1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЛЕГО конструирование» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития
дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р, Приказом Министерства просвещения РФ от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЛЕГО конструирование» отнесена к программам
технической
направленности
и
ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования,
приобретение опыта продуктивной творческой деятельности. Ее цель и задачи направлены
на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира,
развитие исследовательских, конструкторских способностей обучающихся.
Курс программы предназначен для того, чтобы положить начало формированию у
воспитанников целостного представления о мире техники, устройстве конструкций,
механизмов в окружающем мире. Она поможет ребенку открыть себя наиболее полно,
создаст условия для динамики творческого роста и будет поддерживать пытливое
стремление ребенка узнавать мир во всех его ярких красках и проявлениях.
Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность,
развивать способность в решении проблемных ситуаций, умение исследовать проблему,
анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и
реализовывать их, а также помогает развитию коммуникативных навыков детей за счет
активного взаимодействия детей в ходе групповой деятельности, самостоятельно открыть
для себя волшебный мир конструктора.
Содержание программы реализуется в различных видах деятельности: игровой,
коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, на
основе моделирования образовательных ситуаций, посредством интеграции
всех
образовательных областей. Региональный компонент
программы
интегрирован в
совместную и самостоятельную деятельность детей, что позволяет соединить
образовательную деятельность с современными событиями, включать воспитанников в
решение проблем окружающей действительности и тем самым формировать любовь к
своему краю, своей Родине.
Основой образовательной деятельности с использованием ЛЕГО - технологии
является игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться, играя и
обучаться в игре.
Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена
в первую очередь на развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Занятия
основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом.
Лего-конструирование – эффективное, воспитательное средство, которое помогает
объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка.
В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным,
целеустремленным, эмоционально отзывчивым. Каждая игра с конструктором
представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей
конструктора. Моделирование из лего-конструкторов позволяет разрешить сразу
несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения,
интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек
2
коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои
предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно
предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.
Программа нацеливает педагогов воспитывать в каждом ребенке не исполнителя, а
творца. Поэтому необходимо учитывать, что создание построек, конструкций, поделок не
должно быть самоцелью. Это, прежде всего – средство развития творческих способностей.
Актуальность введения лего-конструирования в образовательный процесс
обусловлена требованиями формированию развивающей предметно-пространственной
среде, востребованностью развития широкого кругозора дошкольников. Актуальность
лего-технологии значима в свете внедрения , так как:
- определяется социальным заказом общества на творческую личность, способную
осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей деятельности,
генерировать и реализовывать новые идеи.
- является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников,
обеспечивающих интеграцию образовательных областей;
- позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в
режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- формирует познавательную активность, способствуют воспитанию социально-активной
личности, формируют навыки общения и сотворчества;
- объединяет игру с исследовательской и экспериментально - проектной деятельностью,
предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный
мир, где нет границ.
Новизна программы. Новизна программы выражается в реализации задач по развитию
творчества и конструктивных навыков детей через такие формы работы как проектную
деятельность с использованием конструкторов LEGO. Новый виток интереса к проекту
как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной
интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением
активности детей в образовательном процессе.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами
и, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Обучаясь по программе, дети
проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом,
более сложном творческом уровне. Развитие способностей к конструированию
активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению
поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности,
стремление к поиску нового и оригинального, а значит, способствует развитию
индивидуальности личности ребёнка, умению эффективно работать вместе, в команде. В
непринуждённой игре дети легко и всестороннее развиваются, у них вырабатывается
познавательный интерес, креативность, наблюдательность, что способствует выявлению и
развитию задатков одарённости. Развивается умение пользоваться инструкциями и
чертежами, схемами и моделями, формируется логическое, проектное мышление.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских
способностей детей через практическую деятельность. Целый ряд специальных
практических заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат
для развития творческих способностей детей.
Принципы Лего-конструирования:
- личностно - ориентированный подход (обращение к опыту ребенка);
- природосообразности (учитывается возраст воспитанников);
3
- сотрудничества (работа в командах, работа в паре, работа сотворчестве с педагогом);
- систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;
- от простого – к сложному (одна тема подается с возрастанием степени сложности);
- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении конструктивных навыков;
- активности и созидательности - использование эффективных методов и
целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей
детей;
- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах
деятельности: игровой, познавательной, речевой, проектной;
- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи
и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня
развития детей.
Цель программы: Создание благоприятных условий для развития творческого мышления
и конструкторских способностей дошкольников при создании действующих моделей на
основе LEGO– конструирования.
Задачи:
Образовательные:
1. Обучать созданию образов в процессе конструктивной деятельности.
2. Обучать планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
3. Формировать умение действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать
особенности предметов средствами конструкторов.
Развивающие:
1.Развивать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, воображение, память.
2.Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения
детей.
3. Развивать умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности,
основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и
строением.
4. Сформировать интерес изготавливать несложные конструкции и простые механизмы по
образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу, инструкции, условиям, по модели.
Воспитательные:
1.Воспитывать
внимание,
аккуратность,
целеустремленность,
усидчивость,
организационно-волевые качества личности: терпение, волю, самоконтроль.
2. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе,
распределении обязанностей.
Отличительные
особенности
программы.
Важнейшей
отличительной
особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход,
предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Проектная
конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая
позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры.
Простота построения модели в сочетании с большими конструктивными возможностями,
позволяют в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель. Отличительной
особенностью данной программы является частичное применение электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.
Основные элементы системы электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий, используемые в работе.
4
образовательные онлайн-платформы; цифровые образовательные ресурсы,
размещенные на образовательных сайтах, видео-конференции (Skype, Zoom), электронная
почта; облачные сервисы и др.
Возможно проведение индивидуальных занятий с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий для детей, пропустивших занятие
по уважительной причине.
Возможно проведение родительских собраний и консультаций в режиме онлайн с
использованием платформы Skype, Zoom и др.
Возраст детей: Дополнительная общеразвивающая программа адресована для детей 5-7
лет.
Срок реализации программы рассчитан на 2 года обучения с учетом возрастных
особенностей детей. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.
Наполняемость в группах составляет: первый год обучения — 15 человек; второй год
обучения — 12 человек.
Формы
проведения занятий: вводные, традиционные, практические,
занятия
ознакомления, повторения, обобщения и контроля полученных знаний, комплексные,
интегрированные, диагностические, нетрадиционные (занятия-КВН, занятия- сюжетноролевые игры, театрализованные занятия, занятия-консультации, занятия-взаимообучения,
занятия-аукционы, занятия-путешествия, занятия-диалоги, занятия типа «Следствие ведут
знатоки» и др.).
Ожидаемые результаты.
1. Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять
полученные знания при проектировании и сборке конструкций, развита познавательная
активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
2. Сформированы конструкторские умения и навыки различать виды конструкций и
соединений деталей, изготавливать несложные конструкции и простые механизмы,
анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части,
устанавливать связь между их назначением и строением.
3. Ребенок
проявляет инициативу и самостоятельность в
познавательноисследовательской и технической деятельности.
4. Сформированы основы безопасности собственной жизнедеятельности в окружающем
мире.
5. Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться,
работать в команде, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной
целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
6. Повысится качество образовательного процесса при подготовке детей к школе через
образовательную робототехнику и лего-конструирование.
7. Ребенок овладеет разными формами и видами творческо-технической деятельности,
знаком с видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными
понятиями, применяемые в робототехнике различает условную и реальную ситуации,
умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
8.Выявлены дети с признаками одаренности и будет продолжена работа с ними в
процессе обучения конструированию и образовательной робототехнике.
9. Развита мелкая моторика рук, эстетический вкус.
10. Выражена активность родителей в совместной образовательной деятельности с детьми
по приобщению к техническому творчеству.
5
Формы контроля и подведения итогов реализации результатов:
- наблюдение;
- тематические выставки;
- создание коллективного выставочного проекта;
- создание индивидуальных конструкторских проектов;
- представление моделей, сделанных совместно с родителями;
- открытые мероприятия, презентации детских работ родителям
№
1
Название разделов и тем
Вводное занятие
2
История возникновения «LEGO»
3
4
5
6
7
8
9
10
Конструктор и его детали.
Начинаем строить
Зоопарк
Страна сказок
Мы любим «LEGO»
Я конструктор – инженер
Конструируем, фантазируем
Итоговые занятия
ИТОГО
№
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
Количество часов
Всего
Теория
Практика
2/1
1/0,5
1/0,5
2/1
1/0,5
1/0,5
6/3
12/6
10/5
8/4
10/5
10/5
10/5
2/1
72/36
2/1
4/2
3/1
2/1
3/1
3/1
3/1
1/0,5
20/9,5
4/2
8/4
7/4
6/3
7/4
7/4
7/4
1/0,5
52/26.5
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2 год обучения
Количество часов
Всего
Теория
Практика
2/1
1/0,5
1/0,5
1
Название разделов и тем
Вводное занятие
2
История возникновения «LEGO»
2/1
1/0,5
1/0,5
3
4
Конструктор и его детали.
Конструирование строительных
объектов
Моделирование животного мира
Геометрическая мозаика
Конструирование окружающей среды
Конструирование техники
Конструируем, фантазируем
Итоговые занятия
ИТОГО
4/2
6/3
1/0,5
2/1
3/1,5
4/2
6/3
8/4
10/5
14/7
18/9
2/1
72/36
2/1
3/1
2/1
4/2
4/2
1/0,5
21/10
4/2
5/3
8/4
10/5
14/7
1/0,5
51/26
5
6
7
8
9
10
6
Формы аттестации и
контроля
Наблюдение, устный
опрос
Наблюдение,
выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Формы аттестации и
контроля
Наблюдение, устный
опрос
Наблюдение,
выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1 год обучения
1. Вводное занятие.
Теория. Водный инструктаж по охране труда. Введение в учебную программу в
игровой форме. Демонстрация готовых поделок. Организация рабочего места. Беседа с
детьми с целью выявления интересов к конструктивной деятельности.
Практика. Изготовление поделок.
2. История возникновения «LEGO».
Теория. История возникновения «LEGO».
Практика. Игра «Строим дом дружбы»
3. Конструктор и его детали
Теория. Знакомство с конструктором «LEGO». Что входит в Конструктор ЛЕГО.
Организация рабочего места. Классификация деталей по цвету, форме. Игра «Что
изменилось?»
Практика. Знакомство с конструктором «LEGO».
Классификация деталей,
способы соединения. Основные задачи при конструировании. Знакомство с
инструкциями.
Составление узора, закрепление основных деталей конструктора, знание терминологии.
4. Начинаем строить.
Теория. Основные этапы постройки. Способы создания стен, крыш различных
построек. Размещение окон и дверей. Реализация цветовой гаммы в моделях. История
создания «Замка». Отработка умения слушать инструкцию педагога и давать инструкции
друг другу.
Практика. Конструирование здания, деревьев. Конструирование по замыслу.
5. Зоопарк.
Теория. В мире животных. Животные дикие и домашние. Растения и деревья.
Древние животные (динозавры). Классификация животных.
Практика. Конструирование животных, растений, деревьев. Работа со схемами.
Знать основные способы соединения деталей, сборки моделей по схемам.
Моделирование животного по замыслу.
6. Страна сказок.
Теория. Какие бывают сказки? Знакомятся с русскими народными сказками,
сказками русских и зарубежных писателей. Обсуждают виды и жанры сказок, и героев.
Показ иллюстраций героев сказок
Практика. Изготовление героев сказок, персонажей.
7. Мы любим «LEGO»
Теория. Фантазии и воображения детей. Презентация: «Леголенд» .
Практика. Закрепление навыков построения моделей,
создание сюжетной
композиции.
8.Я конструктор – инженер
Теория. Виды транспорта. Обобщение знаний по теме «Транспорт». Роль и
значение в жизни человека транспорта.
Практика. Конструирование поэтапное основных частей машин, самолетов,
кораблей, лодок.
7
9. Конструируем, фантазируем
Теория. Создание сюжетных композиций. Работа с мелкими деталями «LEGO»
Соединения элементов, их различие.
Практика. Конструирование по замыслу.
10. Итоговое занятие.
Теория. Итоговая диагностика. Анализ работы по программе.
Практика. Выставка работ.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
2 год обучения
1. Вводное занятие.
Теория. Водный инструктаж по охране труда. Введение в учебную программу в
игровой форме. Демонстрация готовых поделок. Организация рабочего места. Беседа с
детьми с целью выявления интересов к конструктивной деятельности.
Практика. Изготовление поделок.
2. История возникновения «LEGO».
Теория. История возникновения «LEGO».
Практика. Игра «Строим дом дружбы»
3. Конструктор и его детали
Теория. Знакомство с конструктором «LEGO». Что входит в Конструктор ЛЕГО.
Организация рабочего места. Классификация деталей по цвету, форме. Игра «Что
изменилось?»
Практика. Знакомство с конструктором «LEGO».
Классификация деталей,
способы соединения. Основные задачи при конструировании. Знакомство с
инструкциями.
Составление узора, закрепление основных деталей конструктора, знание терминологии.
4. Конструирование строительных объектов.
Теория. Сборка стен и крыши домика, разные виды крыш. Использование
строительных кирпичей в зависимости от их размеров, крепление, виды кирпичной
кладки. Ознакомление с основными частями конструкции домика – стены, пол, крыша,
окна, дверь, фундамент, а также с пространственным расположением этих частей
относительно друг друга. Реализация цветовой гаммы в моделях. История создания
«Замка».
Практика. Конструирование здания, деревьев по схеме. Конструирование по
замыслу.
5. Моделирование животного мира
Теория. Дикие животные. Домашние животные. Виды речных и морских
животных и рыб. Особенности водной фауны. Животные, занесенные в «Красную
книгу»
Практика. Конструирование различных видов животных: по схемам и по
замыслу.
6. Геометрическая мозаика
Теория. Виды мозаики. Фигуры в пространстве. Симметрия. Закрепление
названий геометрических фигур.
8
Практика. Составление геометрических узоров. Геометрические ребусы. Работа
со схемами. Дидактическая игра «Найти предмет такой же формы». Геометрические
головоломки.
7. Конструирование окружающей среды
Теория. Что такое двор? Какие постройки есть во дворе? Развитие фантазии и
воображения обучающихся, развитие умения передавать форму объекта средствами
конструктора, закрепление навыков скрепления, освоение навыков средствами
конструктора LEGO.
Практика. Моделирование детской площадки. Закрепление навыков построения
моделей, создание сюжетной композиции.
8. Конструирование техники
Теория. Виды транспорта. Обобщение знаний по теме «Транспорт». Роль и
значение в жизни человека транспорта. Пассажирский транспорт. Специальный
транспорт. Виды летательных аппаратов. Водный транспорт.
Практика. Конструирование поэтапное основных частей машин, самолетов,
кораблей, лодок.
9. Конструируем, фантазируем
Теория. Создание сюжетных композиций. Работа с мелкими деталями «LEGO»
Соединения элементов, их различие. Развитие фантазии и воображения обучающихся,
развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора, закрепление
навыков скрепления.
Практика. Конструирование по замыслу.
10. Итоговое занятие.
Теория. Итоговая диагностика. Анализ работы по программе.
Практика. Выставка работ.
Методическое обеспечение программы
Особенности реализации программы предполагают сочетание возможности
развития индивидуальных творческих способностей и формирование умений
взаимодействовать в коллективе посредствам работы в группе. Обучение проводится с
учетом индивидуальных способностей и возрастных особенностей обучающихся, их
уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляется возможность
удовлетворять свои интересы путем активного включения в творческую деятельность.
Технология проектной деятельности поддерживает детскую познавательную
инициативу в условиях детского сада и семьи так как:
помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации
собственных замыслов;
- возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска
новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах и основывается на
оригинальности мышления,
- позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде
культурно-значимого продукта.
Проектная деятельность существенно изменяет межличностные отношения между
сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности
приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать
свое отношение к различным сторонам реальности.
9
Методы и приёмы обучения
Методы
Наглядный
Приёмы
Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация
способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме,
цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно- Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение
рецептивный
различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства
с формой, определения пространственных соотношений между ними
(на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и
ребёнка.
Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание
моделей и конструкций по образцу, по схеме, по условиям, беседа,
упражнения по аналогу)
Практический
Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных
приемов работы.
Словесный
Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и
демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный
Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование
готовых заданий (предметов), самостоятельное проектирование для
закрепления теоретических знаний и осуществления собственных
незабываемых открытий.
Игровой
Использование сюжета игр для организации детской деятельности,
персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога.
Программное обеспечение программы
включает в себя 2 вида конструкторов:
«LEGODACTA», «LEGODUPLO», как инструмента для обучения детей конструированию
и моделированию. Простота построения модели в сочетании с большими
конструктивными возможностями, позволяют в конце занятия увидеть сделанную своими
руками модель.
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой
развивается ребенок, используются следующие виды конструирования:
1. Конструирование по образцу: детям предлагаются образцы построек, выполненных
из деталей строительного материла и конструкторов, и показываются способы их
воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых
знаний, способов действий основанных на подражании. Конструирование по образцу, в
основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где
можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой
деятельности творческого характера.
2.Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель,
скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Таким образом, им
предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких
задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их
мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования
по образцу.
3.Конструирование по условиям: детям определяют условия, которым постройка
должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее
назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят
проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. Данная форма
организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого
конструирования.
10
4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий
характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала
воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов,
создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В
результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные
способности.
5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания
творчества детей и проявления их самостоятельности. Дети сами решают, что и как будут
конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она
лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные
раннее.
6.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они
сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из
выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования и
очень близка по своему характеру конструированию по замыслу с той лишь разницей, что
замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.
Техническая оснащенность:
- интерактивная доска;
- компьютер;
- проектор
- демонстрационная магнитная доска.
Дидактические материалы:
- схемы построек;
- модели;
- технологические таблицы;
- картотека игр;
- цветные иллюстрации, картинки;
- образцы;
- лего- конструкторы.
Условия реализации программы
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Важную роль в реализации программы «ЛЕГО - конструирование» играет тщательно
продуманная и безопасно организованная развивающая предметно-пространственная
среда, которая позволяет педагогам осуществлять на практике цели и задачи программы и
применять личностно-ориентированные технологии обучения.
Создание развивающей предметно-пространственной среды происходит с учетом
принципа интеграции образовательных областей и является:
- содержательно-насыщенной;
- развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровье сберегающей;
- эстетически-привлекательной.
Материалы и оборудование для одной образовательной области могут
использоваться в ходе реализации других областей. Среда не ограничивает детскую
11
инициативу, а наоборот, предоставляет возможности для проявления
развития и
реализации разнообразных идей. Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок
постепенно обретает уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая
личностные, а поэтому радостные для него открытия. Разумно организованная
развивающая среда способствует подготовке ребенка к жизни в стремительно
меняющемся мире, формирует устойчивое стремление познавать, открывать мир и в
конечном итоге - учит учиться.
Список литературы
Литература для педагога
1.
Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию сиспользованием
конструктора LEGO // Дошкольное воспитание. - 2009. -№ 2. - С. 48-50.
2.
Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества -М.: Гардарики,
2008. – 118 с.
3.
Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношенийи объектов
реального мира средствами конструктора LEGO). — М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
4.
Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
5.
Злаказов А.С., Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие /А.С.
Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г. Шевалдина. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
6.
Комарова Л.Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов
реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес,2001г.
7.
Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство:
Мозаика-Синтез 2010г.
8.
Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду»
М.;Академия,2002г.-192с.
9.
ФешинаЕ.В. «Лего-конструирование в детском саду». - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с.
1.
2.
3.
4.
5.
Литература для обучающихся и родителей
LEGO. Книга идей. / Пер.: Аревшатян А. А. Ред.: Волченко Ю. С. – М., 2013 г. – 174 с.
Новикова В. П. Лего-мозаика в играх и занятиях М., 2005. – 276 с.
АлланБедфорд. Большая книга LEGO. М., 2013. - 352 с.
АлланБедфорд. LEGO. Секретная инструкция. – М., 2013. – 174 с.
ДэниелЛипковиц LEGO книга игр. Оживи свои модели. М., 2013. – 248 с.
Список сайтов
1. http://www.int-edu.ru/
2. http://www.lego.com/ru-ru/
3. http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school
4. http://creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=true
5. http://www.youtube.com/watch?v=QIUCp_31X_c
6. http://www.robotclub.ru/club.php
7. http://www.liveinternet.ru/users/timemechanic/rubric/1198273/
Нормативные документы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273-ФЗ
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р
12
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
4. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
5. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций»
6. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
7. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
13
Год
обучения
Приложение1
Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Страна ЛЕГО»
на 2024-25 учебный год
Дата начала Дата
Всего
Количество Количество Режим
Промежуточная Продолжительность
обучения по окончания учебных учебных
учебных
занятий в
аттестация
каникул
обучения
программе
недель
дней
часов
неделю
по
программ
1 год
02.09
20.05
36
36
36
1 раз по
1часу
01.04-08.05
01.01-08.01.
01.06 -31.08
2 год
02.09
20.05
36
36
36
1раз по
1часа
01.04-08.05
01.01-08.01.
01.06 -31.08
14
Приложение 2
Диагностическая карта 1 года обучения
Ф.И. ребенка
Называет
детали,
форму
Итого: низкий уровень________%;
Умеет
скреплять
детали
конструкт
ора
Строит
Строит по Строит
элементарные образцу
по схеме
постройки по
творческому
замыслу
средний уровень_________% ;
Называе Умение
т детали, рассказать
изображ постройке
енные
на
карточке
Уровень
о усвоения
программы
высокий уровень_________%
Условные обозначения:
Низкий уровень -1 балл
Средний уровень -2 балла
Высокий уровень -3 балла
Критерии оценки
Н (низкий уровень)- выполняет задание с трудом, не называет цвета, не называет детали, затрудняется строить по образцу.
С (средний уровень)- выполняет задание (постройки) с помощью взрослого, скрепляет детали конструктора, строит элементарные
постройки по творческому замыслу.
В (высокий уровень) - называет детали и их цвет, самостоятельно скрепляет детали конструктора, строит постройки по творческому
замыслу, обладает фантазией, строит по образцу, схеме с точностью.
15
Диагностическая карта 2 года обучения
Ф.И. ребенка
Называет
все
детали
конструк
торов
Строит
более
сложные
постройк
и
Итого: низкий уровень________%;
Строит по Строит по Строит по Работает
образцу
инструкци творческо команде
и педагога му
замыслу
средний уровень_________% ;
в Используе
т
предметызаместите
ли
Работа над Уровень
проектами усвоения
программы
высокий уровень_________%
Условные обозначения:
Низкий уровень -1 балл
Средний уровень -2 балла
Высокий уровень -3 балла
Критерии оценки
Н (низкий уровень)- выполняет задание с трудом, не называет цвета, не называет детали, затрудняется строить по образцу.
С (средний уровень)- выполняет задание (постройки) с помощью взрослого, скрепляет детали конструктора, строит элементарные
постройки по творческому замыслу.
В (высокий уровень) - называет детали и их цвет, самостоятельно скрепляет детали конструктора, строит постройки по творческому
замыслу, обладает фантазией, строит по образцу, схеме с точностью.
16