ДООП 2024 Техническое конструирование

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Сегодня вопросы инженерного образования вернулись в сферу государственного и
общественного внимания. Министерством образования и науки РФ была поставлена
задача увеличения охвата школьников программами технической направленности с 6 до
25 %. Таким образом, процесс развития научно-технического творчества является
важнейшей составляющей современной системы образования, который требует
обновления содержания образования, сохраняя традиции и преимущества предыдущей.
В связи с изменениями, происходящими в социуме, претерпевают изменения и программы
обучения.
Для успешной реализации поставленных задач, на основе запроса младших школьников и
их родителей, с учетом достижений отечественной и зарубежной педагогической науки и
практики, ориентированной на развитие творческих способностей младших школьников,
была изменена уже имеющаяся программа по начальному техническому моделированию
«Техническое конструирование». Данная программа носит стартовый уровень и имеет
техническую направленность, учитывает возрастные и психологические особенности
младших школьников; включает в себя поэтапное обучение моделированию,
конструированию и проектированию. Программа «Техническое конструирование»
ориентирована на детей 7-10 лет и рассчитана на два года обучения. Программа носит
вариативный характер и может корректироваться с учетом материально - технической
базы, возрастных особенностей учащихся и их подготовки. Поэтому педагог может
вносить в программу изменения, сокращать материал по одной теме, увеличивать по
другой.
Программа «Техническое конструирование» включает в себя информационно –
познавательный и деятельностный компоненты.
Информационно - познавательный компонент (технико–технологическая компетентность)
отражает технологические знания: первоначальные обобщенные знания о технологии и
технике, о рациональной организации труда, о мире инженерных профессий, а также
умение получать знания и пользоваться различными источниками информации, включая
интернет- ресурсы.
Деятельностный компонент – это практическое овладение учащимися алгоритмами
творческой деятельности, направленной на развитие технологического мышления. При
этом основными критериями успешности обучения воспитанников становятся
самостоятельность и качество выполняемой работы.
Отличительной особенностью данной программы является частичное применение
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: «Компьютерные
сетевые технологии» для учащихся, пропустивших занятия по уважительной причине.
Основные элементы системы электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий, используемые в работе - цифровые образовательные ресурсы, размещенные
на образовательных сайтах: Портал «Дополнительное образование»(http://dopedu.ru/);
Единая коллекция цифровых образовательных порталов (http://school-collection.edu.ru/);
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов(http://fcior.edu.ru/);
«Библиотекарь.Ру»(http://www.bibliotekar.ru/index.htm);«Astronet»(http://www.astronet.ru/);
Журналы СССР (https://sites.google.com/site/zurnalysssr/), электронная почта, видеоконференции (Skype). Проведение родительских собраний и консультаций в режиме
онлайн с использованием платформы Skype, Zoom и др.
Новизна программы заключается в нескольких аспектах:
2

Предлагаемая программа реализуется, применяя современные педагогические
технологии в сфере дополнительного образования детей, основанные на личностноориентированном подходе: (личностно-ориентированное обучение; (И.С. Якиманская,
технология коллективной творческой деятельности; (И.П. Волков, И.П. Иванов),
проблемное обучение; (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер), игровые технологии; (Пидкасистый
П.И., Эльконин Д.Б. и др). Все эти технологии направлены на то, чтобы
- активизировать деятельность учащихся,
- вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности,
- подвести эту деятельность к процессу творчества,
- опираться на самостоятельность, активность и общение детей.
Данная программа предполагает вовлечение учащихся в учебно-исследовательскую
деятельность и проектную деятельность с первого года обучения, что способствует
творческому развитию личности и приобретению социальных, коммуникативных,
мыслительных, исследовательских умений и навыков. Работая над проектом,
обучающиеся проводят исследования в различных областях (техники, истории,
математики и т.д.), используя межпредметные связи.
В настоящее время произошло обновление методического обеспечения образовательного
процесса в связи с широким внедрением информационных технологий, таких как:
мультимедийные презентации, использование чертежей и технологических карт в
электронном виде, материал сети Интернет.
В данной программе предусмотрено моделирование и конструирование динамических
моделей техники и игрушек.
Программа «Техническое конструирование» реализуется на базе общеобразовательной
школы и учреждений дополнительного образования. Содержание программы учитывает
интересы и мальчиков, и девочек, т.к. предусматривает изготовление различных
технических объектов- транспорт, архитектурные строения, мебель и многое другое.
Таким образом, у детей не только развивается, но и преумножается интерес к технике и
техническому творчеству, повышается мотивация к трудовой активности, появляется
сознательный подход к работе, вырабатывается стремление к самостоятельному
творчеству, тем самым реализуются цель и задачи программы.
Цель образовательной общеразвивающей программы является:
Формирование конструкторско-технологических знаний и навыков; развитие творческих
способностей через проектную деятельность и умение самостоятельно использовать их в
созидательной деятельности, формирование IT-компетенций.
Для реализации намеченной цели ставятся следующие задачи:
Обучающие:
 Научить творческому решению учебных и практических задач.
 Научить пользоваться различными источниками информации.
 Научить приёмам совместной деятельности, работая в парах, группах и
коллективных проектах.
Развивающие:
 Развивать политехнический кругозор, в соответствии с психологовозрастными особенностями учащихся.

Развивать желание к самостоятельному выполнению различных
творческих работ.
Воспитательные:
 Воспитать творческий подход к трудовой деятельности, направленной на
любовь к Родине.
 Воспитать ответственное отношение к процессу и результатам труда.

3

Программа «Техническое конструирование» построена по спиральному принципу:
повторяющиеся темы расширяются за счет новых понятий, терминов, технологических
действий и т.д.
Наиболее предпочтительные формы обучения
Работа в группах – сотрудничество нескольких человек на принципах самоуправления и
самоконтроля.
Работа в парах, когда учащиеся дополняют друг друга.
Индивидуальная работа – задание выполняется каждым учащимся самостоятельно.
Возможно проведение индивидуальных занятий с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий для детей, пропустивших занятие по
уважительной причине.
Для проверки освоения программы на каждом занятии осуществляется текущий контроль
методом педагогического наблюдения. Проводятся экспресс-опросы, выставки.
Первичная диагностика проводится на первом году обучения в различных формах: игры,
кроссворды, головоломки, выполнение творческих заданий.
Итоговая диагностика проводится во время представления работ учащихся на конкурсах
и выставках разного уровня.
Краткая характеристика обучающихся, состав группы
Занятия в объединении организуются для учащихся младшего школьного
возраста: мальчиков и девочек. Специального отбора детей программа не требует. В
группу второго года обучения могут поступить и вновь пришедшие дети по итогам
диагностических упражнений для определения уровня ЗУН.
Состав кружка комплектуется из учащих 1-4 классов:
Количество обучающихся в группах:
1 год обучения – 10-12 человек;
2 год обучения - 8 -10 человек.
Объём и срок освоения программы, режим, периодичность и продолжительность
занятий
Программа обучения планируется на 2 учебных года. Занятия проводятся 1-2 раза в
неделю: 1-ый год обучения –1-2 раза в неделю по 2 часа, 72/144 часа в год;
2-ой год обучения – 1-2 раза в неделю по 2 часа, 72/144 часа в год;
Установленная продолжительность одного занятия – 30 минут для учащихся первого года
обучения; 35 минут – для учащихся второго года обучения.
Установленная продолжительность времени отдыха между занятиями – 10 минут.
Формы обучения:
Учащиеся, при свободном наборе, организуются в группы, имеющие постоянный состав.
Форма обучения – очная (заочная и др). Форма организации образовательной
деятельности – групповая. При реализации программы (частично) применяется
электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
1. Традиционные:
-групповые занятия при проведении лекций, бесед, объяснении нового материала,
практических занятий,
-занятия-консультации по разработке творческих проектов,
-совместная творческая деятельность при проектировании на этапе вырабатывания идей,
-разработке коллективных творческих проектов.
2. Заочная:
- с применением дистанционных технологий и электронного обучения.
4

Виды занятий:
- комбинированное, занятие сообщения и усвоения новых знаний, занятие повторения и
обобщения полученных знаний, занятие закрепления знаний, умений и навыков, и т.д.
Могут быть использованы другие формы занятий в зависимости от изучаемой темы.
Методы организации процесса обучения:
Словесный, наглядный, практический, репродуктивный, исследовательский, частичнопоисковый.
Формы подведения итогов:
Зачетные задания, творческие задания, самостоятельные проекты, участие в выставках,
олимпиадах, соревнованиях. Результатом деятельности ребенка являются не только
знания, умения, навыки, но и воплощение этих знаний в реальный продукт деятельности –
техническую модель.
Ожидаемые результаты:
Выпускник объединения «Техническое конструирование»:
 умеет творчески подходить к решению учебных и практических задач; ищет
оригинальные решения;
 умеет искать и получать различную информацию, используя различные
источники;
 умеет согласовывать и координировать свою деятельность с деятельностью
других участников группы;
 умеет самостоятельно выполнять различные творческие работы, владеет
навыком организации работы исследовательской и проектной деятельности ;
 творчески подходит к трудовой деятельности, инициативен;
 ответственно относится к процессу и результатам труда; умеет работать в
коллективе.
 имеет представление о инженерных профессиях.




развит навык генерировать идеи в условиях коллективного
индивидуального решения творческой задачи;
развито творческое мышление; политехнический кругозор.
сформированы элементы IT-компетенций.

и

Оценочные материалы
№
1
2
3

первый год обучения
Форма
Критерий
контроля
оценки
Вводное занятие
наблюдение
ТБ при работе. Материалы, наблюдение
инструменты и приспособления.
Графические знания и умения. Тестирование: 1 балл - менее 2
Поиск информации в сети устный опрос правильных
Интернет.
из 10 вопросов ответов; 2 балла
3-4 правильных
ответа; 3 балла –
5-6 правильных
ответов; 4 балла
-7-8 правильных
ответов;5баллов9-10 правильных
ответов
Раздел программы

5

Система
оценки

2балла низкий
уровень
освоения
программы;
3балла
средний
уровень;
4-5
балловвысокий
уровень
усвоения

4

Конструирование
простейших Выставка
моделей технических объектов и работ
игрушек из плоских деталей.

1балл-3работы;
2балла–5 работ
3балла–7 работ
4балла–9 работ
5баллов-11работ
представлены
учащимся.

5

Конструирование
простейших Тестирование:
моделей технических объектов и устный опрос
игрушек из объемных деталей. из 10 вопросов
Механизмы.
Динамические
модели. Проектная деятельность.

1 балл - менее 2
правильных
ответов; 2 балла
3-4 правильных
ответа; 3 балла –
5-6 правильных
ответов; 4 балла
-7-8 правильных
ответов;5баллов9-10 правильных
ответов

6

Заключительное занятие

1балл-3работы;
2балла–5 работ
3балла–7 работ
4балла–9 работ
5баллов-11работ
представлены
учащимся.

№
1
2

Выставка
работ

второй год обучения
Раздел программы
Форма контроля Критерий
оценки
Вводное занятие
наблюдение
Материалы, инструменты и Тестирование
1 балл - менее 2
приспособления
Устный опрос правильных
из 10 вопросов
ответов; 2 балла
3-4 правильных
ответа; 3 балла –
5-6 правильных
ответов; 4 балла
-7-8 правильных
ответов;5баллов9-10 правильных
6

программы
2балла низкий
уровень
освоения
программы;
3балла
средний
уровень;
4-5
балловвысокий
уровень
усвоения
программы
2балла низкий
уровень
освоения
программы;
3балла
средний
уровень;
4-5
балловвысокий
уровень
усвоения
программы
2балла низкий
уровень
освоения
программы;
3балла
средний
уровень;
4-5
балловвысокий
уровень
усвоения
программы
Система оценки
2балла низкий
уровень
освоения
программы;
3балла
средний
уровень;
4-5
балловвысокий
уровень

ответов
3

Графические знания и умения Тестирование:
1 балл - менее 2
Поиск информации в сети устный опрос из правильных
Интернет.
10 вопросов
ответов; 2 балла
3-4 правильных
ответа; 3 балла –
5-6 правильных
ответов; 4 балла
-7-8 правильных
ответов;5баллов9-10 правильных
ответов

4

Конструирование простейших Тестирование:
1 балл - менее 2
моделей
технических устный опрос из правильных
объектов и игрушек из 10 вопросов
ответов; 2 балла
плоских
деталей.
3-4 правильных
Резиномотор.
ответа; 3 балла –
5-6 правильных
ответов; 4 балла
-7-8 правильных
ответов;5баллов9-10 правильных
ответов

5

Конструирование простейших
моделей
технических
объектов и игрушек из
объёмных деталей.

выставка работ

1балл-3работы;
2балла–5 работ
3балла–7 работ
4балла–9 работ
5баллов-11работ
представлены
учащимся.

6

Летающие модели. Проектная
деятельность.

Соревнования с
моделями

7

Плавающие модели.

Дальность
полета модели:
1метр-2 балла
3 метра 3балла;
4-5 метров – 4
балла;
6 и более - 5
баллов
1балл-3работы;
2балла–5 работ
3балла–7 работ
4балла–9 работ
5баллов-11работ
представлены

Вставка работ

7

усвоения
программы
2балла низкий
уровень
освоения
программы;
3балла
средний
уровень;
4-5
балловвысокий
уровень
усвоения
программы
2балла низкий
уровень
освоения
программы;
3балла
средний
уровень;
4-5
балловвысокий
уровень
усвоения
программы
2балла низкий
уровень
освоения
программы;
3балла
средний
уровень;
4-5
балловвысокий
уровень
усвоения
программы
2балла- низкий
уровень;
3балласредний
уровень;
4-5 балловвысокий
уровень
2балла низкий
уровень
освоения
программы;
3балла
средний

учащимся.

8

Сухопутные модели.

9

Заключительное занятие

Соревнования

Выставка работ

Дальность
движения
модели: 1метр-2
балла
3 метра 3балла;
4-5 метров – 4
балла;
6 и более - 5
баллов
1балл-3работы;
2балла–5 работ
3балла–7 работ
4балла–9 работ
5баллов-11работ
представлены
учащимся.

уровень;
4-5
балловвысокий
уровень
усвоения
программы
2балла- низкий
уровень;
3балласредний
уровень;
4-5 балловвысокий
уровень
2балла низкий
уровень
освоения
программы;
3балла
средний
уровень;
4-5
балловвысокий
уровень
усвоения
программы

Учебный план
Первый год обучения
№

ТЕМА
всего

Количество часов
на теорию
на практику

Формы
аттестации
/ контроля
наблюдени
е
наблюдени
е

1.

Вводное занятие

2

2

1

1

1

1

2.

ТБ
при
работе.
Материалы, инструменты
и приспособления.
Графические знания и
умения.
Поиск
информации
в
сети
Интернет.
Конструирование
простейших
моделей
технических объектов и
игрушек
из
плоских
деталей.
Конструирование
простейших
моделей

14

28

2

6

12

22

16

28

4

6

12

22

тестирован
ие

12

26

2

6

10

20

Выставка
работ

26

58

6

12

20

46

тестирован
ие

3.

4.

5.

8

технических объектов и
игрушек из объемных
деталей.
Механизмы.
Динамические
модели.
Проектная деятельность.
6.

Заключительное занятие

2

2

1

1

1

1

ИТОГО:

72

144

16

32

56

112

Выставка
работ

Содержание программы
1. Вводное занятие.
Анализ работ, выполненных летом. Задачи и содержание занятий в текущем году.
Знакомство с планом работы на предстоящий учебный год. Внутренний распорядок
работы объединения. Правила техники безопасности и санитарной гигиены. Организация
рабочего места.
Практическая работа.
Проведение первичной диагностики ЗУН учащихся: изготовление модели планера
«Стриж». Соревнования с моделями.
2. Материалы и инструменты.
Материалы, применяемые для работы на занятиях кружка. Природные и искусственные
материалы: бумага, древесина, мочало, солома, кожа, пенопласт, пластиковые трубочки,
фольга и др. Материалы для вторичного использования.
Сведения о производстве бумаги. Виды бумаги: металлизированная бумага, калька. Виды
картона: упаковочный, гофрированный, дизайнерский. Использование бумаги и картона в
жизни человека.
Инструменты, применяемые для работы в кружке: ножницы, линейка, циркуль,
канцелярский нож; приемы работы с ними, правила техники безопасности. Знакомство и
правила работы со степлером и дыроколом. Электронное обучение и дистанционные
образовательные технологии (ЭО и ДОТ).
Практическая работа.
Лабораторная работа по изучению свойств бумаги и картона. Изготовление поделок из
природного материала. Изготовление аппликаций из цветной бумаги и картона, плоских
моделей транспорта: самолетУ-2; пожарная машина, крейсер «Варяг». По окончании
изучения темы проводится игра-тестирование с целью выявления полученных учащимися
знаний, умений и навыков.
3. Графические знания и умения. Поиск информации в сети Интернет.
Закрепление и расширение знаний о чертежных инструментах: циркуле, угольнике (два
вида). Первоначальное знакомство с осевой симметрией, симметричными фигурами.
Деление окружности на 4; 8 частей при помощи циркуля и линейки. Условные
обозначения диаметра, радиуса. Условные обозначения на графических изображениях обязательное правило для всех. Знакомство с условными обозначениями:
- линия видимого контура;
- линия сгиба;
- осевая (центровая) линия;
- выносная линия;
- условные обозначения диаметра, радиуса.
Знакомство с условными обозначениями на чертеже. Правила оформления чертежей.
Линии чертежа. Как наносят размеры. Чертеж, правила чтения чертежа. Масштаб.
9

Правила поиска информации в электронной библиотеке. Электронное обучение и
дистанционные образовательные технологии (ЭО и ДОТ).
Практическая работа.
Изготовление моделей техники и игрушек (разметка по шаблону; по трафарету): модель
самолета Су-29, модель автомобиля Форд, модель баржи, динамических игрушек,
плоскостных моделей техники: велосипеда, танка Т-80, автомобилей Ваз, Фиат, Газ,
теплохода, космической станции. Оформление моделей гуашью, фломастерами.
Поиск информации в электронной библиотеке.
По окончании изучения темы проводится проверочное занятие: игра
«Конструкторское бюро» с целью выявления полученных учащимися знаний, умений и
навыков.
4. Конструирование простейших моделей технических объектов и игрушек из
плоских деталей.
Части геометрических фигур: угол, сторона, понятие «диагональ».
Беседа о техническом конструировании как о технической деятельности. Сведения о
работе конструкторских бюро. Первоначальные понятия о техническом процессе в быту, в
объединении НТМ. Поэтапное планирование работы. Знакомство с содержанием и
правилами работы с технологической картой. Различные соединения между собой
плоских деталей:
- при помощи клея;
- при помощи щелевого соединения.
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (ЭО и ДОТ).
Практическая работа.
Конструирование из бумаги и тонкого картона макетов моделей технических объектов,
игрушек и сувениров со щелевым соединением; соединением при помощи клея.
Изготовление модели самолета Як-40, моделей планеров; модели «Летающее крыло»,
динамических игрушек и моделей техники. Оформление моделей гуашью, фломастерами.
Составление технологической карты; работа по технологической карте. Разработка
коллективного проекта. Защита коллективного проекта.
По окончании изучения темы проводится тестирование либо контрольное занятие,
включающее в себя проверку как теоретических, так и практических навыков.
5. Конструирование моделей технических объектов и игрушек из
объемных деталей. Механизмы. Динамические модели. Проектная деятельность.
Понятие о простейших геометрических телах: цилиндре, пирамиде, конусе, призме, шаре.
Части геометрических тел. Развертки геометрических тел: цилиндр, пирамида, конус,
призма, шар.
Понятие «Проект». Элементы проектной деятельности. Коллективный проект.
Виды механизмов: поворотный, кулачковый. Приемы установки механизмов на моделях.
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (ЭО и ДОТ).
Практическая работа.
Построение по технологическим картам фантастических моделей архитектурных форм,
динамических моделей техники, игрушек, оснащенных простейшими механизмами.
Разработка коллективного проекта «Мой город будущего». Разработка индивидуальных
проектов Защита проектов.
По окончании изучения темы проводится контрольное занятия в форме защиты проектов.
6. Заключительное занятие.
Подведение итогов. Беседа «Что нового мы узнали и чему научились в кружке».
Итоговая выставка. Планирование работы на будущий учебный год.
Учебный план
10

Второй год обучения
№

ТЕМА

1.
2.

Вводное занятие
Материалы,
инструменты
и
приспособления
Графические знания и
умения
Поиск
информации
в
сети
Интернет.
Конструирование
простейших
моделей
технических объектов и
игрушек из плоских
деталей. Резиномотор.

3.

4.

5.

6.
7.
8.
9.

Конструирование
простейших
моделей
технических объектов и
игрушек из объёмных
деталей.
Летающие
модели.
Проектная деятельность.
Плавающие модели.
Сухопутные модели.
Заключительное занятие
ИТОГО:

Количество часов
всего
2
2
10
20

на теорию
1
1
3
4

Формы
аттестации/конт
роля

на практику
1
1
7
16

наблюдение
тестирование

10

20

3

4

7

16

Тестирование,
наблюдение

4

8

1

2

3

6

Соревнования с
моделями

20

40

6

10

14

30

Тестирование,
выставка работ

8

16

2

4

6

12

8
8
2
72

18
18
2
144

2
2
1
21

4
4
1
34

6
6
1
51

14
14
1
110

Соревнования с
моделями
Вставка работ
Соревнования,
Выставка работ

Содержание программы
1.Вводное занятие.
Знакомство с планом работы на предстоящий учебный год. Внутренний распорядок
работы мастерской. Правила техники безопасности и санитарной гигиены. Организация
рабочего места.
Практическая работа.
Проведение первичной диагностики знаний, умений и навыков учащихся: изготовление
по технологической карте модели автомобиля будущего с включением в изделие
самостоятельно разработанных элементов.
2. Материалы, инструменты и приспособления.
Обзор основных видов материалов, применяемых в кружке. Материалы – проводники;
материалы – изоляторы. Инструменты, применяемые для работы в кружке: шило,
угольники, линейки, канцелярский нож и др.
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (ЭО и ДОТ).
Практическая работа.

11

Изготовление моделей гоночного автомобиля, легкового автомобиля Мерседес,
динамических моделей технических устройств и игрушек. Оформление моделей гуашью,
фломастерами.
По окончании изучения темы проводится диагностика усвоения материала в
форме соревнования с моделями.
3. Графические знания и умения. Поиск информации в сети Интернет.
Линии чертежа: линия видимого контура, линия сгиба, обозначение радиуса, диаметра,
центровая линия, линия обрыва, линия невидимого контура. Деление окружности с
помощью циркуля на 3; 6; 12 частей. Первоначальные, упрощенные понятия о
техническом рисунке, чертеже, сборочном чертеже.
Понятие: «Масштаб». Увеличение и уменьшение плоских деталей по клеткам различной
величины.
Знакомство с правилами получения информации из сети Интернет.
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (ЭО и ДОТ).
Практическая работа.
Правила и порядок чтения различных графических изображений: технических рисунков,
чертежей, сборочных схем. Простейший сборочный чертеж, состоящий из двух-трех
деталей. Разработка рисунка, чертежа и эскиза простейшей модели машины; увеличение
по клеткам разной величины разверток моделей транспорта и игрушек. Изготовление
моделей транспорта и игрушек. Оформление моделей гуашью, красками, фломастерами.
Поиск информации в сети Интернет.
По окончании изучения темы проводится проверка усвоения знания в форме игры
«Я - конструктор».
4. Конструирование моделей технических объектов и игрушек из
плоских деталей. Резиномотор.
Расширение и углубление первоначальных понятий о геометрических фигурах:
равносторонний
треугольник;
равнобедренный
треугольник;
разносторонний
треугольник; круг; сектор круга; параллелограмм. Технологическая карта. Знакомство с
устройством резиномотора. Электронное обучение и дистанционные образовательные
технологии (ЭО и ДОТ).
Практическая работа.
Составление поэтапного планирования работы, технологической карты. Изготовление
плоских игрушек, моделей техники по технологическим картам: самолет АНТ, биплан.
Оснащение моделей резиномотором.
Диагностика усвоения проводится в форме игры.
5. Конструирование моделей технических объектов и игрушек из
объемных деталей.
Расширение знаний
о геометрических телах: призме, конусе, шаре, цилиндре,
параллелепипеде, кубе, пирамиде. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина,
основание, боковая поверхность
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (ЭО и ДОТ).
Практическая работ.
Построение разверток геометрических тел. Изготовление на основе геометрических тел по
технологическим картам моделей транспорта, игрушек и макетов. Оформление моделей
гуашью, красками, фломастерами.
Индивидуальный исследовательский проект (рекомендуемая тема: история появления
геометрических тел) с компьютерной презентацией Защита проекта.
Диагностика усвоения темы проводится в форме выставки, защиты проектов.
12

6. Летающие модели. Проектная деятельность.
Краткая история развития воздухоплавания: возникновение и совершенствование
летательных аппаратов, виды самолетов и вертолетов по назначению. Российские летчики
наши земляки – герои Великой Отечественной войны. Основные части самолета и модели.
Условия, обеспечивающие полет, центр тяжести. Регулировка полетов моделей.
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (ЭО и ДОТ).
Практическая работа.
Модели планеров. Модель вертолета «ЮТ». Модель космического корабля «Буран».
Соревнования с моделями. Создание индивидуального исследовательского проекта.
Защита проектов.
7. Плавающие модели.
История мореплавания и судостроения: ладьи и кочи как средство передвижения по
воде, ПетрI – основатель русского флота, боевые действия русского флота, русские
адмиралы, их победы. Принципы и устройства моделей судов. Теплоход. Ледокол.
Изготовление простейших плавающих моделей. Электронное обучение и дистанционные
образовательные технологии (ЭО и ДОТ).
Практическая работа.
Модель парусного судна, ладьи, коча, крейсера «Варяг». Соревнования, экскурсия в
судомодельное объединение.
8. Сухопутные модели.
Из истории автомобилестроения: первые автомобили – самокатки, как появился
автомобиль в России, автомобилестроительные заводы, марки и назначение грузовых
автомобилей. Автомобили Горьковского автомобильного завода.
Основные части автомобиля и его модели (двигатель, движитель, передающий механизм,
основание-рама). Условия, обеспечивающие устойчивое движение модели. Правила
безопасной работы. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
(ЭО и ДОТ).
Практическая работа.
Изготовление моделей автомашин: автомобиль – самокатка, модели грузовых и легковых
автомобилей ГАЗ. Вычерчивание разверток деталей и контуров автомоделей с
использованием шаблонов.
Оснащение моделей резиномотором. Соревнования с
моделями.
9. Заключительное занятие.
Анализ проделанной работы за год. Коллективное обсуждение качества выполненных
работ. Итоговая выставка.

13

Календарный учебный график на 2024-25 учебный год
Год
обуче
ния

Дата
начала
обучения
по
программ
е

Всего
учебных
недель

02.09

Дата
окончани
я
обучения
по
программ
е
20.05

1

2

Количе Количе Режим
ство
ство
заняти
учебны учебны
йв
х дней х часов неделю

36

72

144

02.09

20.05

36

72

144

Промежу
точная
аттестаци
я

Продол
жительн
ость
каникул

2 раза
по 2
часа

01.04.08.05.

2 раза
по 2
часа

01.04 –
08.05.

01.0108.01
01.0631.08
01.0108.01
01.0631.08

Условия реализации программы
Материально-технические
Оборудование и инструменты:
Для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
необходимо наличие компьютера с выходом в Интернет, соответствующего программного
обеспечения, проектор, сканер, принтер.
Ученический стол – 8 шт.;
Ученический стул – 16 шт.
Материалы:
1.Бумага: цветная, копировальная, калька, фольга, ватман. 2.Картон.
3.Пенопласт.
5.Скотч.
6.Клей- карандаш.
7.Краски акварельные, гуашь.
8.Резинка для резиномотора.
9.Рейка деревянная.
Инструменты и принадлежности:
Шило – 5 шт.
Ножницы – 15 шт.
Угольники – 15 шт.
Линейка – 15 шт.
Линейка с трафаретами геометрических фигур – 15 шт.
Циркуль – 5 шт.
Кисточка для красок – 15 шт.
Клеенка на стол – 15 шт.
Тряпочка для рук – 15 шт.
Ластик – 15 шт.

14

Информационно-методические условия реализации программы.
Знакомство с
некоторыми
условными
обозначениями
графических
изображений.
Проектная
деятельность.
Электронное
обучение
и
дистанционные
образовательны
е
технологии
(ЭО и ДОТ).

Коллекти
вная,
индивид
уальная
форма
организа
ции
занятия.

Объяснение нового материала,
практическая
работа,
тестирование,
контрольное
задание.
Защита проектов.
Сайт «Библиотекарь. Ру»
http://www.bibliotekar.ru/index.ht
m
Чертеж, технический рисунок,
линии на чертеже
https://cherchikt.ucoz.ru/osnov/razd1/mat/linii_
chertezha.pdf
Что
такое
проектная
деятельность
https://infourok.ru/prezentaciyaproektnaya-deyatelnost-vnachalnoy-shkole-549340.html
Циркуль
https://infourok.ru/prezentaciyapo-tehnologii-na-temu-uchimsyarabotat-cirkulem-razmetkachertyozhnim-instrumentomklass-334144.html
Чертежные инструменты и
приспособления
https://www.uchportal.ru/load/109
-1-0-7934

- Компьютерные презентации:
«Условные обозначения – что
это и для чего?»; «Чертежные
инструменты»;
«Что такое проект»; «Техника
безопасности при работе на
компьютере»;
- Компьютерная программа
«Microsoft Word для детей» пошаговая интерактивная
обучающая система, ЗАО
«Новый диск»;
-методические пособия по
организации проектной
деятельности;
- методические пособия по
работе над практикоориентированным проектом,
творческим проектом,
исследовательским проектом.
- рекомендации по
проведению чертежных работ;
- теоретический материал к
занятиям;
- образцы эскиза, технического
рисунка, сборочной схемы,
чертежа, сборочного чертежа;
- плакаты «Линии чертежа»;
- плакат «Масштаб»;
- плакат «Осевая симметрия»;
- тесты;
- шаблоны моделей техники:
самолет Су-29;
автомобиль Форд; баржа, танк
Т-80.
- сборочный чертежи моделей
самолета Су-29, автомобиля
Форд
Конструирован Коллекти Объяснение нового материала, -Компьютерные презентации:
ие простейших вная,
практическая
работа, блок «Геометрические
моделей
группова контрольное задание.
фигуры»; «Самолет построим
технических
я
и Защита проектов.
сами», «Соединение плоских
объектов и
индивид Сайт «Astronet»
деталей между собой
игрушек
из уальная
http://www.astronet.ru/
различными способами»; «Что
плоских
форма
такое резиномотор?»;
деталей.
организа
- Компьютерная программа
Динамические
ции
Модели техники, оснащенные
«Microsoft Word для детей» игрушки.
занятия. резиномотором:
пошаговая интерактивная
Движущиеся
http://makezine.com/2011/10/12/p обучающая система, ЗАО
модели.
roject_toy_batcopter/
«Новый диск»;
15

Резиномор.
Проектная
деятельность.
Электронное
обучение
и
дистанционные
образовательны
е
технологии
(ЭО и ДОТ).

http://makezine.com/2011/10/12/p
roject_toy_batcopter/
Динамические игрушки
http://makezine.com/2011/10/12/p
roject_toy_batcopter/
Геометрические фигуры
https://uchitelya.com/nachalnayashkola/26217-prezentaciyanaglyadnaya-geometriya-dlyanachalnoy-shkoly.html
Модель планера
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/tekhnologiya/2018/10/31/p
rezentatsiya-k-uroku-tehnologiipo-teme-podarochnye

- компьютерная программа
«Microsoft Power Point для
детей» - пошаговая
интерактивная обучающая
система, ЗАО «Новый диск»;
- теоретический материал к
занятиям,
- раздаточный материал
«Геометрические фигуры»;
- образцы изделий,
- плакат «Геометрические
фигуры»;
- шаблоны моделей техники:
«Новогодний поезд», самолет
Як-40; планер «Летающее
крыло», автомобили ГАЗ, ВАЗ.
- технологические карты
моделей техники: «Новогодний
поезд»; автомобиля ВАЗ.

Соединение
деталей
различными способами
https://infourok.ru/prezentaciya_p
o_tehnologii_sborka_detaley_2_kl
ass-299851.htm
Конструирован
ие
моделей
технических
объектов
и
игрушек из
объемных
деталей.
Проектная
деятельность.
Электронное
обучение
и
дистанционные
образовательны
е
технологии
(ЭО и ДОТ).

Коллекти
вная,
группова
я
и
индивид
уальная
форма
организа
ции
занятия.

Объяснение нового материала,
практическая
работа,
контрольное задание.
Защита проектов.
Сайт
«ВикиЗнание»:
гипертекстовая
электронная
энциклопедия»
http://www.wikiznanie.ru/
Что такое технологические
операции
https://infourok.ru/prezentaciya-kuroku-tehnologii-na-temu-chtotakoe-tehnologicheskie-operacii-isposobi-sposobi-razmetki-isoedineniya-detaley-kl1996487.html
Геометрические тела
https://uchitelya.com/nachalnayashkola/183409-prezentaciyaputeshestvie-v-stranugeometricheskih-figur.html

-Компьютерные презентации:
Блок «Геометрические тела»;
-Компьютерная программа
«Microsoft Word для детей» пошаговая интерактивная
обучающая система, ЗАО
«Новый диск»;
- компьютерная программа
«Microsoft Power Point для
детей» - пошаговая
интерактивная обучающая
система, ЗАО «Новый диск»;
- графический редактор Paint –
пошаговая интерактивная
обучающая программа ЗАО
«Новый диск»;
- теоретический материал к
занятиям,
- образцы изделий,
- плакат «Геометрические
тела»;
- технологические карты
Что такое технологическая изготовления моделей техники:
карта
танк Т-34; грузовичок
https://ppt4web.ru/tekhnologija/te Самоделкина, лодкиkhnologicheskaja-karta.html
плоскодонки, игрушек,
фантастического дворца,
16

Летающие
модели.
Проектная
деятельность.
Электронное
обучение
и
дистанционные
образовательны
е
технологии
(ЭО и ДОТ).

Коллекти
вная,
группова
я
и
индивид
уальная
форма
организа
ции
занятия.

Объяснение нового материала,
практическая работа,
Защита проектов.
Сайт «Словари и энциклопедии
on-line
на
Академик.ру»
http://dic.academic.ru/

Плавающие
модели.
Проектная
деятельность.
Электронное
обучение
и
дистанционные
образовательны
е
технологии
(ЭО и ДОТ).

Коллекти
вная,
группова
я
и
индивид
уальная
форма
организа
ции
занятия.

Объяснение нового материала,
практическая работа,
Защита проектов.
Сайт
«Мегаэнциклопедия
портала «Кирилл и Мефодий»
http://www.megabook.ru/
История передвижения человека
по воде
https://infourok.ru/prezentaciyak-ciklu-zanyatiy-po-nachalnotehnicheskomu-modelirovaniyaistoriya-korablestroeniya3304942.html
История флота Российского
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/distantsionnoeobuchenie/2020/07/08/prezentatsi
ya-istoriya-flota-rossiyskogo
Бессмертный подвиг крейсера
Варяг
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnayarabota/2014/04/30/prezentatsiya17

История
воздухоплавания
России
https://infourok.ru/prezentaciyapo-tehnologii-istoriyavozniknoveniyavozduhoplavaniya-351196.html
Летчики-герои Вов
https://infourok.ru/prezentaciyasovetskie-lyotchikiasi-geroivelikoy-voyni-2006867.html
Летательные аппараты
https://infourok.ru/prezentaciyapo-okruzhayuschemu-miru-natemu-letatelnie-apparati1341574.html

модели межпланетного
корабля.
-Компьютерные презентации:
«История воздухоплавания»;
«Русские летчики – герои»;
«Самолет, вертолет, планер»;
«Космический корабль
«Буран»;
-Компьютерная программа
«Microsoft Word для детей» пошаговая интерактивная
обучающая система, ЗАО
«Новый диск»;
- компьютерная программа
«Microsoft Power Point для
детей» - пошаговая
интерактивная обучающая
система, ЗАО «Новый диск»;
- графический редактор Paint –
пошаговая интерактивная
обучающая программа ЗАО
«Новый диск»;
-теоретический материал к
занятиям;
- плакаты «Основные части
самолета и модели»», «Модели
планеров, вертолетов;
- образцы летающих моделейю
-Компьютерные презентации:
«История мореплавания и
судостроения»; «Русский флот
Петра I»; «Адмиралы русского
флота»; «Крейсер Варяг»;
- Компьютерная программа
«Microsoft Word для детей» пошаговая интерактивная
обучающая система, ЗАО
«Новый диск»;
- компьютерная программа
«Microsoft Power Point для
детей» - пошаговая
интерактивная обучающая
система, ЗАО «Новый диск»;
- графический редактор Paint –
пошаговая интерактивная
обучающая программа ЗАО
«Новый диск;
-теоретический материал к
занятиям;
- плакаты «Принципы и
устройства моделей судов»,

bessmertnyy-podvig-kreyseravaryag

Сухопутные
модели.
Проектная
деятельность.
Электронное
обучение
и
дистанционные
образовательны
е
технологии
(ЭО и ДОТ).

Коллекти
вная,
группова
я
и
индивид
уальная
форма
организа
ции
занятия.

Объяснение нового материала,
практическая работа.
Защита проектов.
Сайт «Рубрикон: энциклопедии,
словари,
справочники»
http://www.rubricon.com/
История автомобилестроения
https://infourok.ru/prezentaciya_is
toriya_razvitiya_rossiyskogo_avto
mobilestroeniya_3-4_klass505125.htm
Автомобилестроительные
заводы России
https://infourok.ru/prezentaciyapo-okruzhayuschemu-miruavtomobilestroenie-klassnachalnaya-shkola-veka1939888.html
Автомобильный
завод.
Конструирование автомобиля (с
технологической картой)
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/tekhnologiya/2020/01/20/te
hnologiyaavtomobilnyy-zavodkonstruirovanie-avtomobilya
Горьковский автозавод
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/okruzhayushchiimir/2015/05/26/gorkovskiyavtomobilnyy-zavod-gaz

«Модели судов»;
- образцы моделей;
- технологические карты
изготовления плавающих
моделей: парусное судно,
ладьи;
- шаблоны и чертежи моделей
коча, крейсера «Варяг»
- сборочный чертеж
изготовления модели «Варяг»
-Компьютерные презентации:
«История
автомобилестроения»;
«Автомобилестроительные
заводы»; «Грузовые
автомобили»;
- Компьютерная программа
«Microsoft Word для детей» пошаговая интерактивная
обучающая система, ЗАО
«Новый диск»;
- компьютерная программа
«Microsoft Power Point для
детей» - пошаговая
интерактивная обучающая
система, ЗАО «Новый диск»;
- графический редактор Paint –
пошаговая интерактивная
обучающая программа ЗАО
«Новый диск;
-теоретический материал к
занятиям;
- плакаты «Основные части
автомобиля и его модели»,
- образцы моделей
автомобилей;
- рекомендации по проведению
соревнований;
- шаблоны и чертежи моделей
техники: автомобили ГАЗ
- сборочные чертежи
изготовления модели
грузового автомобиля ГАЗ

База реализации программы. Программа реализуется по сетевому договору с МБОУ
Школа №7.

Список литературы
18

Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации
образовательного процесса
1. Законодательство Российской Федерации об образовании. Законы. Федеральный
закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с
изменениями).
2. Конвенция о правах ребенка: Принята генеральной Ассамблеей Организации
Объединенных наций, 20 ноября 1989 г. – ЮНИСЕФ, 1999.
3. Распоряжение Правительства Российской федерации от 04.09.2014 №1726-р
«Концепция развития дополнительного образования детей».
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. №467 «Об утверждении
Целевой модели развития систем дополнительного образования детей».
- Федеральным Законом РФ от 29.12.2012г.№273 «Об образовании в Российской
Федерации»,
- Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ», письмо Министерства просвещения Российской Федерации
от 19.03.2020 №ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций».
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
7. Письмо Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской
области «О внесении изменений в приказ от 02.08.2019 №316-01-63-1912 «Об
утверждении Регламента проведения независимой оценки качества дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ».
8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022г. №678-р
9. Паспорт регионального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденным
Губернатором Нижегородской области Г.С. Никитиным 14.12.2018г. с изменениями от
10.07.19 г.
10.Программа «Техническое конструирование в группах продлённого дня», утверждённая
Министерством Просвещения, 1988г. (Программы для внешкольных учреждений
общеобразовательных школ. г. Москва, Литература образования, 1988г.)
11. Степанова, О.А. Игровая школа мышления: методическое пособие/О.А. Степанова. –
М.: ТЦ Сфера, 2009 – 128с.
12. Галактионова, Т.Е. Стань инженером. /Т.Е. Галактионова. - КТК: Галактика, 2020 –
120с.
13. Галактионова, Т.Е. Школа юного инженера. /Т.Е. Галактионова. - КТК: Галактика,
2022 – 136 с.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе
1. Кент, П. Детская энциклопедия.Техника./П. Кент – М.: Росмен,2021. – 48с.
2. Золотов А.В. Мир автомобилей.- М.: «Росмэн-пресс 2012. – 71с.
3. Дыгало В.А. Мир караблей. – М. «Росмэн-пресс», 2012 -71с.
4. Худяков, В. Ледокол. Покорение Арктики./ В. Худяков -М. : Лабиринт, 2020.-420с.
5. Пегов, М. Вплавь по воздуху./ М. Пегов- М.: Настя и Никита, 2019.- 24с.
6. Анита, Г, Окслейд, К. Робот. От пылесоса до лунохода./ Г. Анита, К. Окслейд.- М. :
Лабиринт, 2022.- 140с.
19

7. Меяни,А, Томилло,А.
Эксмодетство, 2022,- 354 с.

Открытия и изобретения./А. Меяни, А Томилло.-

М.:

Медиа ресурсы для педагога и обучающихся
1.Виртуальный музей космонавтики — российская космонавтика в фотографиях, схемах и
объемных
моделях
космических
аппаратов
и
стартовых
комплексов.
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/40-saytov-kotorye-oblegchat-rabotuuchitelya/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_refe
rrer=yandex.ru
2.Наука и техника: электронная библиотека — подборка научно-популярных публикаций.
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/40-saytov-kotorye-oblegchat-rabotuuchitelya/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_refe
rrer=yandex.ru
3. historic.ru — онлайн-библиотека, охватывающая весь период истории человечества от
первобытной эпохи до Новейшего времени, материалы по методологии
истории, энциклопедии,
книги
и
статьи,
исторические
карты
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/40-saytov-kotorye-oblegchat-rabotuuchitelya/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_refe
rrer=yandex.ru
4 http://masterclassy.ru/
5

http://tvoyrebenok.ru/paper_cars.shtml
6 http://stranamasterov.ru/
7 http://www.tvoyrebenok.ru/
8 http://detkam.e-papa.ru/
Развивающие компьютерные игры:
1. www.igraemsa.ru

20



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.