицетворение культуры и колорита
Городца. Изделия для быта, мебель и декоративная атрибутика. Сюжеты, элементы и
мотивы Городецкой росписи. Характерные цвета. Технология выполнения «Городецкой
росписи». Гравюра как вид визуального искусства. История и техника гравировки. Западная
17
Европа и Восток. Разновидности гравюр и классификация. Просмотр художественных
альбомов, сайтов. Готовые наборы для создания гравюр. Польза от данного вида
творчества. Техника выполнения.
Практика. Выжигание по дереву сюжетного рисунка по выбору учащихся. Перенос
рисунка с помощью копировальной бумаги. Подбор насадок. Выжигание по показу. Далее
самостоятельная работа учащихся. Оформление полученного рисунка в рамку. Просмотр и
выставка работ. Определение наиболее интересных по технологии выжигания и качеству
исполнения.
Выполнение «Городецкой росписи» на трио «Разделочные доски». Выбор композиции,
нанесение рисунка на деревянную поверхность. Роспись по показу. Оформление –
нанесение контурной полоски. Просмотр работ. Выставка. Определение наиболее удачных
по аккуратности выполнения, цветовой гамме, соблюдения традиционных правил росписи.
4. Раздел программы: Авторская кукла
Теория. Кукла как культурное явление в центре внимания искусствоведов, философов,
культурологов, этнографов, историков, педагогов, коллекционеров. Предназначение куклы
в разные эпохи, ее роль в истории человечества. Куда манит современная кукла? Понятие
«Авторская кукла». Их классификация. Стилевая кукла. Ее особенности. Деление на
основные разновидности. Повторение пройденного материала по технологии изготовления
текстильной куклы с определенной принадлежностью. Расширение знаний по истории и
назначению обрядовых кукол, классификации. Актуальность их сегодня.
Практика. Изготовление «Стилевой куклы» по выбору учащихся. Зарисовка эскизов,
выбор лучшего. Самостоятельный подбор материалов и фурнитуры для работы.
Изготовление каркаса, туловища, костюма, аксессуаров.
Изготовление «Обрядовой куклы» по выбору учащихся. Самостоятельная работа. Подбор
материалов и фурнитуры для работы. Изготовление основы, костюма, прически.
Декоративное оформление.
Просмотр и выставка работ. Определение лучших по качеству выполнения, стилевому
решению, декоративному оформлению.
5. Раздел программы: Аксессуары
Теория. Повторение материала «Что относится базовым аксессуарам?». Дополнения к
костюму в каждой эпохе. Прообраз колье и браслета в Древней Греции и Риме. Украшения
в Викторианскую эпоху. Просмотр альбома «Иллюстрированная энциклопедия моды».
«Новое – это хорошо забытое старое». 2 0- й век и наше время, повтор элементов стилей.
Стиль Бохо. Наиболее любимый среди молодежи. Просмотр сайта украшений. Технология
изготовления этнических украшений «Колье» и «Браслет». Просмотр учебного пособия.
Дамские сумочки. История аксессуаров данного направления. Сумки от древности до
средневековья, от средневековья до 20 века. Актуальные сумки сегодня. Просмотр сайта и
художественных альбомов. Современные тенденции моды. Просмотр сайта программы
«Модный приговор». Рассказ Эвелины Хромченко о «разнообразии моды на сумки сегодня.
Разнообразие сумок-пакетов сегодня. Технология изготовления сумки – пакета из картона.
Что вы знаете о театральной моде. Как нужно одеваться в театр? Какие аксессуары
применимы для похода в театр? Какие сумочки будут уместны в театре? Показ имеющихся
театральных сумочек из коллекции педагога и просмотр сайта. Технология изготовления
театральной сумочки из кожзаменителя. Необходимые инструменты и материалы.
Практика. Изготовление колье и браслета в стиле Бохо по выбору учащихся.
Самостоятельная работа, используя схемы учебных пособий. Подбор необходимых
материалов для создания комплекта (нитки, шнуры, бусины разных величин, застежки).
Просмотр готовых комплектов украшений. Демонстрация изделий. Определение наиболее
удачных по дизайнерскому решению и аккуратности выполнения.
18
Изготовление «Сумки - пакета» по показу с опорой на чертеж. Вырезание склеивание,
создание основы. Самостоятельное декоративное оформление. Изготовление кармана для
внешней стороны сумки. Изготовление ручек. Закрепление. Просмотр работ, демонстрация
моделей. Определение наиболее аккуратных по качеству и декоративному оформлению.
Изготовление «Театральной сумки». Зарисовка эскизов. Выбор лучшего. Чертеж выкройки.
Перенос выкройки на кожзаменитель. Сметывание деталей сумочки. Внутреннее
оформление (карманы, застежки). Оформление внешних сторон сумочки различной
фурнитурой в зависимости то модели. Изготовление ручек и прикрепление их. Закрепление
застежки. Просмотр работ. Демонстрация моделей. Обсуждение наиболее понравившихся
театральных сумочек по дизайну, качеству выполнения.
6. Раздел программы: Занятный скрапбукинг
Теория. Повторение материала «Что вы знаете о скрапбукинге?» История развития
скрапбукинга на Западе. Знакомство с книгой Джеймса Грейнжера. Скрапбукинг в России и
странах СНГ. «Какие изделия можно сделать в стиле «скрапбукинг»? Какие мы с вами уже
делали? Чем больше всего понравилось заниматься? Какие украшения для интерьера
можно сделать в этом стиле?» Путешествие в материальную культуру Китая. Разнообразие
навесных фонариков. Летающая светящая конструкция. Просмотр сайта. Технология
изготовления волшебного фонарика. Арт - композиция. Необходимые инструменты и
материалы. «Семейный альбом». История составления альбомов. Просмотр сайтов.
Скрапбукинг 500 лет назад. Сегодня невероятно престижно иметь альбом в этом стиле.
Технология оформления альбома в силе «скрапбукинг». Обложка. Оформление страниц
альбома. Приемы размещения фото. Подписи в стиле «журналинг». Увлекательное и
творческое занятие. Специальные закладки и подписи.
Практика. Изготовление «Волшебного фонарика». Зарисовка эскизов. Выбор лучшего.
Чертеж развертки или работа с готовым шаблоном по выбору учащихся. Вырезание,
склеивание. Создание основы для фонаря. Подбор декоративных деталей и фурнитуры.
Изготовление подвеса. Выставка работ. Определение наиболее удачных по дизайну и
декоративному оформлению в стиле «скрапбукинг».
Оформить «Семейный альбом» в стиле «скрапбукинг». Работа с готовыми основами
альбомов. Декоративное оформление обложки. Оформление страниц альбома. Размещение
фото. Подписи в стиле «журналинг». Изготовление закладок. Просмотр альбомов.
Определение наиболее содержательного и интересного по дизайну оформления.
Итоговое занятие
Подведение итогов занятий за учебный год и за курс обучения. Отбор работ для отчетной
выставки. Награждение самых лучших учащихся, выдача свидетельств об окончании
объединения. Обсуждение планов на будущее. Праздничное чаепитие.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Материально-техническое обеспечение
1. Специальный кабинет
2. Компьютер
3. Книги, пособия, журналы
4. Записи аудио, видео
5. Столы ученические, стол для оборудования, стулья
6. Скатерти, салфетки
7. Шкафы с полками, стеллажи
8. Гладильная доска
9. Утюг
19
10. Мольберт
11. Доска, магниты, маркеры, краски, карандаши, клей, линейки,
12. Ткани, мех, искусственная кожа и другие реквизиты для практических занятий
13. Альбомы с фотографиями
14. Раздаточный материал
Дидактические и методические материалы:
1. Плакаты
2. Правила техники безопасности
3. Правила поведения учащихся
4. Образцы различных видов тканей
5. Образцы изделий
6. Образцы швов
Информационные материалы:
Презентации к занятиям
1. «Его величество мода»
2. «Что такое икебана
3. «Искусство икебан»
4. «Куклы- обереги»
5. «История куклы»
6. «Спортивные и динамические игрушки»
7. «Коллаж в современном искусстве»
8. «Дамские аксессуары»
9. «Художественные народные промыслы России»
10. «Скрапбукинг. История и современность»
11. Интерактивная викторина «Живопись и графика, декоративно- прикладное
искусство»
12.
Методическое обеспечение программы.
Первый год обучения.
Раздел, тема
Форма
Занятия
Приемы и методы
организации
образовательного
процесса
Методическ
ий и
дидактическ
и материал
Техническокое
оснащение
занятий
Беседа,
репродуктивный
метод,
объяснительноиллюстративный
метод, исследование
и анализ объектов.
Объяснительноиллюстративный
метод,
репродуктивный
метод, беседа.
Плакаты с
образцами
швов,
фотоальбом
ы, книги.
Образцы
различных
видов
тканей.
Готовые
работа
из
сухоцветов,
изготовленн
ых раннее,
сборник
стихов
о
Образцы
сухоцветов:
листьев,
цветов и т.
д;
клей
ПВА,
цветная
№
1.
Вводное
занятие.
Группова
я.
2.
Флористика.
Икебана.
Объемная
композиция.
Коллаж.
Групповоя
форма,
индивидуальная
работа по
20
Форма
подведения
итогов по
каждой теме,
разделу
Устный
опрос.
Минивыставка
конце
изучаемой
темы.
в
плану.
3.
Изготовление
оберегов.
Группова
яформа,
индивиду
альная
работа по
плану.
Объяснительноиллюстративный
метод,
разные
формы
репродуктивной,
поисковой
и
самостоятельной
работы, беседа.
4.
Изделия в стиле
«скрапбукинг».
Основа
композиции,
коллаж,
составление
сочетания
материалов по
цвету, фактуре,
форме.
Беседа.
Рассказ.
Репродуктивная
деятельность
с
частично
поисковыми
элементами,
направленная
на
поиски
выразительных
средств.
5.
Архитектурное
макетирование.
Групповая
форма.
Индивидуальная
работа по
плану.
Участие и
оформлен
ие
выставки.
Групповая
форма.
Индивидуальная
работа по
плану.
6.
Художественная
лепка
из
пластилина.
Пластилинография.
Объемная лепка.
Беседа.
Рассказ.
Репродуктивная
деятельность
по
элементарному
выполнению форм
по показу.
7.
Художественная
вышивка.
Группова
я форма.
Индивиду
альная
работа по
плану.
Участие и
оформлен
ие
выставки.
Индивиду
-альная
Объяснительноиллюстративный
метод.
Разные
формы
репродуктивной,
поисковой
и
самостоятельной
работы.
Беседа.
Рассказ.
Самостоятельная
21
природе,
журналы и
книги
с
репродукция
ми.
Образцы
готовых
работ раннее
выполненны
е,
технологиче
ские карты,
книги
по
истории
и
изготовлени
ю оберегов.
Интернет.
Специальная
литература.
Образцы
готовых
работ.
Книги,
альбомы,
иллюстрации по теме
«Скрапбуки
нг»
Плакат
с
классификац
ией бумаги.
Разнообразн
ая
литература
по данной
теме.
Готовые
работы.
Развертки
чертежи.
Образцы
готовых
работ раннее
выполненны
х.
Книги,
пособия по
способам
лепке.
Специальная
литература.
Книги.
Схемы.
бумага,
картон, ваза,
фурнитура,
ножницы.
Образцы
готовых
работ,
готовый
каркас,
различные
ткани, нитки
“Ирис”, клей
ПВА,
фурнитура,
ножницы.
Образцы
готовых
работ,
цветная
бумага,
картон,
различные
виды ткани,
фурнитура,
клей ПВА,
ножницы,
кисти.
Образцы
готовых
работ,
цветная
бумага,
ватман,
картон, клей
ПВА,
кисточки,
ножницы.
Творческое
задание.
Участие
в
конкурсе по
тематикам,
экскурсия в
музей народной игрушки.
Образцы
готовых
работ.
Картон,
фурнитура,
стеки.
Творческое
задание.
Участие
в
конкурсе по
тематике.
Образцы
готовых
Творческое
задание.
Творческое
задание,
участие
в
конкурсе по
тематике.
Опрос
при
помощи
системы
карточек.
Творческое
задание.
Участие
в
конкурсе.
работа по работа в
плану.
техниках.
Участие и
оформлен
ие
выставки.
8
Спортивная
игрушка.
Раздел, тема
№
1.
Вводное занятие.
2.
Креативная
флористика.
Икебана.
Объемная
композиция.
разных Специальная
литература.
Образцы
готовых
работ раннее
выполненны
х, техника
безопасност
и
при
вышивании .
Индивиду Беседа. Рассказ.
альная,
Самостоятельная
Группова работа.
я. Работа
по плану.
Участие и
оформлен
ие
выставки.
Книги.
Интернет
Схемы.
Специальная
литература.
Образцы
готовых
работ ранее
выполненны
х, техника
безопасност
и при работе
с
ножницами,
наждачной
бумагой.
Второй год обучения.
Форма
Приемы и
Методический и
занятий
методы
дидактический
организации
материал
образователь
ного процесса
Группов Беседа.
Беседа. Рассказ.
ая.
ОбъясниОбъяснительнотельноиллюстраиллюстратив тивный метод.
ный метод.
ГрупБеседа.
Готовые работы
повая
Объяснипо флористике,
форма.
тельноизготовленные
Работа
иллюстрараннее.
по инди- тивный
Книги, журналы,
видуметод,
иллюстрации,
альнорепродукинтернет.
му
тивный
плану.
метод.
Самостоятельная
работа.
22
работ.
Различные
виды ниток,
иголки,
ножницы.
Участие
конкурсе
данной
тематике.
Образцы
готовых
работ.
Картон,
фурнитура,
нитки,
ножницы.
Устный
опрос.
Творческое
задание.
Игра.
Соревнования
Техническое
оснащение
занятий
Книги.
Журналы.
Бумага.
Ножницы.
Клей.
Образцы
готовых
работ, клей
ПВА,
ваза,
декоративная
сетка, нитки,
ножницы,
фурнитура.
в
по
Форма
подведения
итогов по
каждой теме,
разделу
Устный опрос.
Устный опрос.
Творческое
задание. Минивыставка
в
конце
изучаемой
темы.
3.
Народные
обереги.
Изделия-подвесы.
Куклы.
4.
Сувениры
«Скрапбукинг».
5.
Архитектурное
макетирование.
6.
Скульптурная
лепка.
Групповая.
Работа
по индивидуальному
плану.
Участие
и
оформление
выставки.
Беседа.
Рассказ.
Объяснитель
но-иллюстративный
метод.
Репродуктивный
метод.
Самостоятельная
работа
над
формой
изделия, его
оформлением
.
ГрупБеседа.
повая.
ОбъясниРабота
тельнопо инди- иллюстравидутивный
альнометод,
му
репродукплану.
тивный
метод.
Самостоятельная
работа.
ГрупБеседа.
повая.
Рассказ.
Работа
Объяснитель
по инди- но-иллюстравидутивный
альнометод,
му
репродукплану.
тивный
метод.
Самостоятельная
работа.
ГрупБеседа.
повая.
Рассказ.
индиОбъяснитель
видуно-иллюстраальная.
тивный
метод,
репродуктивный
метод.
Самостоятельная
работа.
Книги, журналы,
Интернет.
Образцы
готовых работ
раннее
выполненных.
Книги, журналы,
иллюстрации,
интернет.
Образцы
готовых работ,
сделанные
раннее,
развертки.
Образцы
готовых
работ.
Каркас,
различные
виды тканей,
кожа, нитки,
клей
ПВА,
ножницы.
Ватман,
картон,
цветная
бумага,
карандаш,
различные
виды тканей,
кожа,
фурнитура,
клей
ПВА,
кисть,
ножницы.
Книги, журналы, Образцы
схемы
работ, готовых
спец.
макетов,
литература.
архитектурны
х
сооружений.
Картон,
ватман, клей
ПВА, кисть,
простой
карандаш,
ножницы.
Книги, журналы, Образцы
иллюстрации,
готовых
спец.
работ, стеки.
литература,
образцы
готовых работ
сделанные
раннее.
23
Творческое
задание.
Участие
в
конкурсе.
Экскурсия
в
музей народной
игрушки.
Творческое
задание.
Творческое
задание.
Участие
конкурсе.
в
Творческое
задание. Минивыставка
в
конце
изучаемой
темы.
7.
Модные
аксессуары.
Украшения.
Сумочки.
8.
Динамические
игрушки.
Групповая.
индивидуальная.
Участие
и
оформление
выставк
и.
Индивидуальная.
Группов
ая.
Работа
по
плану.
Участие
и
оформление
выставки.
Беседа.
Объяснитель
но-иллюстративный
метод,
репродуктивный
метод.
Самостоятельная
работа.
Беседа.
Объяснитель
но-иллюстративный
метод,
репродуктивный
метод,
проблемный
метод,
самостоятельная
работа .
Книги, журналы,
Интернет.
Схемы,
спец.
литература,
технологические карты.
Изделия
детей
и
педагога,
кожа,
мех,
различные
виды тканей,
нити,
ножницы,
фурнитура.
Творческое
задание. Минивыставка
в
конце
изучаемой
темы.
Книги,
интернет,
схемы,
технологические
карты,
спец.
литература,
образцы
готовых работ
выполненные
раннее
учащимися
и
педагогом.
Сайты онлайн
магазинов.
Картон,
нитки,
фурнитура,
ножницы.
Устный вопрос.
Творческое
задание. Минивыставка
в
конце
изучаемой
темы.
Третий год обучения
Раздел, тема
Форма
занятий
№
1.
Вводное занятие
Группов
ая.
2.
Игрушка.
Динамическая,
Инженерная.
Группов
ая
работа
по
индивид
уальному
плану.
Приемы и методы
организации
образовательного
процесса
Беседа.
Рассказ.
Объяснительноиллюстративный
метод.
Беседа.
Рассказ.
Объяснительноиллюстративный
метод,
репродуктивный
метод.
Методический и
дидактический материал
Книги,
журналы,
иллюстрации, интернет
сайт.
Книги,
иллюстрации,
интернет.
Изделия
детей
и
педагогов,
технологичес
кий рисунок,
развертки,
чертежи.
24
Техническое
оснащение
занятий
Образцы
готовых
изделий.
Картон,
Клей,
различные
приспособле
ния,
ножницы.
Форма
подведения
итогов по
каждой теме,
разделу
Устный
опрос.
Устный
опрос.
Творческое
задание.
3.
4.
5.
6.
Куклы
Группов
ая
работа.
Работа
по
индивид
уальному
плану.
Беседа.
Рассказ.
Объяснительноиллюстративный
метод.
Книги,
журналы,
интернет,
образцы
изделий.
Образцы
готовых
работ,
картон,
различные
виды
тканей,
ниток,
ножницы,
клей ПВА,
кисть,
фурнитура.
Художественные
Группов Беседа.
Книги,
Образцы
Народные
ая
Рассказ.
иллюстрации, готовых
промыслы.
работа.
Объяснительноизделия детей изделий.
Выжигание
по Работа
иллюстративный
и педагогов, Выжигатель
дереву.
по
метод,
технологичес ный прибор.
Городецкая
индиви- репродуктивный
кий рисунок, Деревянные
роспись.
дуально метод,
Инструкция- дощечки,
Хохломская
му
интернет сайты.
правила
кисти, воск.
роспись.
плану.
безопасности тушь,
Гравюра.
труда
при скребок.
выжигании,
гравировке.
Модные
Группов Беседа.
Рассказ. Книги,
Образцы
аксессуары.
ая
Объяснительноиллюстраготовых
Украшения.
работа,
иллюстративный
ции,
изделий.
Сумочки
по инди- метод,
технологиКартон,
видуаль- репродуктивный.
ческие карты цветная
ному
Самостоятельная
Развертки.
бумага,
плану.
работа.
различные
виды
тканей,
ножницы,
клей ПВА,
кисть,
фурниту-ра.
Занятный
Группов ОбъяснительноКниги,
Образцы
«Скрапбукиег».
ая
иллюстративный
иллюстрации, готовых
Украшения
для работа
метод,
Интернет
изделий.
интерьера.
по
репродуктивный
сауты
Картон,
Семейный
индиви- метод,
поисковый технологи
цветная
альбом.
дуально- метод,
чёс--кие
бумага,
му
самостоятельная
карты.
Фурнитура,
плану.
работа.
ножницы,
клей ПВА,
кисть.
25
Устный
опрос.
Творческое
задание.
Участие
в
конкурсе.
Устный
опрос.
Творческое
задание.
Участие
в
конкурсе.
Устный
опрос.
Творческое
задание.
Участие
в
конкурсе.
Устный
опрос.
Творческое
задание.
Участие
в
конкурсе.
Список использованной литературы
Список литературы, использованной педагогом при написании
образовательной программы.
1. Буйлова Л.Н., Богданова Г.П. Дополнительное образование: норматив. док. и
материалы. – М.: Просвещение, 2008.
2. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений
дополнительного образования детей: Учеб. -метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001.
3. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.:
ВЛАДОС, 2004.
4. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/
Под ред. О.Е. Лебедева. – М. ВЛАДОС, 2000.
5. И. Иттен «Искусство цвета», Д. Аронов, 2018
6. И. Иттен «Искусство формы» Д. Аронов, 2018
7. П. Клее «Педагогические эскизы», М, 2005
8. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования//
Библиотека журнала “Воспитание школьников” – Изд. доп. Вып. 77. – М.: Школьная
пресса, 2008.
9. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для
преподавателей. – СПб.: КАРО, 2004.
10. О. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская. «Изобразительное искусство, учебник, 1, 2, 3, 4
классы, Москва, «Баласс», 2011.
11. О. А. Куревина, Е. А. Лутцева. «Технология», учебник 1, 2, 3, 4 классы, Москва,
«Балаас», 2012.
12. Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного
образования детей в контексте компетентного подхода. Материалы к учебнометодическому пособию. / Под ред. проф. Н.Ф. Радионовой. – СПб.: Издательство
ГОУ” СПб ГДТЮ”, 2005.
13. Копцев В. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Основы объемного
конструирования – Ярославль: Академия Развития, 2001.
14. Иллюстрированная энциклопедия моды. Людмила Кибалова, Ольга Гербенова,
Милена Ламарова Издательство Артия, Прага 2006. Первое издание на русском
языке 2006 Отпечатано в Чехословакии 2/04/01\15- 01
15. Николай Мокшин. Мы – мордва! Саранск. Издатель Константин Шапкарин. Дом
народных ремесел. 2012
16. Локина Т. Полный курс флористики. Композиции на оазисе. – М.: Ниола-21 век,
2004.
17. Павлова А., Корзинова Е.. Графика в средней школе. Методическое пособие для
учителя. –
М.: ВЛАДОС, 2006
18. Прокина Татьяна М79 Мордовский костюм/ фотографии Б. Тишулина др.- Саранск
: Изд. Константин Шапкарин : Клуб интеллектуального творчества,- 2013. – 48с.
19. Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова. «Технология», учебник,
Москва, «Просвещение», 2013.
20. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы,
рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. - Волгоград: Учитель,2008.
21. Федот Васильевич Сычков. Улыбки солнца и земли: Альбом. / Сост.: С 95 М.И.
Сурина, С.С. Маркова. – Саранск: Мордов. Кн. изд-во, 2002 – 128 с.
22. М. Хэпшир, К Стефенсон «Круги и точки», РИП-холдинг, 2006
23. М. Хэпшир, К Стефенсон «Квадраты и сетки»,РИП-холдинг, 2006
24. М. Хэпшир, КСтефенсон «Полосы»,РИП-холдинг, 2006
26
Список литературы, рекомендованной учащимся, для успешного освоения данной
образовательной программы.
Агапова И. Мягкая игрушка своими руками. Москва. “Айрис-пресс” 2001 г.
Большаков А. Д. Декор и орнамент в книге. – М.:Книга. 2010.
Грожан Д. Практикум начинающего дизайнера. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
Горяинова О., Медведева О., Школа юного дизайнера. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
Горяева Н.. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.:
Просвещение, 2000.
6. Ерзенкова Н.В. Свой дом украшу я сама. – С.-Пб.: Диамант, 2009.
7. Деревянко Н.А. Трошкова. Мягкая игрушка. Игрушки в подарок. Москва “ЭКСМО”,
2004 г.
8. Кузьмина М. “Лоскутики”. Москва “ЭКСМО”, 2004 г.
9. Лихачева Т.Г. Моя подружка – мягкая игрушка. Ярославль “Академия развития”
2001 г.
10. Людмила Стрельникова «Поделки из природных материалов», «Литур», 2015.
11. Ольга Гре «Поделки из крышек», Москва «Аст-Пресс Книга», 2015
12. Нагибина. 100 поделок из ненужных материалов. Ярославль “Академия развития”
2012 г.
13. Нагибина. Мягкая игрушка – мультяшки и зверюшки. Ярославль “Академия
развития” 2007 г.
14. Нагибина. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль “Академия развития” 2000 г.
15. С. Нурдквист «Поделки Финдуса», «Белая ворона», 2016
16. Надежда Васина «Волшебный картон», Москва «Айрис Пресс», 2013
17. Надежда Васина «Бумажные чудеса», Москва «Айрис Пресс», 2015
1.
2.
3.
4.
5.
Интернет-ресурсы
1. http://www.smirnova.net/ Гид по музеям мира и галереям (материалы по искусству,
статьи)
2. http://www.artprojekt.ru Энциклопедия искусства - галереи, история искусства,
дополнительные темы
3. http://www.visaginart.narod.ru/ Галерея произведений изобразительного искусства,
сгруппированных по эпохам и стилям
4. http://www.smallbay.ru/ Галерея шедевров живописи, скульптуры, архитектуры,
мифология
5. http://www.museum.ru/gmii/ Государственный музей изобразительных искусств им.
А.С. Пушкина
6. Культура и искусство Древнего Египта http://www.kemet.ru/
7. Русская культура http://www.russianculture.ru/
8. Галерея визуального искусства http://www.artni.ru/
9. Галерея русских художников 20 века http://www.artline.ru/
10. Музей Архитектуры им. Щусева А.В. http://www.muar.ru/
11. Международный Центр-Музей имени Рериха Н.К. http://roerich-museum.ru/
12. Музей «Детская картинная галерея» г. Самары. http://www.ssu.samara.ru/~chgal/
27
Приложение1
Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Дизайн»
на 2024-25 учебный год
Дата начала
Дата
Всего
Промежуточная
Год
Продолжительность каникул
обучения по окончания
учебных
аттестация
обучения
обучения
программе
недель
по
программ
1 год
02.09.2024
20.05.2025
36
01.04-08.05.2025
01.01-08.01.
01.06 -31.08
2 год
02.09.2024
20.05.2025
36
01.04-08.05.2025
01.01-08.01.
01.06 -31.08
3 год
02.09.2024
20.05.2025
36
01.04-08.05.2025
01.01-08.01.
01.06 -31.08
28
Приложение 2
ФОРМЫ ОЦЕНКИ
Диагностика результатов.
Диагностика результатов осуществляется с помощью текущего, промежуточного и
итогового контроля.
Текущий контроль осуществляется путём беседы-опроса каждого занятия, где учащийся
объясняет, чем он занимался на предыдущем занятии, с какими инструментами и
материалами работал, какой вид деятельности выполнил, чему научился.
Промежуточный контроль — путём выполнения самостоятельных работ по итогам
полугодия, где при выполнении изделий обучающиеся должны продемонстрировать
навыки, умения, знания, полученные в ходе занятий на данном этапе.
Итоговый контроль — путём проведения выставок по итогам учебного года. Высшая
оценка для учащегося — получение призового места.
Формы аттестации.
- Педагогическое наблюдение. Чему научится ребенок за определенное время, насколько
хорошо он владеет различными инструментами и художественными материалами, как
соблюдает технику безопасности, насколько самостоятельно может выполнить ту или
иную работу, композицию, насколько развит художественный вкус, эстетическое видение
при декоративном оформлении изделий.
- Педагогический анализ результатов опросов, выполнение учащимися диагностических
заданий (владение инструментами), тесты, участие воспитанников в мероприятиях (КВН,
концертах, викторинах, соревнованиях, решение задач поискового характера, активность
обучающихся на занятиях).
- Мониторинг.
Педагогический мониторинг
Контрольные задания и тесты по
выполнению той или иной творческой
работы
Продвижения (насколько вырос ребенок в
творческой работе, количество занимаемых
им призовых мест, насколько развита
самостоятельность, аккуратность,
настойчивость, художественное
мышление).
Мониторинг образовательной деятельности
детей
Самооценка воспитанника (объективность
самооценки своей работы и
заинтересованность в себе искусством
декоративно - прикладного творчества,
изобразительного искусства, насколько
уважает себя и развивает чувство
коммуникабельности, а так же социальной
адаптации).
Методы обучения, в основе которых лежат способы организации занятий по данной
программе.
Словесные: беседы (на темы: виды, характеристики и принадлежности произведений
прикладного искусства, изобразительного искусства, их история), технология и этапы
выполнения работы.
Наглядные: показ иллюстраций, видеоматериалов, интернета представление приемов
исполнения работы, работа по сделанному образцу педагогом или учащимся.
Практические: тренировочные упражнения того или иного вида изделия, затем его
исполнение в чистом виде. В частности, выполнение эскизов, зарисовок, закручивание
ткани на основу выполняемой работы, а также проба декоративного оформления.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей по данной программе:
1) объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых дети
воспринимают и усваивают готовую информацию). Это просмотр журналов,
художественных альбомов, прочтение описания, как выполняется изделие декоративноприкладного творчества или изобразительного искусства. А также необходимый фактор –
дать знания по истории происхождения и принадлежности изделий прикладного
творчества и изобразительного искусства.
2) репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности). Например, из года в год по повторяющимся темам дети
смогут сделать более сложные и стильные изделия на основании ранее полученных
знаний и опыта выполнения.
3) частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске,
решение поставленной задачи совместно с педагогом). Здесь дети учатся мыслить
творчески и совместно принимать решения, как выполнять данную работу. Развивается
фантазия художественного образа.
4) исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного
познания, самостоятельной творческой работы). Дети самостоятельно могут пройти
материал выполнения работы через прочтение статей журналов, учебников и интернет,
выполнить работу самостоятельно.
Формы организации занятий. Занятия носят индивидуальный или групповой характер в
зависимости от выбранной темы. Коллективная работа способствует воспитанию
ответственности за качество и мастерство каждого исполнителя, от которого зависит
общий результат.
Занятия могут быть как практические, так и теоретические. Теоретические занятия
проходят в форме беседы, экскурсии в музей, в художественную галерею.
Беседы всегда сопровождаются просмотром журналов, альбомов по декоративноприкладному
творчеству,
изобразительному
искусству
наглядных
пособий,
видеоматериалов, интернета.
Практические занятия сопровождаются тренировкой выполнения тех или иных видов
дизайнерского творчества, затем их исполнение в непосредственной творческой работе.
Виды занятий:
Беседа
Открытое занятие
Вернисаж
Посиделки
Викторина
Праздник
Встреча с интересными людьми
Практическое занятие
Выставка
Сказка
Дискуссия, обсуждение
Творческая мастерская
Конкурс
Экскурсия
Мастер класс
Эксперимент
30
Приложение 3
Оценочные материалы.
Формы проведения итогов реализации программы
Год
обучения
1
Начальная диагностика
Собеседование
Промежуточная
аттестация
Выставка творческих
работ внутри
объединения
Итоговая
аттестация
Итоговая выставка
работ учащихся
МБУ ДО «СЮТ».
Муниципальные,
региональные,
межрегиональные,
федеральные этапы
конкурсов и
выставок
графических,
живописных и
декоративноприкладных работ.
Виды контроля
Время проведения
В начале учебного года
В течение всего учебного
года
По окончании изучении
темы. В конце четверти,
полугодия.
Цель проведения
Начальный или входной
контроль
Определение уровня ЗУН,
эстетического развития
детей, их творческих
способностей.
Текущий контроль
Определение степени
усвоения учащимися
учебного материала.
Определение готовности
детей к восприятию нового
материала. Повышение
ответственности и
заинтересованности
воспитанников в обучении.
Выявление детей,
отстающих и опережающих
обучение. Более
эффективных методов и
средств обучения.
Промежуточный контроль
Определение степени
усвоения учащимися
учебного материала.
31
Формы контроля
Беседа, опрос, тестирование,
викторина, тесты.
Педагогическое
наблюдение, опрос,
самостоятельная работа.
Выставка, конкурс
творческих работ,
творческая работа,
Определение результатов
обучения.
В конце учебного года или
курса обучения.
Итоговый контроль
Определение изменения
уровня развития детей, их
творческих способностей.
Определение результатов
обучения. Ориентирование
учащихся на дальнейшее (в
том числе самостоятельное)
обучение.
соревнование, опрос,
открытое занятие,
самостоятельная работа,
презентация творческих
работ, демонстрация
моделей.
Выставка, конкурс,
праздник, концерт,
соревнование, творческая
работа, презентация
творческих работ,
демонстрация моделей,
опрос, открытое занятие,
отзыв, коллективный анализ
работ, самоанализ.
Методы контроля.
Аттестация: виды, форма, содержание
Программа предусматривает текущий контроль успеваемости, промежуточную и
итоговую аттестации.
Контроль знаний, умений и навыков, учащихся обеспечивает оперативное управление
учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и
корректирующую функции.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех
занятиях.
В качестве средств текущего контроля успеваемости, учащихся программой
предусмотрено введение трехкомпонентной оценки: за фантазию, композицию и технику
исполнения, которая складывается из выразительности цветового и (или) графического
решения каждой работы.
Текущий контроль:
- просмотр по окончании каждого задания
Промежуточная аттестация проводится в форме просмотра работ учащихся в конце
каждого учебного года за счет аудиторного времени
Критерии оценок
Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая работа и
теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит качество исполнения,
правильное использование материалов, оригинальность художественного образа,
творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к
творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.
При выставлении оценок учащимся используется 3-балльная система или
качественное оценивание (отлично, хорошо, удовлетворительно,
неудовлетворительно).
32
3 (отлично) – ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности, составил композицию, учитывая ее законы, проявил
организационно-трудовые умения.
2 (хорошо) – есть незначительные «промахи» в композиции и в цветовом решении, при
работе в материале есть небрежность.
1 (удовлетворительно) – работа выполнена под неуклонным руководством
преподавателя, самостоятельность учащегося практически отсутствует, ученик неряшлив
и безынициативен.
0 (неудовлетворительно) выставляется за плохое усвоение материала, а не за отсутствие
знаний. Неудовлетворительный результат показывает, что ученик знаком с учебным
материалом, но не выделяет основные положения, допускает существенные ошибки, не
самостоятелен.
33