ДООП 2024 Умная память Платно

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умная
память» разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 «Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

до

2030

года»,

распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от

28.09.2020

№28

«Об

утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Паспорт Федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденный проектным
комитетом по национальному проекту «Образование» от 7 декабря 2018 года протокол
№ 3;
 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №
09- 3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию

дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые программы)».
Актуальность программы
В современном мире нам каждый день приходится сталкиваться с огромным
количеством различной информации. Пароли от социальных сетей, дни рождения друзей
и знакомых, стихотворение, которое задали выучить в школе - и все должно помещаться в
нашей голове. В этом случае просто необходимо точно запоминать и воспроизводить
числовую и буквенную информацию.
У младших школьников преобладает наглядно-образная память, и запоминание
носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы,
факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Умная

память» основана на изучении и применении приемов и способов мнемотехники. Приемы
мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти
путем образования дополнительных ассоциаций.
2

Мнемотехника – это совокупность приемом запоминания, которые значительно
облегчают процесс запоминания нужной информации и увеличивают объем памяти путем
образования устойчивых ассоциаций, заменой абстрактных объектов и сухих фактов на
образы, имеющие визуальное, аудиальное и/или кинестетическое представление.
Мнемотехника предполагает решение задач по речевому развитию, развитию
мелкой моторики рук, развитию основных психических процессов: памяти, внимания,
мышления и воображения. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти
мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и
припоминания информации.
Новизна программы
Слова с абстрактным значением трудно запоминаются, а при зазубривании
сохраняются в кратковременной памяти от нескольких часов до нескольких дней.
Использование методов мнемотехники позволяет наполнить слово содержанием – чем-то,
что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными
ощущениями. Таким образом, создаются устойчивые связи между образами, которые
хранятся в долговременной памяти.

Запоминание состоит из четырех этапов:

кодирование

(соединение

в

образы,

запоминание

двух

образов),

запоминание

последовательности, закрепление в памяти.
Первоначально

мнемотехника

возникла

как

неотъемлемая

часть

риторики

(ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная
мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане
и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового
материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая
традиционно считается незапоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические
таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты,
содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п.
Таким образом, мнемотехника – это система, позволяющая быстро запоминать
большие объемы информации и тренирующая память.
Отличительная особенность программы
В мире существует множество школ мнемотехники. Каждая школа, несмотря на
общие принципы обучения, имеет свою методику преподавания.
Данная

программа

основана

на

методике

преподавания

Международной

Ассоциации Ментальной Арифметики IAMA. Суть данной методики заключается в
строгом порядке изучаемых тем и принципе «от простого к сложному».
3

Цель: развитие памяти детей путем формирования у них специальных приёмов и
навыков запоминания информации различного рода (числовой, текстовой, запоминание
формул, исторических дат, имён собственных, иностранных слов и т.д.)
Задачи
Обучающие:
- научить использовать на практике базовые приемы и способы мнемотехники для
запоминания различной информации;
- научить выстраиванию логических цепочек, ассоциативных связей между
разными фрагментами информации.
Развивающие:
- развивать возможности памяти, воображения, логического и творческого
мышления;
- развивать у учащихся умение самостоятельно работать, думать, решать творческие
задачи.
Воспитывающие:
- воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе.
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы:
- обучающиеся научатся использовать базовые приемы и способы мнемотехники
для запоминания различной информации;
- обучающиеся научатся выстраивать логические цепочки, ассоциативные связи
между разными фрагментами информации;
- обучающиеся научаться запоминать быстро и надолго различные типы
информации;
- у обучающихся повысится объем усвоения информации;
- у обучающихся увеличится креативность мышления;
- обучающиеся научатся грамотно пересказывать содержание прочитанного текста;
- у обучающихся разовьется

умениие аналитически работать с текстом, его

структурой.
Направленность программы: техническая.
Уровень программы: базовый
Краткая характеристика обучающихся
ДООП «Умная память» ориентирована на обучающихся с 10 лет.
Объем и срок освоения программы
Продолжительность освоения программы 1 год – 72 часа в год
4

Формы обучения: очно-заочная, частично дистанционная.
Основная форма обучения
домашнего задания -

– очная. Ежедневные занятия дома по выполнению

заочная форма обучения. В случае невозможности посещения

занятий - дистанционная форма обучения с применением электронного обучения.
Форма организации образовательной деятельности – при очном обучении –
групповая, при заочном и дистанционном обучении – индивидуальная.
Основные

элементы

системы

электронного

обучения

и

дистанционных

образовательных технологий, используемые в работе:


цифровые

образовательные

ресурсы-

презентации,

платформа

дистанционного обучения;


социальная сеть ВКонтакте (https://vk.com/menarsut).

Особенности организации образовательного процесса
Обучение

по

программе

«Умная

память»

строится

в

соответствии

с

психофизическими закономерностями возрастного развития. Адекватность требований и
нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе занятий,

способствует оптимизации

занятий, повышению эффективности.
Индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после
полного усвоения материала предыдущего этапа.
Мнемотехника - долгосрочная партнерская программа, поэтому обратная связь с
родителями играет большую роль в процессе обучения. Особенности организации
образовательного процесса при обучении по программе «Умная память» состоят в том,
что в образовательном процессе помимо детей и педагога участвуют и родители.
Программа предусматривает наличие и обязательное выполнение

детьми домашнего

задания, а родители являются активными помощниками при его выполнении. Чтобы
правильно помогать, родители должны знать методику выполнения различных
упражнений. Кроме того, в процессе обучения родители должны иметь возможность
знакомится с методикой преподавания педагога, видеть успехи и проблемы детей, чтобы
вовремя скорректировать процесс выполнения домашнего задания. Поэтому в течение
года проводятся открытые занятия для родителей.
Условия приема
Принимаются все желающие дети без конкурсного отбора. Дети

принимаются

только на платной основе.
Состав группы
Рекомендуемое и оптимальное количество человек в группе – 7-10 учеников. В
такой группе детям интересно заниматься, несложно поддерживать дисциплину,
5

объяснять, вместе с тем контролировать и проверять работы, уделить персональное
внимание каждому ребенку.
Режим, периодичность и продолжительность занятий
Продолжительность одного занятия - 30 минут. Периодичность занятий – 2 занятия
в неделю. Если занятия спаренные, то предусматривается 10 минутный перерыв после
каждого академического часа занятий.
После каждого занятия предусмотрены домашние задания на 5 дней, ученику
необходимо самостоятельно выполнять задания каждый день по 10-15 минут.
Выполнение домашних заданий обязательно.
Методы оценки
Для определения уровня усвоения программы применяются следующие

виды

мониторинга: наблюдение, контрольная работа.
Проверка результатов годовой промежуточной аттестации проходит в виде
контрольной работы.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Примерный учебный план
Тема

Количество часов
Всего Теория Практика
Вводное занятие
2
1
1
Мнемотехнические методы кодирования
16
5
11
Мнемотехнические приемы запоминания
10
3
7
Мнемотехнические способы кодирования сложных слов
10
3
7
Методы запоминания стихотворений
6
2
4
Методы кодирования и запоминания цифр
10
3
7
Алгоритмы запоминания текстовой информации
6
2
4
Комбинирование методов кодирования
12
4
8
и приемов запоминания
72
23
49
Итоговое занятие
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие
Знакомство с детьми. Инструктаж по ТБ детей. Что такое память? Особенности

человеческого мозга. Наука «Мнемотехника». Правила мнемонического квадрата.
Практическая работа: мнемоническая игра «Открытки»
2. Мнемотехнические методы кодирования
Мнемотехнические методы кодирования,

области применения и алгоритмы их

выполнения: по значению (по смыслу), по созвучию, ассоциациями, символизация, по
слогам.
Практическая работа: выполнение упражнений, домашнее задание.
6

3. Мнемотехнические приемы запоминания
Мнемотехнические приемы запоминания, области применения и алгоритмы их
выполнения: цепочка, матрешка, елка.
Практическая работа: выполнение упражнений, домашнее задание.
4. Мнемотехнические способы кодирования сложных слов
Мнемотехнические способы кодирования сложных слов и алгоритмы их
выполнения: прием свободных ассоциаций, метод дорожного знака, метод «Цицерона».
Практическая работа: выполнение упражнений, домашнее задание.
5. Методы запоминания стихотворений
Методы запоминания стихотворений и алгоритмы их выполнения: мнемодорожка,
визуализация, метод шторка.
Практическая работа: выполнение упражнений, домашнее задание.
6. Методы кодирования и запоминания цифр
Методы кодирования и запоминания цифр: буквенно-цифровой код, образные коды
чисел.
Практическая работа: выполнение упражнений, домашнее задание.
7. Алгоритмы запоминания текстовой информации
Алгоритмы запоминания текстовой информации: образные коды смысловых
абзацев.
Практическая работа: выполнение упражнений, домашнее задание.
8. Комбинирование методов кодирования и приемов запоминания
Комбинирование методов кодирования и приемов запоминания при запоминании
личных данных, числовой информации, исторических фактов, географических данных.
Практическая работа: выполнение упражнений, домашнее задание. Проведение
годовой промежуточной аттестации.
9. Итоговое занятие
Подведение итогов обучения.
Практическая работа: мнемонические игры.
7

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Материал

Количеств

Примечание

о
Ноутбук
Стол, стул

Для работы педагога
Индивидуальное
рабочее
место
ребенка
Для распечатки материала
Для работы педагога и детей
Для работы детей на занятиях и дома

1
4, 8

Принтер
Флеш-карты
Шариковая ручка, простой
карандаш
Цветные карандаши,
фломастеры
Рабочие тетради
«Мнемоиехника» части с1 по 4

1
100
8, 8
8 наборов

Для работы детей на занятиях и дома

по 8

Для работы детей на занятиях и дома

Методическое обеспечение
Особенности организации образовательного процесса:
Группа детей будет обучаться на занятиях очно, с обязательным выполнением
домашнего задания. Домашнее задание должно выполняться ежедневно (15-20 минут).
При невозможности посещения очных занятий, используется

дистанционное

обучение.
Методы

обучения:

словесный,

наглядный

практический,

объяснительно-

иллюстративный.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, мотивация, упражнения.
Формы организации образовательного процесса: групповая (в группе 6-8
человек).
Формы

организации

учебного

занятия:

объяснение

нового

материала,

практические занятия, игровые упражнения, соревнование в выполнении упражнений на
время.
Педагогические
деятельностное

обучение,

технологии:
технология

личностно-ориентированное
индивидуализации

обучения,

системнотехнология

дистанционного обучения.
Алгоритм учебного занятия: организационно-мотивационная часть, актуализация
знаний по теме, информационная часть, усвоение новых знаний и способов действий,
проверка понимания, практические задания с объяснением соответствующих правил,

8

тренировочные упражнения, обобщение и систематизация знаний, анализ успешности
достижения цели, рефлексия, итоговая часть.
Методы обучения.
Метод крокирования: кроки – схемы предметов, животных, людей, явлений. Когда
дети рисуют кроки, то легко восстанавливают мысленно всё, что зарисовали. При
решении

разнообразных

умственных

задач

используются

заместители

реальных

предметов и явлений, т.е. знаки и символы.
Эйдейтизм (образное запоминание): его развитие происходит в играх. Например:
«Дети, крепко зажмурьте глаза и представьте, что вы превратились в кошек. Какая у кого
в воображении кошка появилась? Где у вас ушки? Сколько у вас лапок? Поймайте себя за
хвостик!, т.е. происходит оживление образа. Таким образом, при восстановлении в памяти
какого-либо образа мысль успевает пройти несколько ступеней развития:
-обозначение (кошка);
-расцвечивание (вспомнили какую-то конкретную кошку, её цвет);
-оживление (уже увидели, чем она занимается);
-обогащение деталями (где кошка находится);
-вхождение в образ (теперь кошка – это ты, что ты чувствуешь?);
-управление образом (уселась кошка на окошко и стала лапой уши мыть).
Метод Цицерона: (мест или комнаты): он основан на зрительных ассоциациях.
Нужно ясно представить себе предмет, который следует запомнить, и объединить его
образ с образом места, которое легко вспоминается. Этот метод базируется на
ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест.
Метод трансформации: его можно объяснить на примерах. Вспомним любой
«пластилиновый» мультфильм: как ворона превращается на глазах в корову, страуса, а
избушка – в старичка. Детям предлагается представить и почувствовать, как происходит
превращение одного образа в другой: взять в руки пластилин и лепить из него слова в
своём воображении, например, из колбаски вылепить мостик, из мостика – баранку и т.д.
5. Метод ассоциативных цепочек (мультиков, чепухи): ассоциация связь двух
представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое, - то, что поражает
воображение. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они
закрепляются в памяти. В качестве пособий по мнемотехнике используются коллажи и
мнемотаблицы.
Коллаж: плотный картон или фланелеграф, на которых рисуются или наклеиваются
различные картинки, цифры, буквы, а кажущийся беспорядок составляет суть коллажа.
Таким образом идёт отработка сюжетного метода запоминании.
9

Мнемотаблица:

схема,

структура,

в

которую

можно

вложить

различную

информацию. Она позволяет решать дидактические общеобразовательные задачи,
развивать память, логику, образное мышление, уметь связно мыслить, перекодировать
информацию, анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое,
систематизировать.
Метод ключевых слов: помогает запомнить цепочку информации (текст). При этом
ключевые слова должны отражать смысл отрывка и быть логически связаны между собой.
Таким образом, формируется некий костяк текста, содержание и форму которого можно
воспроизвести, восстанавливая в памяти цепочку ключевых слов.
Список литературы
1. Бьюзен Т., Супермышление. — М.: Попурри, 2014.
2. Гарибян С.А. Школа памяти (Суперактивизация памяти через возрождение
эмоций) // Издательство «Цицеро», Москва-1992
3. Зиганов М.А., Козаренко В.А. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального
мышления // М.: Школа рационального чтения , 2001.
4. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники// Москва - 2002.
5. Лапп Д., Искусство помнить и забывать. — Издательство Питер, 1995.
6.

Песоцкий М.В. Рабочая тетрадь «Мнемотехника», Части 1 - 4. .- Москва.: IAma,
2019.

7. Чепурной Г. А. Школа эйдотехники. //http://www.eidotehnika.org

10

Приложение 1

Календарный учебный график реализации программы
Год обучения
Дата начала обучения по программе

1 год обучения
02.09.2024

Дата окончания обучения по программе

20.05.2025

Всего учебных недель

36

Количество учебных дней
Количество учебных часов

36
72
1 раз в неделю по 2
академических часа
01.04.2025- 08.05 2025
01 – 10.01.2025

Режим занятий в неделю
Промежуточная аттестация
Продолжительность каникул

11



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.