ДООП 2024 Страна конструирования Новые места

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА












Программа реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка»
национального проекта «Образование» в части реализации мероприятий по созданию
новых мест дополнительного образования.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Страна
конструирования» разработана на основе нормативно – правовых документов:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
«Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года», распоряжение
Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам». (Приказ от 9 ноября 2018 года N
196 утратил силу с 1 марта 2023);
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020
№28
«Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Паспорта Федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденного проектным
комитетом по национальному проекту «Образование» от 7 декабря 2018 года протокол №
3;
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»
Письмо Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской
области «О внесении изменений в приказ от 02.08.2019 № 316-01-63-1912 «Об
утверждении Регламента Проведения независимой оценки качества дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ»
Современное общество - мир высоких технологий, который захватывает разные
сферы жизни. Чтобы успевать за постоянными открытиями и идти в одну ногу с
окружающим миром, нужно достичь определенных высот, предоставить детям
возможности воплощать в жизнь свои заветные планы и мечты.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Страна
конструирования» относится к программам технической направленности и
ориентирована на формирование мотивации к обучению, стимулирование познавательной
деятельности и творческого потенциала учащихся. Занятия по конструированию помогут
в решении этой основополагающей задачи
Курс программы предполагает развитие навыков критического мышления и
анализа различных аспектов окружающей среды с использованием игрушек и
конструкторов. Он поможет ребенку открыть себя наиболее полно, создаст условия для
динамичного творческого роста и будет поддерживать пытливое стремление ребенка
узнавать мир во всех его ярких красках и проявлениях.
Содержание программы реализуется в различных видах деятельности: игровой,
коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, на
основе моделирования образовательных ситуаций, посредством интеграции всех
образовательных областей. Программа предполагает совместную и самостоятельную
деятельность детей, что позволяет соединить образовательную деятельность с
современными событиями, включать воспитанников в решение проблем окружающей
действительности и тем самым формировать любовь к своему краю, своей Родине.
Основой образовательной деятельности с использованием конструкторов является
2

игра – ведущий вид детской деятельности.
Программа нацеливает педагогов воспитывать в каждом ребенке не исполнителя, а
творца. Поэтому необходимо учитывать, что создание построек, конструкций не должно
быть самоцелью. Это, прежде всего – средство развития творческих способностей.
Актуальность введения конструирования в образовательный процесс обусловлена
требованиями тем, что:
- определяется социальным заказом общества на творческую личность, способную
осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей деятельности,
генерировать и реализовывать новые идеи.
- является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников,
обеспечивающих интеграцию образовательных областей;
- позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в
режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- формирует познавательную активность, способствуют воспитанию социально-активной
личности, формируют навыки общения и сотворчества;
- объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью,
предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный
мир, где нет границ.
Новизна программы. Новизна программы заключается в реализации задач по
развитию творчества и конструктивных навыков детей через использование современных
конструкторов. Это позволяет детям экспериментировать, создавать свои собственные
проекты и развивать свои навыки в области конструирования. Важно отметить, что
использование современных конструкторов способствует активному участию детей в
образовательном процессе, что помогает им лучше усваивать материал и применять
полученные знания на практике. Кроме того, такие занятия способствуют развитию
креативности и воображения у детей, что является важным аспектом их общего развития.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами
и, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Обучаясь по программе, дети
проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом,
более сложном творческом уровне. Развитие способностей к конструированию
активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению
поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности,
стремление к поиску нового и оригинального, а значит, способствует развитию
индивидуальности личности ребёнка, умению эффективно работать вместе, в команде. В
непринуждённой игре дети легко и всестороннее развиваются, у них вырабатывается
познавательный интерес, креативность, наблюдательность, что способствует выявлению и
развитию задатков одарённости. Развивается умение пользоваться инструкциями и
чертежами, схемами и моделями, формируется логическое, проектное мышление.
Принципы конструирования:
- личностно - ориентированный подход (обращение к опыту ребенка);
- природосообразности (учитывается возраст воспитанников);
- сотрудничества (работа в командах, работа в паре, работа сотворчестве с педагогом);
- систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;
- от простого – к сложному (одна тема подается с возрастанием степени сложности);
- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении конструктивных навыков;
- активности и созидательности - использование эффективных методов и
целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей
детей;
- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах
деятельности: игровой, познавательной, речевой, проектной;
- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи
и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня
развития детей.
3

Цель программы: Создание благоприятных условий для развития творческого
мышления и конструкторских способностей дошкольников при создании действующих
моделей на основе конструирования.
Задачи:
Образовательные:
- обучать созданию образов в процессе конструктивной деятельности;
- обучать планированию процесса создания собственной модели или совместного проекта;
- формировать умение действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать
особенности предметов средствами конструкторов.
Развивающие:
- развивать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, воображение, память;
- развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения
детей;
- развивать умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности,
основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и
строением;
- сформировать интерес изготавливать несложные конструкции и простые механизмы по
образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу, инструкции, условиям, по модели.
Воспитательные:
-воспитывать
внимание,
аккуратность,
целеустремленность,
усидчивость,
организационно-волевые качества личности: терпение, волю, самоконтроль;
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе,
распределении обязанностей.
Отличительные
особенности
программы.
Важнейшей
отличительной
особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход,
предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка.
Конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы,
которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме
игры. Простота построения модели в сочетании с большими конструктивными
возможностями, позволяют в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель.
Возраст детей. Дополнительная общеразвивающая программа адресована для
детей 5-7 лет.
Срок реализации программы рассчитан на 2 года обучения с учетом возрастных
особенностей детей. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.
Наполняемость в группах составляет: первый год обучения — 15 человек; второй год
обучения — 12 человек.
Формы проведения занятий: вводные, традиционные, практические, занятия
ознакомления, повторения, обобщения и контроля полученных знаний, комплексные,
интегрированные, диагностические, нетрадиционные (занятия- сюжетно-ролевые игры,
театрализованные занятия, занятия-консультации, занятия-взаимообучения, занятияпутешествия, занятия-диалоги и др.).
Режим занятий и продолжительность занятий. В соответствии рекомендациям
СанПин для учащихся 1 года обучения занятия организуются 1 раза в неделю по 2
академических часа (академический час - 25 мин.) с перерывом 10 минут, для учащихся 2
года обучения - 1 раза в неделю по 2 академических часа (25 мин) с перерывом 10 минут.
Ожидаемые результаты.
1. Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять
полученные знания при проектировании и сборке конструкций, развита познавательная
активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
2. Сформированы конструкторские умения и навыки различать виды конструкций и
соединений деталей, изготавливать несложные конструкции и простые механизмы,
анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части,
устанавливать связь между их назначением и строением.
4

3. Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательноисследовательской и технической деятельности.
4. Сформированы основы безопасности собственной жизнедеятельности в окружающем
мире.
5. Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться,
работать в команде, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной
целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
6. Качество образовательного процесса при подготовке детей к школе значительно
повысится благодаря использованию современных конструкторов.
7. Ребенок овладеет разными формами и видами творческо-технической деятельности,
знаком с видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными
понятиями, применяемые в конструировании различает условную и реальную ситуации,
умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
8.Выявлены дети с признаками одаренности и будет продолжена работа с ними в процессе
обучения конструированию.
9. Развита мелкая моторика рук, эстетический вкус.
10. Выражена активность родителей в совместной образовательной деятельности с детьми
по приобщению к техническому творчеству.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация являются частью
системы оценки достижения планируемых результатов освоения общеобразовательной
общеразвивающей программы. Промежуточная аттестация – это оценка уровня и качества
освоения
обучающимися дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих
программ по итогам учебного года (при сроке реализации программы более одного года).
(Приложение 2)
Формы контроля и подведения итогов реализации результатов:
- наблюдение;
- тематические выставки;
- создание коллективного выставочного проекта;
- создание индивидуальных конструкторских проектов;
- представление моделей, сделанных совместно с родителями;
- открытые мероприятия, презентации детских работ родителям.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный учебный график (Приложение 1) разработан в соответствии с:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012
года № 273 – ФЗ;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН).
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»
- Уставом бюджетного муниципального учреждения дополнительного образования
«Станция юных техников» города Сарова

№
1

Название разделов и тем
Вводное занятие

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
Количество часов
Всего
Теория
Практика
2
1
1

Формы аттестации и
контроля
Наблюдение, устный
опрос
5

2
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2
3.3
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
5

Мир геометрических головоломок
«Танграм»
«Волшебный квадрат»
«Сложи узор»
Мир конструкторов
Мягкий конструктор «ЭВА блоки»
Детский конструктор «Снежинка»
Пазовый
конструктор «Блоки»
Путешествие в страну
конструирования
Зоопарк
Страна сказок
Едем, плаваем, летаем
Конструируем, фантазируем
Итоговые занятия
ИТОГО

№
1
2
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2
3.3

4.
4.1
4.2
4.3
4.4
5

Название разделов и тем
Вводное занятие
Мир геометрических головоломок
Колумбовое яйцо
Геометрическая мозаика
Сложи узор
Мир конструкторов
Мягкий конструктор «ЭВА блоки»
Пазовый
конструктор «Блоки»
Конструктор Объемного
моделирования
«ТИКО»
Путешествие в страну
конструирования
Зоопарк
Страна сказок
Едем, плаваем, летаем
Конструируем, фантазируем
Итоговые занятия
ИТОГО

12
4
4
4
14
4
2
8

3
1
1
1
3
1
1
1

9
3
3
3
9
1
1
7

42

5

39

6
8
8
22
2
72

1
1
1
2
1
13

5
7
7
20
1
59

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2 год обучения
Количество часов
Всего
Теория
Практика
2
1
1
12
4
4
4
18
2
8

3
1
1
1
3
1
1

9
3
3
3
15
1
7

8

1

7

38

5

33

6
8
8
16
2
72

1
1
1
2
1
13

5
7
7
14
1
59

Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка

Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка

Формы аттестации и
контроля
Наблюдение, устный
опрос
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка

Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка

6

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1 год обучения
1. Вводное занятие. (2 часа)
Теория. Водный инструктаж по охране труда. Введение в учебную программу в
игровой форме. Демонстрация готовых моделей из конструкторов. Организация рабочего
места. Беседа с детьми с целью выявления интересов к конструктивной деятельности.
Практика. Изготовление образов из деталей геометрических головоломок и
деталей конструкторов.
2. Мир геометрических головоломок
2.1. «Танграм». (4 часа)
Теория. Знакомство с головоломкой и ее деталями: 2 больших треугольника, один
средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Организация рабочего
места. Классификация деталей форме, способы присоединения деталей. Анализ
изображения, выделение в них геометрических фигур, обучение визуально разбивать
целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель.
Практика. Составление по образцам, по памяти контуров фигур человека,
животных, предметов окружающего мира.
2.2. «Волшебный квадрат». (4 часа)
Теория. Знакомство с головоломкой и ее деталями: 4 треугольника, 2 трапеции, 1
пятиугольник. Правила построения из плоских геометрических фигур различных
силуэтов.
Практика. Составление по образцам, по памяти контуров фигур человека,
животных, предметов окружающего мира.
2.3. «Сложи узор». ( 4 часа)
Теория. Знакомство с головоломкой и ее деталями: 16 одинаковых кубиков,
окрашенных по-разному в 4 цвета. Анализ узоров различных предметов, картин.
Выполнение 2 - х видов заданий: складывание узоров по образцу, зарисовка узоров.
Практика. Составление узоров по образцу, зарисовка выполненных узоров на
листе к клетку.
3. Мир конструкторов.
3.1 Мягкий конструктор «ЭВА блоки». (4 часа)
Теория. Уточнение знаний о признаках основных геометрических телах: куб, шар,
конус, цилиндр, пирамида. Умение различать эти тела и находить их среди других
предметов. Понимание, что каждое тело имеет свои особенности. Определение
пространственного расположения геометрических тел в постройке (над - под, вправо влево, вниз - вверх, сзади - спереди, ближе - дальше и т.д.)
Практика. Создание построек по образцу, по условиям.
3.2. Детский конструктор «Снежинка». (2 часа)
Теория. Знакомство с деталями конструктора: детали в виде снежинки с пазами
для соединения деталей между собой. Способы соединения деталей для получения
объемных конструкций.
Практика. Изготовления моделей по образцу и условиям.
3.3 Пазовый конструктор «Блоки». (8 часов)
Теория. Знакомство с особенностями основной детали конструктора. Способы
соединения деталей между собой для получения устойчивых объемных конструкций.
Практика. Конструирование моделей объектов окружающего мира.
4. Путешествие в стану конструирования.
4.1. Зоопарк.(6 часов)
Теория. Знания о мире животных. Анализ образов животных из деталей
конструкторов, выделение частей и пространственного расположения между собой.
Способы соединения деталей.
Практика. Конструирование животных, растений, деревьев. Работа по образцам.
7

Моделирование животного по замыслу.
4.2. Страна сказок.(8 часов)
Теория. Знания детей о сказках.
Практика. Изготовление героев сказок, персонажей.
4.3. Едем, плаваем, летаем.(8 часов)
Теория. Простейшие представления о строении автомобилей, самолетов, судов.
Виды транспорта.
Практика. Конструирование моделей техники, создание сюжетной композиции.
4.4.Конструируем, фантазируем.( 22 часа)
Теория. Создание сюжетных композиций. Работа с различными видами
конструкторов.
Практика. Конструирование по замыслу.
9. Итоговое занятие. ( 2 часа)
Теория. Итоговая диагностика. Анализ работы по программе.
Практика. Выставка работ.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
2 год обучения
1. Вводное занятие. ( 2 часа)
Теория. Водный инструктаж по охране труда. Введение в учебную программу в
игровой форме. Демонстрация готовых поделок. Организация рабочего места. Беседа с
детьми с целью выявления интересов к конструктивной деятельности.
Практика. Изготовление поделок.
2. Мир геометрических головоломок
2.1. «Колумбовое яйцо». (4 часа)
Теория. Знакомство с головоломкой и ее деталями. Колумбовое яйцо представляет
собой овал, который необходимо разрезать на 10 частей. В результате получатся
треугольники, трапеции с ровными и округлыми сторонами. Способы присоединения
деталей.
Практика. Составление по образцам, по памяти контуров фигур человека,
животных, предметов окружающего мира.
2.2. «Геометрическая мозаика». (4 часа)
Теория. Уточнение знаний о свойствах геометрических фигур. Сравнительный
анализ фигур.
Практика. Составление по образцам, по памяти, по условиям контуров фигур
человека, животных, предметов окружающего мира.
2.3. «Сложи узор». ( 4 часа)
Теория. Анализ узоров различных предметов, картин. Выполнение 3 - х видов
заданий: складывание узоров по образцу, зарисовка узоров, составление собственных
образов по замыслу.
Практика. Составление узоров по образцу, по замыслу, зарисовка выполненных
узоров на листе к клетку
3. Мир конструкторов.
3.1 Мягкий конструктор «ЭВА блоки». (2 часа)
Теория. Сравнительный анализ признаков геометрических тел.
Практика. Создание построек по условиям.
3.2 Пазовый конструктор «Блоки». (8 часов)
Теория. Правила соединения деталей между собой для получения устойчивых
объемных конструкций.
Практика. Конструирование моделей объектов окружающего мира по условиям.
3. 3 Конструктор объемного моделирования «ТИКО».(8 часов)
8

Теория. Знакомство с деталями конструктора и способами соединения их между
собой для получения объемных конструкций.
Практика. Создание объемных конструкций по образцу и по условиям.
4. Путешествие в страну конструирования.
4.1. Зоопарк.(6 часов)
Теория. Знания о мире животных разных климатических зон. Анализ образов
животных из деталей конструкторов, выделение
частей и пространственного
расположения между собой. Способы соединения деталей.
Практика. Конструирование животных, растений, деревьев. Работа со
по
образцам. Моделирование животного по замыслу.
4.2. Страна сказок.(8 часов)
Теория. Знания детей о сказках.
Практика. Изготовление героев сказок, персонажей.
4.3. Едем, плаваем, летаем.(8 часов)
Теория. Отличие в строении автомобилей, самолетов, судов. Виды транспорта.
Обобщение знаний по теме «Транспорт». Роль и значение в жизни человека транспорта.
Практика. Конструирование моделей техники, создание сюжетной композиции.
4.4.Конструируем, фантазируем.( 16 часа)
Теория. Создание сюжетных композиций. Работа с различными видами
конструкторов.
Практика. Конструирование по замыслу.
9. Итоговое занятие. ( 2 часа)
Теория. Итоговая диагностика. Анализ работы по программе.
Практика. Выставка работ.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально – технические условия
Оборудование: учебная доска, комплект столов, стульев для учащихся, стол для педагога,
стеллажи для демонстрации моделей, шкафы для хранения методического и
дидактического материала (схемы построек, модели, технологические таблицы, картотека
игр, цветные иллюстрации, картинки, образцы, конструкторы) учебной литературы
педагога и познавательной литературы для детей, ноутбук, мультимедийное
оборудование.
Наборы конструкторов
№
1

Название
Мягкий конструктор
«ЭВА блоки»
Производитель - Eva
Toys

2

3

Детский конструктор
«Снежинка»
Фабрика развивающих
игрушек «Тимошка»
Конструктор
Объемного

Назначение
ЭВА блоки —
мягкие модульные
конструкторы из вспененного полимера
этилен винилацетата. Блоки разных форм и
размеров легко соединяются между собой и
позволяют детям строить и создавать
различные
фигуры,
сооружения
и
композиции, развивая при этом свою
творческую мысль и умение работать в
команде.
Детский конструктор "Снежинка"
предназначен для создания разнообразных
фигур из пластмассовых элементов,
напоминающих снежинки.
Конструктор
объемного
моделирования
«ТИКО»
предназначен
для
развития

количество
10 наборов

10
наборов

10
наборов
9

моделирования
«ТИКО»

4

5

6

7

8

пространственного
мышления,
мелкой
моторики, воображения и творческих
способностей у детей. Он состоит из
Производитель
множества деталей разной формы и размера,
конструктора — ООО которые можно соединять между собой,
«РИМиК»
создавая различные фигуры и конструкции.
Конструктор "Блоки"
Конструктор Play the Game "Блоки"
Производитель Россия, предназначен для развития логического
PLAY THE GAME
мышления, творческого подхода к решению
задач и координации движений у детей. С
помощью этого конструктора дети могут
создавать различные конструкции, игрушки и
фигуры, используя разноцветные блоки и
элементы.
Головоломка
Набор из 7-ми геометрических фигур:
«Волшебный квадрат» треугольники (4 шт.), трапеции (2 шт.),
пятиугольник (1 шт.). Суть игр заключается в
построении из плоских геометрических
фигур различных силуэтов – животных,
людей, растений, предметов окружающего
мира.
Головоломка
«Колумбово яйцо» представляет собой овал,
« Клумбовое яйцо»
разделенный на 10 частей,
которе
напоминают треугольники, трапеции с
ровными и округлыми сторонами. Суть игрыпостроение силуэтов различных предметов,
животных, человека и т. п.
Головоломка
«Танграм» — головоломка, состоящая из
«Танграм»
семи танов (плоских геометрических фигур),
полученных делением квадрата на 7 частей –
2 больших, 2 маленьких и 1 средний
треугольники,
1
малый
квадрат
и
параллелограмм,
которые
складывают
определённым образом для получения
другой,
более
сложной,
фигуры
(изображающей человека, животное, предмет
домашнего обихода, букву или цифру и т. д.).
Головоломка
Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все
«Сложи узор»
6 граней каждого кубика окрашены различно,
в 4 цвета. Это позволяет составлять
различные узоры, напоминающие контуры
различных предметов, картин, которым дети
любят давать названия.

10
наборов

12
наборов

12 наборов

12 наборов

12 наборов

Методическое обеспечение программы
Особенности реализации программы предполагают сочетание возможности
развития индивидуальных творческих способностей и формирование умений
взаимодействовать в коллективе посредствам работы в группе. Обучение проводится с
учетом индивидуальных способностей и возрастных особенностей обучающихся, их
уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляется возможность
удовлетворять свои интересы путем активного включения в творческую деятельность.
10

Технология проектной деятельности поддерживает детскую познавательную
инициативу в условиях детского сада и семьи так как:
помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации
собственных замыслов;
- возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска
новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах и основывается на
оригинальности мышления,
- позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде
культурно-значимого продукта.
Проектная деятельность существенно изменяет межличностные отношения между
сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности
приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать
свое отношение к различным сторонам реальности.
Методы и приёмы обучения
Методы
Наглядный

Приёмы
Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация
способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме,
цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно- Обследование деталей конструкторов и головоломок, которое
рецептивный
предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и
тактильных)
для
знакомства
с
формой,
определения
пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа).
Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание
моделей, конструкций, образов по образцу, по схеме, по условиям,
беседа, упражнения по аналогу)
Практический
Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных
приемов работы.
Словесный
Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и
демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный
Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование
готовых заданий (предметов), самостоятельное проектирование для
закрепления теоретических знаний и осуществления собственных
незабываемых открытий.
Игровой
Использование сюжета игр для организации детской деятельности,
персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога.
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой
развивается ребенок, используются следующие виды конструирования:
1. Конструирование по образцу: детям предлагаются образцы построек, образов
выполненных
из деталей строительного, материла, конструкторов, головоломок и
показываются способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям
прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании.
Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к
самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
2.Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель,
скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Таким образом, им
предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких
11

задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их
мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования
по образцу.
3.Конструирование по условиям: детям определяют условия, которым постройка
должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее
назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят
проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. Данная форма
организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого
конструирования.
4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий
характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала
воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов,
создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В
результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные
способности.
5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания
творчества детей и проявления их самостоятельности. Дети сами решают, что и как будут
конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она
лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные
раннее.
6.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они
сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из
выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования и
очень близка по своему характеру конструированию по замыслу с той лишь разницей, что
замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Важную роль в реализации программы играет тщательно продуманная и безопасно
организованная развивающая предметно-пространственная среда, которая позволяет
педагогам осуществлять на практике цели и задачи программы и применять личностноориентированные технологии обучения.
Создание развивающей предметно-пространственной среды происходит с учетом
принципа интеграции образовательных областей и является:
- содержательно-насыщенной;
- развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровье сберегающей;
- эстетически-привлекательной.
Материалы и оборудование для одной образовательной области могут
использоваться в ходе реализации
других областей. Среда не ограничивает детскую
инициативу, а наоборот, предоставляет возможности для проявления
развития и
реализации разнообразных идей. Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок
постепенно обретает уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая
личностные, а поэтому радостные для него открытия. Разумно организованная
развивающая среда способствует подготовке ребенка к жизни в стремительно
меняющемся мире, формирует устойчивое стремление познавать, открывать мир и в
конечном итоге - учит учиться.
12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»
2.
Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р)
3.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №
996-р)
4.
Приказ Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172- 14
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
6.
Приказ министерства образования и науки Самарской области от 20.08.2019 г. №
262-од
«Об
утверждении
Правил
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Самарской области на основе сертификата
персонифицированного
финансирования
дополнительного
образования
детей,
обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам»
7.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015
№09-3242.
8.
«Методические
рекомендации
по
разработке
дополнительных
общеобразовательных программ» (Приложение к письму министерства образования и
науки Самарской области 03.09.2015 № МО -16-09-01/826- ТУ)
Литература для педагога
1. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием
конструктора LEGO // Дошкольное воспитание. - 2009. -№ 2. - С. 48-50.
2.Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества -М.: Гардарики,
2008. – 118 с.
3. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
4. Злаказов А.С., Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие /А.С.
Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г. Шевалдина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
5. Комарова Л.Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов
реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес,2001г.
6. Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство:
Мозаика-Синтез 2010г.
7. ФешинаЕ.В. «Лего-конструирование в детском саду». - М.: ТЦ Сфера, 2012. -114с.
Литература для обучающихся и родителей
1. LEGO. Книга идей. / Пер.: Аревшатян А. А. Ред.: Волченко Ю. С. – М., 2013 г. – 174 с.
2. Новикова В. П. Лего-мозаика в играх и занятиях М., 2005. – 276 с.
3. Аллан Бедфорд. Большая книга LEGO. М., 2013. - 352 с.
4. Аллан Бедфорд. LEGO. Секретная инструкция. – М., 2013. – 174 с.
5. Дэниел Липковиц LEGO книга игр. Оживи свои модели. М., 2013. – 248 с.

1.

Список сайтов
http://www.int-edu.ru/
13

2.
3.
4.
5.
6.
7.

http://www.lego.com/ru-ru/
http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school
http://creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=true
http://www.youtube.com/watch?v=QIUCp_31X_c
http://www.robotclub.ru/club.php
http://www.liveinternet.ru/users/timemechanic/rubric/1198273/

14

Приложение1
Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Страна конструирования»
на 2024 – 2025 учебный год
Год
обучения

Комплектование Начало
учебных групп
учебных
занятий

Продолжительность Режим
учебного года
занятий в
неделю

1год

02-10.09.2024

02.09.2024

36

2год

02-10.09.2024

02.09.2024

36

1 раз по 2
часа
1раз по 2
часа

Аттестационный Окончание
период
учебного года
01.04. –
08.05.2025
01.04. –
08.05.2025

20.05.2025
20.05.2025

15

Приложение 2
Диагностическая карта 1 года обучения
Ф.И. ребенка

Называет
детали,
форму

Умеет
скреплять
детали
конструкт
ора

Строит
Строит по Строит
элементарные образцу
по схеме
постройки по
творческому
замыслу

Называе Умение
т детали, рассказать
изображ постройке
енные
на
карточке

Уровень
о усвоения
программы

Итого: низкий уровень________%;
средний уровень_________% ;
высокий уровень_________%
Условные обозначения:
Низкий уровень -1 балл
Средний уровень -2 балла
Высокий уровень -3 балла
Критерии оценки
Н (низкий уровень)- выполняет задание с трудом, не называет цвета, не называет детали, затрудняется строить по образцу.
С (средний уровень)- выполняет задание (постройки) с помощью взрослого, скрепляет детали конструктора, строит элементарные
постройки по творческому замыслу.
В (высокий уровень) - называет детали и их цвет, самостоятельно скрепляет детали конструктора, строит постройки по творческому
замыслу, обладает фантазией, строит по образцу, схеме с точностью.

16

Диагностическая карта 2 года обучения

Ф.И. ребенка

Называет
все
детали
конструк
торов

Строит
более
сложные
постройк
и

Строит по Строит по Строит по Работает
образцу
инструкци творческо команде
и педагога му
замыслу

в Используе
т
предметызаместите
ли

Работа над Уровень
проектами усвоения
программы

Итого: низкий уровень________%;
средний уровень_________% ;
высокий уровень_________%
Условные обозначения:
Низкий уровень -1 балл
Средний уровень -2 балла
Высокий уровень -3 балла
Критерии оценки
Н (низкий уровень)- выполняет задание с трудом, не называет цвета, не называет детали, затрудняется строить по образцу.
С (средний уровень)- выполняет задание (постройки) с помощью взрослого, скрепляет детали конструктора, строит элементарные
постройки по творческому замыслу.
В (высокий уровень) - называет детали и их цвет, самостоятельно скрепляет детали конструктора, строит постройки по творческому
замыслу, обладает фантазией, строит по образцу, схеме с точностью.

17



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.