ДООП 2024 Цветной мир дизайна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дизайн вошел в разные сферы жизнедеятельности общества: промышленное и
сельскохозяйственное производство, быт, отдых и спорт, торговлю и сферу обслуживания,
общественную жизнь и т. д. Вместе с тем дизайн представляет собой взаимодействие науки,
техники и искусства.
Актуальность программы
Дизайн и дизайнерское образование в нашей стране активно развивается. Современная
образовательная система предполагает воспитание личности, способной к оригинальным
решениям, творчеству, самообучению. Именно от таких людей зависит будущее человека и
общества. Изменение в образовании приводит к появлению новых образовательных систем,
технологий, активизирующих творческое, преобразующее познание мира. Одной из таких
систем является дизайнерское образование, которое формирует творческую созидательную
личность.
Обучение основам дизайнерской деятельности даёт возможность учащимся получить
представление о художественном проектировании, а также основных видах дизайна.
Применение
компьютерных
и
информационных
технологий
в
системе
дополнительного образования дает возможность использовать их в процессе реализации
творческого потенциала обучающихся.
Актуальность данной образовательной программы состоит в том, что она отвечает
запросам детей и родителей на современном этапе развития государства и общества. Сегодня
растет потребность общества в специалистах, владеющих профессиональными навыками
проектирования, которые педагог стремится сформировать и развить у каждого обучающегося
в процессе выполнения ими практических заданий.
Дополнительная общеобразовательная программа «Разноцветный мир дизайна»
разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в
редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся») (далее – 273-ФЗ);
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О
внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Устав МБУ ДО «Станция юных техников» города Сарова.
Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки
рабочей программы.
Программа является модифицированной и составлена на основе анализа работ
следующих авторов: «Основы дизайна» Н.С. Жданова; Давыдова Г. Н. «Детский дизайн»;
Ляпина Л.А «Дизайн и дети»; Пантелеев Г.Н. «Детский дизайн»
Отличительные особенности программы заключаются в том, что программа
построена так, чтобы не препятствовать проявлению инициативы обучающихся в личных
творческих идеях, способствует профессиональной ориентации в области дизайна и желанию
экспериментировать и самостоятельно совершенствоваться.
Новизна программы заключается в том, что программа дает возможность не только
изучить различные типы дизайна, но и применить их, используя комплексно, при решении
проблемных ситуаций через проектную деятельность.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать
новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности
образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Особенность программы
Программа обучает детей основам дизайна, помогает раскрыть свой творческий
потенциал и развить художественное видение окружающего мира.
Также отличительные особенности программы от уже существующих в этой области
заключаются в комплексном использовании различных видов деятельности:
- теоретическая база знаний исторически сложившихся стилевых направлений в искусстве,
развитие науки и техники, изучение возможностей современного проектирования;
- творческой деятельности: рисование тематических композиций, владение различными
техниками рисунка, проектная деятельность, макетирование, декоративно-прикладное
искусство, скульптура;
- знакомство с программой Microsoft PowerPoint.
Адресат программы.
Дополнительная образовательная программа ориентирована на работу с детьми 8 – 11
лет и рассчитана на 2 года обучения.
Специального отбора детей программа не требует. В группы второго года, кроме детей,
продолжающих обучение, могут поступать и вновь пришедшие дети данного возраста после
проведённой диагностики. Данная диагностика позволяет выявить объем знаний, умений и
навыков, необходимый для обучения в группе второго года обучения.
Возрастные особенности детей с 6 до 8 лет
На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения не
только в физическом развитии, но и в психическом развитии ребенка. Ведущей в младшем
школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения,
происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках этой
деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее
значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом,
обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и
качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать
опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Доминирующей
функцией в младшем школьном возрасте становиться мышление. Интенсивно развиваются,
перестраиваются сами мыслительные процессы. От интеллекта зависит развитие остальных
психических функций. Завершается переход от наглядно - образного к словесно-логическому
мышлению.
Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается в том, что их
психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём
думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение.
Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять
восприятием, вниманием, памятью. Именно в этот период дети активно включаются в
творческий процесс. Открыты для познания, с радостью осваивают разные техники ДПИ.
Декоративно – прикладное творчество привлекательно для них своей яркостью,
доступностью. Они с удовольствием конструируют и создают что – то новое. С
воодушевлением строят планы, видя результаты своих усилий.
Возрастные особенности детей с 9 до 11 лет

В данном возрасте ребёнок проявляет интерес к творчеству, у него развито
воображение, выражено стремление к самостоятельности. За годы обучения в начальной
школе он приобрел опыт успешной деятельности, и это придало ему уверенности в себе,
укрепило в стремлении к новым достижениям. Ребенок нацелен на достижение
положительных результатов в социальной роли ученика. Это качество очень важно для
формирования художественной культуры, творческого потенциала каждого ребенка:
фантазии, наблюдательности.
Дети 9-11 лет отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода
созерцательной любознательностью. Это возраст достаточно заметного формирования
личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в
целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое
предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на
формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и
связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов,
развивает способности. У детей продолжает закладывается фундамент нравственного
поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает
формироваться общественная направленность личности.
Цель программы:
познакомить обучающихся с общими понятиями дизайна и процессом дизайнпроектирования.
Задачи.
Обучающие задачи:
- познакомить с современными тенденциями дизайна;
- познакомить со средствами художественной выразительности графических и живописных
техник;
- дать представления о методе проекта;
- познакомить с азами конструирования из доступных материалов, простым приемам и
техническим навыкам работы с чертежными инструментами;
- формировать навыки публичного выступления и защиты проекта;
- научить учащихся создавать презентацию в программе MS PowerPoint.
Развивающие задачи:
- способствовать развитию творческих способностей, воображения и фантазии, креативного и
пространственного мышления;
- стимулировать развитие навыков проектной деятельности, умения работать с различными
источниками информации, навыков поиска и обработки информации, определения главного и
второстепенного для создания концепции дизайн-проекта.
Воспитательные задачи:
-воспитывать стремление и желание работать в коллективе;
-воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.
Объем и срок освоения.
Срок реализации программы 2 года. Общее количество учебных часов 1 года обучения
– 144 часа, 2 года обучения – 144 часа.
Формы обучения.
Основными формами организации образовательного процесса по программе являются:
индивидуальная форма обучения (самостоятельная работа обучающихся) при
работе над проектами, выполнении творческих заданий при отработке навыков и
умений, подготовка к конкурсам);
групповая форма (при выполнении заданий разного уровня, для изучения
теоретического материала, занятия по сложным темам, требующим многократного
повторения и закрепления пройденного материала, а также при подготовке работ к конкурсам,
проведении исследований);

коллективная форма (выполнении коллективных работ, игровые занятия);
фронтальная форма (предусматривает подачу учебного материала по темам всему
коллективу, знакомство с приемами овладения техник, объяснение заданий); конкурс;
выставка.
В программе предусмотрено частичное применение электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий в случае введения в учреждении карантина.
Основные элементы системы электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий, используемые в работе: цифровые образовательные ресурсы, электронная почта.
Размещение обучающих материалов в форме мастер-класса, презентации или видеофильмов в
сетевом сообществе ВКонтакте https://vk.com/kapelkisut.
Возможно проведение родительских собраний и консультаций в режиме онлайн с
использованием платформы Skype, Zoom.
Форма реализации: групповая.
Режим, периодичность и продолжительность занятий
Для детей дошкольного возраста продолжительность одного занятия –
60 минут с учетом 10 минутного перерыва после 25 минут занятия.
Год
Кол-во
Кол-во часов
Кол-во
обучения
часов
в год
детей в группах
в неделю
Первый
4 часа
144 часа
10 -12 человек
год
Второй
4 часа
144 часа
8-10 человек
год
Планируемые результаты:
Программа направлена на подготовку детей к основам дизайнерской деятельности.
Учащиеся будут знать:
- специальную терминологией художника, дизайнера,
- новые технологии дизайна;
- последовательность выполнения проекта;
- интерфейс MS PowerPoint.
Учащиеся будут уметь:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве Интернета;
- защищать проектную работу;
-подбирать материалы для конструирования и индивидуальных творческих работ;
- работать в коллективе;
Учащиеся должны приобрести навыки:
- воплощение идеи в материале;
- создание работы с использованием различных материалов, технологий, инструментов;
- умение видеть красоту в окружающем мире.

№
п/п
1.
2.

Название разделов
тем
Вводное занятие.
Дизайн. Дизайнер.
Виды дизайнерской
деятельности.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
и
Количество часов
всего
теория
практика
2
1
1
2
1
1

Формы контроля
Наблюдение
Собеседование,
упражнение.

Основы проектной
дизайн -деятельности.
Основные этапы
работы над проектом.

18

4

14

4

1

3

Практическая
работа,
наблюдение.

3.2.

Информационные
источники.

4

1

3

Практическая
работа,
наблюдение.

3.3.

Продукт проекта.

6

1

5

Практическая
работа,
наблюдение.

3.4.

Защита проекта.

4

1

3

Практическая
работа,
наблюдение.

4.

Творческая
проектная дизайндеятельность.
Графический дизайн
(дудлинг, зентал)

120

26

94

14

4

10

3.
3.1.

4.1.

4.2.

Скрап-дизайн

28

8

20

4.3.

Пейп-арт дизайн

20

4

16

4.4.

Эко-дизайн

20

4

16

4.5.

Скульптурный дизайн

20

4

16

4.6.

Арт-дизайн

32

6

26

5.

Итоговое занятие

2

1
33

1
111

144

Практическая
работа,
упражнения,
наблюдение,
выставка.
Практическая
работа,
упражнения,
наблюдение.
Практическая
работа,
упражнения,
наблюдение.
Практическая
работа,
наблюдение.
Практическая
работа,
наблюдение.
Практическая
работа,
наблюдение.
Выставка работ

2 год обучения
№
п/п

Название разделов и
Количество часов
тем
всего
теория
практика

Формы
контроля

Вводное занятие.
Дизайн. Дизайнер.
Виды дизайнерской
деятельности.
Проект. Основные
понятия проектной
деятельности.
Этапы работы над
проектом.

2
2

1
1

1
1

28

7

21

4

1

3

3.2

Исследовательская
деятельность в
проекте.

6

2

4

3.3

Презентация.
Знакомство с
программой Microsoft
PowerPoint.
Творческая
проектная дизайндеятельность.
Графический дизайн
(скетчинг, леттеринг)

18

4

14

110

20

90

20

4

16

4.2.

Скрап-дизайн

20

4

16

4.3.

Пейп-арт дизайн

20

4

16

4.4.

Эко-дизайн

15

2

13

4.5.

Скульптурный дизайн

15

2

13

4.6.

Арт-дизайн

20

4

16

1.
2.

3.

3.1

4.

4.1.

Наблюдение
Собеседование,
упражнение.

Практическая
работа,
упражнения,
наблюдение
Практическая
работа,
упражнения,
наблюдение
Практическая
работа,
упражнения,
наблюдение

Практическая
работа,
упражнения,
наблюдение,
защита проекта.
Практическая
работа,
упражнения,
наблюдение,
защита проекта.
Практическая
работа,
упражнения,
наблюдение,
защита проекта.
Практическая
работа,
упражнения,
наблюдение,
защита проекта.
Практическая
работа,
упражнения,
наблюдение,
защита проекта.
Практическая
работа,
упражнения,
наблюдение,
защита проекта.

5.

Итоговое занятие

2

1

1

144

30

114

Выставка. Защита
проектных работ.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1 год обучения
1.Вводное занятие.
Теория:
Знакомство со студией дизайна, планами на год. Показ детских работ из методического фонда.
Краткий обзор основных техник и материалов. Техника
безопасности на занятии при работе с инструментами и материалами.
Практика:
Применение инструментов и материалов при выполнении творческой работы.
Формы контроля: Практическая работа, наблюдение.
2. Дизайн. Дизайнер. Виды дизайнерской деятельности.
Теория:
Закрепление и расширение знаний о разных направлениях профессии дизайнера: дизайнер
интерьера; ландшафтный дизайнер; дизайнер одежды; архитектурный дизайнер; графический
дизайнер.
Практика:
Выполнение учебных заданий на определение видов дизайна.
Формы контроля: Практическая работа, наблюдение.
3. Основы проектной дизайн - деятельности.
3.1. Основные этапы работы над проектом.
Теория: Знакомство с понятием «проект», развитие интереса к проектной и
исследовательской деятельности через знакомство с проектными работами обучающихся
начальных классов. Презентация проектных работ обучающихся начальных классов.
Стадии работы над проектом - это «пять П»: Проблема — Проектирование
(планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация. Шестое «П» проекта —
его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы,
отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный
вариант учебного проекта для презентации.
Основные понятия: проблема, гипотеза, цель и задачи проекта.
Практика: Игровые задания. Коллективные проекты к знаменательным датам.
Формы контроля: Наблюдение.
3.2. Информационные источники.
Теория: Знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, беседа
со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета). Информация. Источники
информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями
и словарями. Беседа. Правила общения.
Практика: Игровые задания.
Формы контроля: Наблюдение.
3.3. Продукт проекта.
Теория: Продукт проекта. Виды продукта.
Практика: Изготовление визитки с использованием любой графической техники.
Формы контроля: Практическая работа, наблюдение, собеседование.
3.4. Защита проекта.
Теория:

Понятие «защита проекта». Требования к выступлению. Отбор информации для выступления
по предложенному плану.
Практика: Защита проекта «Визитка»
Формы контроля: Практическая работа, наблюдение, собеседование.
4.Творческая проектная дизайн-деятельность.
4.1. Графический дизайн.
Теория:
Графика в работе дизайнера.
Нетрадиционная техника графики: точкография (пуантилизм); (штрихами: короткие прямые
штрихи, длинные вертикальные и горизонтальные штрихи, наклонные отрывные и
неотрывные штрихи; свободными линиями, точками, кружочками, завитками (дудлинг),
зейналинг.
Скетчинг. Разновидности скетчинга. Материалы и инструменты.
Цветоведение (основные, составные цвета). Цвет как элемент художественного языка.
Понятие «оттенок», понятия «контрастный - сближенный», «теплый - холодный». Понятие
«композиция», повторение. Понятие «формат», повторение. Цвет в работе дизайнера.
Практика:
Выполнение учебных заданий и проектов в разных графических техниках. Тематические
дизайн-проекты (к календарным датам, подарки, сувениры.)
Формы контроля: Практическая работа, наблюдение, собеседование.
Формы контроля: Практическая работа, наблюдение, собеседование.
4.2. Скрап-дизайн.
Теория:
Понятие «скрап-дизайн». История возникновения и развития данного понятия в дизайне.
Материалы и инструменты для скрап-дизайна. Особенности цветоведения и композиции в
скрап-дизайне.
Понятия: Кардмейкинг, скрапбукинг. Базовые техники скрапбукинга и кардмейкинга:
оригами, киригами, аппликация, квиллинг, айрисфолдинг.
Основные конструкции и элементы для создания объемных иллюстраций для авторских книг
и открыток в технике «Pop-up».
Основные технологические приемы для создания книг и открыток с объемными
иллюстрациями: вырезание (контурное, художественное и т.д.); биговка – процесс нанесения
прямой линии посредством продавливания для получения четкой и ровной линии сгиба;
сгибание; склеивание (склеивание, наклеивание, вклеивание).
Практика:
Выполнение творческих работ в различных техниках скрап-дизайна. Тематические дизайнпроекты (книжка-малышка, набор открыток, альбом, и т.д.)
Формы контроля: Практическая работа, наблюдение, собеседование.
4.3. Пейп-арт дизайн.
Теория:
Пейп-арт. Краткая история салфеточного рукоделия. Особенности цветоведения и композиции
для техники пейп-арт. Материалы для рукоделия. Подготовка к декорированию. Изготовление
жгутов для данной техники. Плоскостные работы в технике пейп-арт. Авторская техника
Татьяны Сорокиной "Пейп-арт".
Практика:
Тематические дизайн-проекты (фоторамка, панно и др.)
Формы контроля:
Практическая работа, наблюдение, собеседование.
4.4. Эко-дизайн.

Теория:
Понятие «эко-дизайн». История возникновения и развития данного понятия в дизайне.
Материалы и инструменты для эко-дизайна (природные материалы, одноразовая посуда, CDдиски, остатки ткани и т.д.) Особенности цветоведения и композиции в эко- дизайне.
Практика:
Тематические дизайн-проекты (игрушки, панно, рамки для фото и др.)
Формы контроля:
Практическая работа, наблюдение, собеседование.
4.5. Скульптурный дизайн.
Теория:
Скульптурный дизайн. Понятие «скульптурный дизайн». История возникновения и
развития данного понятия в дизайне.
Особенности цветоведения и композиции для
скульптурного дизайна. Материалы салфетка, пластилин, глина и др.
Практика:
Тематические дизайн-проекты (карандашницы, шкатулки, и т.д..)
Формы контроля:
Практическая работа, наблюдение, собеседование.
4.6. Арт-дизайн.
Теория:
Понятие «арт-дизайн». История возникновения и развития данного понятия в дизайне.
Арт-дизайн (англ. art-design — «искусство-дизайн») — течение постиндустриального дизайна,
представители которого стремились соединить принципы дизайн-проектирования и
традиционного художественного творчества (живописи, скульптуры, графики, декоративноприкладного искусства).
Практика:
Тематические дизайн-проекты по выбору учащихся.
Формы контроля:
Практическая работа, наблюдение, собеседование.
5. Итоговое занятие
Теория.
Обобщение и повторение полученных знаний. Подведение итогов учебного года.
Практика.
Выставка творческих работ.
2 год обучения
1.Вводное занятие.
Теория:
Знакомство со студией дизайна, планами на год. Показ детских работ из методического фонда.
Краткий обзор основных техник и материалов. Инструкция по технике безопасности.
Практика: Изготовление подарочной открытки другу с использованием любой
графической техники.
Формы контроля: Практическая работа, наблюдение.
2. Дизайн. Дизайнер. Виды дизайнерской деятельности.
Теория:
Закрепление знаний о разных направлениях профессии дизайнера: дизайнер интерьера;
ландшафтный дизайнер; дизайнер одежды; архитектурный дизайнер; графический дизайнер.
Практика:
Выполнение учебных заданий в разных графических техниках.
Формы контроля: Практическая работа, наблюдение.

3. Основы проектной деятельности.
3.1. Основные этапы работы над проектом.
Теория:
Проектная деятельность. Закрепление понятий: «словарь», «проект», «тема»
Знакомство с понятиями: «формулировка», «актуальность, «выработка», «гипотеза»
Закрепление понятия «этапы» работы над проектом: - это «пять П»: Проблема —
Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация. Шестое
«П» проекта — его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта,
черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии,
электронный вариант учебного проекта для презентации.
Практика: Игровые задания. Коллективные проекты к знаменательным датам.
Формы контроля: Наблюдение.
3.2. Информационные источники.
Теория:
Сбор информации для проекта. Знакомство с понятием «сбор», «информация», «отбор»,
«обработка информации»
Практика: практическая работа с источниками информации.
Формы контроля:
Практическая работа, наблюдение.
3.3. Продукт проекта.
Теория:
Понятие «Продукт проекта» (фото и видео материалы, описание опытов, макеты, выставки,
альбомы, праздники, игры, книга, сделанная в совместной деятельности с взрослым,
проектная папка и другое.) Постер.
Практика: Изготовление постера с использованием любой графической техники.
Формы контроля: Практическая работа, наблюдение, собеседование, тестовые задания.
3.4. Защита проекта.
Теория:
Творческая работа. Презентация. Значимость компьютера в создании проекта.
Знакомство с программой Microsoft PowerPoint (составление презентации на компьютере).
Освоение возможностей программы МРР (вставка фото, рисунков, фигур)
Практика: Создание шаблона презентации для проекта.
Формы контроля: Практическая работа, наблюдение, собеседование, тестовые задания.
4.Творческая проектная дизайн-деятельность.
4.1. Графический дизайн
Графика в работе дизайнера. Линия, точка, пятно как элементы художественного языка.
Изобразительные возможности линии, точки, пятна, штриха. Цвет в работе дизайнера.
Цветной карандаш, фломастер, пастель. Соединение цветной и черно-белой графики.
Нетрадиционная техники: точкография (пуантилизм); зейналинг, тинга тинга.
Практика:
Выполнение учебных заданий и проектов в разных техниках. Тематические дизайн-проекты.
Формы контроля: Практическая работа, наблюдение, собеседование
4.2. Скрап-дизайн.
Теория:
Кардмейкинг, скрапбукинг. Техники скрапбукинга и кардмейкинга: оригами, киригами,
аппликация, квиллинг, айрисфолдинг,
Конструкции и элементы для создания объемных иллюстраций для авторских книг и открыток
в технике «Pop-up».
Закрепление основных технологических приемов для создания книг и открыток с объемными
иллюстрациями: вырезание (контурное, художественное и т.д.); биговка – процесс нанесения

прямой линии посредством продавливания для получения четкой и ровной линии сгиба;
сгибание; склеивание (склеивание, наклеивание, вклеивание).
Инструменты, материалы скрапбукинга. Основные стили и технология изготовления
скрапальбома своими руками.
Практика:
Выполнение творческих работ в различных техниках скрап-дизайна. Тематические дизайнпроекты (книжка-малышка, набор открыток, альбом, и т.д.)
Формы контроля: Практическая работа, наблюдение, собеседование.
4.3. Пейп-арт дизайн
Теория:
Пейп-арт. Особенности цветоведения и композиции для техники пейп-арт. Материалы для
рукоделия. Подготовка к декорированию. Плоскостные и объёмные работы в технике пейпарт.
Практика:
Тематические дизайн-проекты.
Формы контроля:
Практическая работа, наблюдение, собеседование
4.4. Эко-дизайн.
Теория:
Понятие «эко-дизайн». История возникновения и развития данного понятия в дизайне.
Техника апсайклинг (от англ. «upcycling»: буквальный перевод – «более широкое
применение») – это не переработка мусора, а вторичное использование вещей с созданием для
них нового функционала.
Материалы и инструменты для эко-дизайна (природные
материалы, одноразовая посуда, CD-диски, остатки ткани и т.д.) Особенности цветоведения и
композиции в эко- дизайне.
Техники эко-дизайна: кинусайга, осиэ, ошибана,
Практика:
Тематические дизайн-проекты (игрушки, панно, рамки для фото и др.)
Формы контроля:
Практическая работа, наблюдение, собеседование.
4.4. Скульптурный дизайн
Теория:
Скульптурный дизайн. Понятие «скульптурный дизайн». История возникновения и
развития данного понятия в дизайне. Особенности цветоведения и композиции для
скульптурного дизайна. Материалы салфетка, пластилин, воздушный пластилин и др.
Знакомство с техникой скульптурного дизайна папье-маше.
Практика:
Тематические дизайн-проекты (карандашницы, шкатулки, и т.д..)
Формы контроля:
Практическая работа, наблюдение, собеседование.
4.6. Арт-дизайн.
Теория:
Арт-дизайн (англ. art-design — «искусство-дизайн») — течение постиндустриального
дизайна, представители которого стремились соединить принципы дизайн-проектирования и
традиционного художественного творчества (живописи, скульптуры, графики, декоративноприкладного искусства).
Практика:
Тематические дизайн-проекты по выбору учащихся.
Формы контроля:
Практическая работа, наблюдение, собеседование.

5. Итоговое занятие
Теория.
Обобщение и повторение полученных знаний. Подведение итогов учебного года.
Практика.
Выставка. Защита проектных работ.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный учебный график разработан в соответствии с:

Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 21
декабря 2012 года № 273 - ФЗ;

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).

Уставом бюджетного муниципального учреждения дополнительного
образования «Станция юных техников» города Сарова
Дата
Год
начала
обуче обучен
ния
ия по
програ
мме

Дата
окончани
я
обучения
по
программ

Всего
учебн
ых
недел
ь

Коли
честв
о
учебн
ых
дней

Коли
честв
о
учебн
ых
часов

Режим
занятий в
неделю

Промежу
точная
аттестаци
я

Продолжите
льность
каникул

1 год

02.09.
2024

20.05.
2025

36

72

144

2 раза по
2 часа

01.0408.05.25

01-08.01.
01.06 -31.08

2 год

02.09.
2024

20.05.
2025

36

72

144

2 раза по
2 часа

01.0408.05.25

01-08.01.
01.06 -31.08

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Текущий контроль, промежуточная аттестация являются частью системы оценки
достижения планируемых результатов освоения общеобразовательной общеразвивающей
программы. Промежуточная аттестация - это оценка уровня и качества освоения
обучающимися дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих
программ
по итогам учебного года (при сроке реализации программы более одного года). Результаты
промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в «Протоколе результатов
промежуточной аттестации учащихся», «Протоколе результатов итоговой аттестации
учащихся» (Приложение 1)
Формы подведения итогов: выставочный просмотр, творческие задания, защита
творческого проекта с использованием мультимедиа технологий.
Методы диагностики обученности: тестирование, опрос, беседа, наблюдения, оценка
изделия и др.
Методы диагностики личностных изменений: наблюдение (Приложение 2)
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает:
обучение детей определённым знаниям, умениям и навыкам, развитие многообразных
личностных качеств, обучающихся и достижениях в ходе своей деятельности. Поэтому о
результатах необходимо судить по трём группам показателей:

- учебным (знания, умения, навыки, приобретённые ребёнком в процессе освоения
образовательной программы);
- личностным (изменения личностных качеств под влиянием занятий в кружке);
- предметные достижения (участие и призерство в российских, областных, городских,
станционных, кружковых мероприятиях (выставки, конкурсы, праздники).
Все эти показатели включены в диагностическую карту.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Для организации образовательного процесса используются:
методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый,
проектный;
методы воспитания: поощрение и мотивация;
формы организации образовательного процесса: коллективная форма работы,
групповая форма работы, парная форма работы;
формы организации учебного занятия: беседа, практическая работа, занятие с
применением мультимедийных технологий, защита проекта и отчёт-выставка;
педагогические технологии: личностно-ориентированные и деятельностные
технологии, технология сотрудничества, проектное обучение;
принципы обучения: доступностии посильности содержания обучающих модулей,
системности и последовательности предполагает, системность и последовательность усвоения
знаний о дизайне, которые образуют целостное представление об изучаемом виде
деятельности
(отражение,
понимание
и
усвоение),
личностно-ориентированной
направленности обучения и индивидуализации при работе с учащихся, деятельностного
характера обучения, подразумевающего включение каждого учащегося в учебнопознавательную деятельность и формирование сознательности, самостоятельности и
активности; сотрудничества и единства требований, позволяющих организовать
образовательный процесс на доброжелательной и доверительной основе демократичности и
гуманизма; принцип творческого характера обучения, подразумевающего ориентацию на
творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта
творческой деятельности; принцип проектности предполагает последовательную ориентацию
всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» учащегося в самостоятельное
проектное действие, развертываемое в логике «замысел – реализация – рефлексия»
Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности
следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного,
контрольного, итогового, рефлексивного, информационного. Основанием для выделения
этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов
деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение систематизация.
Дидактические материалы:

Тематические папки, демонстрационные материалы «Композиция»,
«Дизайн», «Работа сбумагой», «Лепка», «Моделирование», «Нетрадиционные приемы
рисования» и др.

Стенды «Работа с бумагой», «Правила стилизации».

Плакаты по цветоведению (цветовой круг, контрастные цвета,
сближенные цвета).

Дидактический материал: образцы готовых работ, шаблоны, лекала и
трафареты, рабочие рисунки, эскизы, технологические карты.

Репродукции картин художников и иллюстрации.

Правила техники безопасности и охраны труда

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Оборудование кабинета
Наименование

3
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Стол ученический
Стол двухтумбовый
Стол для оборудования
Стул ученический
Стул мягкий
Шкаф с полками
Стеллаж
Доска классная
Огнетушитель
Компьютеры с выходом в
Интернет
Видеопроектор

11.

Кол-во штук

Наличие

11
1
1
22
1
3
2
1
1
8

11
1
1
22
1
3
2
1
1
8

1

1

Список материалов для занятий:
альбом для рисования, листы для акварели А3, А4; цветная бумага и картон разного цвета,
разной фактуры; ножницы с закруглёнными концами; клей ПВА, клей карандаш; бросовый
материал (обертки от конфет, шоколада, мыла, старые журналы, пакеты от пищевых
продуктов из металлизированной бумаги, картонные коробочки, пластиковые банки и
бутылки, кожа и другие.); простые, цветные, восковые карандаши; акварель, гуашь; палитра;
кисточки разных размеров; салфетки – бумажные и тканевые; линейки, треугольники,
трафареты, шаблоны; солёное тесто,пластилин; стеки, штампики; любые бытовые предметы,
дающие оттиск или отпечаток (пуговицы разной формы, пробки, монеты, колпачки
фломастеров и пр.); бисер, пуговицы, блёстки, цветные пластиковые скрепки; доска для
работы с пластическими материалами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.
2.
3.

4.

5.
6.
7.

Для педагогов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р
Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций»
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»

8. Адамс Ш. Словарь цвета для дизайнеров / Ш. Адамс. — М.: КоЛибри, 2018. — 272 c.
9. Алексеев А. Г. Дизайн-проектирование. — М.: Юрайт, 2020. — 91 c.
10. Ахремко В.А. Сам себе дизайнер интерьера. Иллюстрированное пошаговое
руководство / В.А. Ахремко. — М.: Эксмо, 2018. — 96 c.
11. Графический дизайн. Современные концепции: учеб. пособие для вузов / Е. Э.
Павловская [и др.]; отв. ред. Е. Э. Павловская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:
Юрайт, 2018. — 183 с.
12. Шокорова Л. В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве. — М.:
Юрайт, 2020. — 111 c.
13. Шокорова Л. В. Дизайн-проектирование: стилизация. — М.: Юрайт, 2020. — 111 c.
14. Пантелеев Г.Н. Детский дизайн. – «Карапуз-Дидактика», Москва, 2015 – 532 с.
15. Лыкова И.А.
«ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». Парциальная программа художественноэстетического развития детей 2 - 7 лет в изобразительной деятельности (формирование
эстетического отношения к миру). – М.: ИД «Цветной мир», 2019. – 136 с.
16. Горбунова, Г.А. Основы дизайн-деятельности в дошкольном возрасте [Электронный
ресурс] / Г.А. Горбунова // Искусство в школе. – 2011. – №4. – С. 88–93. – Режим
доступа:
http://www.art-in-school.ru/art/iskusstvo_i_obrazovanie_2011_04__12_Gorbunova.pdf
17. Конышева, Н.М. Дизайнерское образование в начальной школе / Н.М. Конышева //
Начальная школа. – 2006. – №5. – С. 26
18. Конышева, Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы
дизайнобразования: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведении / Н.М.
Конышева. – М.: Академия. – 1999. – 192 с.
19. Мелодинский, Д.Л. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования / Д.Л.
Мелодинский. – М.: Архитектура-С. – 2004. – 312 c.
20. Савельева, О.П. Актуальные проблемы реализации образовательного дизайна в работе
с детьми и подростками / О.П. Савельева// Вестник ОГУ. – 2007. – № 76. – С. 104–110.

Для обучающихся и родителей:
1. Триггс Т. Школа искусств. 40 уроков для юных художников и дизайнеров / Т. Триггс,
Д. Фрост. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 320 c.
2. Афонькин С.Ю. Оригами и аппликация – СПб.: ООО «Издательский дом
Кристалл,2001. – 304с.
3. Силаева К.А. Солёное тесто: украшения, сувениры, поделки - М.: Изд-во Эскимо,
2003.- 288с.
4. Трофимова М.В. И учёба, и игра: Изобразительное искусство. Популярное пособие для
родителей и педагогов. – Яр.: Академия развития, 1997. – 240с.
5. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки - Яр.: Академия развития: Академия Холдинг,2004.
– 96с.
6. Шалаева Г.П. Учимся рисовать - М.: Слово, Эксмо, 2017. – 224с
7. Рабочие тетради курса «Учусь создавать проект» для начальной школы. Сизова Р.И.
и Селимова Р.Ф., 2012 г.
Интернет источники
1. «ДЕТСКИЕ ПОДЕЛКИ» (Электронный ресурс) - https://vk.com/det_podelki
2. «ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО» (Электронный ресурс) - https://vk.com/deti_tvorchestvo
3. Пинтерест — всемирный каталог идей на русском языке, онлайн сервис визуальных
закладок, бесплатный видеохостинг и социальная сеть для творческих людей. https://www.pinterest.ru/svzukaeva/_saved/
4. «Художник» - http://www.thatartistwoman.org/2011/07/color-wheel-gecko.html

5. «Конструирование из бумаги и картона, упаковки» -сообщество любителей и
профессионалов, тех кто любит возиться с бумагой и картоном. Конструировать и
моделировать из этого натурального материала. Конструирование коробок и упаковки,
игрушек и игр из картона. Поделки из картона и бумаги - https://vk.com/bumaga_karton
6. РИСУЕМ ДОМА/ Онлайн школа рисования для детей - https://vk.com/risuem_doma
7. Дизайн. Виды дизайна (1sept.ru) https://urok.1sept.ru/articles/593175?ysclid=llonewnrvk521871731
8. М.М.Михеева Введение в дизайн проектированиеfile:///C:/Users/User/Desktop/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0
%BE%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%
D0%B8%D1%80/Vvedenie%20v%20professiiu.pdf

Приложение1.
ПРОТОКОЛ №
результатов аттестации обучающихся объединения ________________________________
20____/20______ учебного года
ФИО педагога
________________________________________________________________________________
Группа № -__________________________ Год обучения _______________________________
Дата проведения __________________
Форма проведения
_________________________________________________________________________________
________________
(выставка, презентация творческой работы, защита проекта и т.д.)

Формы оценки результатов: _______________Баллы_______
Результаты аттестации
№

ФИ
учащегося

Критерии оценки результатов обучения

Критерии оценки личностного
развития

Теоретическая
подготовка
(1 -3)

Практи
ческая
подгото
вка
(1 -3)

Общие
учебные
умения и
навыки
(1 -3)

Организац
ионноволевые
качества
(1 -3)

Ориен
тацион
ные
качест
ва
(1 -3)

Поведенче
ские
качества
(1 -3)

Вставляем свои
критерии с
оценкой
результатов
обучения

Вставля
ем свои
критери
ис
оценкой
результ
атов
обучени
я

Вставляем
свои
критерии
с оценкой
результато
в
обучения

Вставляем
свои
критерии
с оценкой
результато
в
обучения

Вставл
яем
свои
критер
ии с
оценко
й
резуль
татов
обучен
ия

Вставляем
свои
критерии
с оценкой
результато
в
обучения

Иванов
3
3
2
3
2
Сергей
Подпись педагога ___________________/_________________/
1

2

Оценк
а
резуль
татов
аттест
ации
(сумма
баллов
делитс
я на
количе
ство
граф)

Баллы
(мини
мальн
ый,
средни
й,
высок
ий)

Предметны
е
достижения
:
+ /В
Г
О
о
б
об
р
л
ъе
о
а
ди
д
с
не
т
ни
ь
и
Р
о
с
с
и
я

2,5

Ср.

+

-

-

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
по трём группам показателей:
- оценка результатов обучения (учебные знания, умения, навыки, приобретённые ребёнком в процессе
освоения образовательной программы);
- оценка личностного развития (изменения личностных качеств под влиянием занятий в объединении);
- предметные достижения (участие и призерство в российских, областных, городских, станционных,
(выставки, конкурсы, праздники).
Все эти показатели включены в диагностическую карту.
Мониторинг результативности обучения ребенка по ДООП
Показатели результатов обучения
Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Общие учебные умения и навыки

Критерии
Оценка результатов обучения
Минимальный уровень (1 балл): ребенок овладел
менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных
программой
Средний уровень (2 балла): объем усвоенных знаний
составляет более 1/2
Высокий уровень (3 балла): ребенок освоил
практически весь объем знаний, предусмотренных
программой за конкретный период
Низкий уровень (1 балл): ребенок, как правило,
избегает употреблять специальные термины
Средний уровень (2 балла): ребенок сочетает
специальную терминологию с бытовой
Высокий уровень (3 балла): специальные термины
употребляются осознанно и в полном соответствии с
их содержанием
Низкий уровень (1 балл): ребенок овладел менее чем
1/2 предусмотренных умений и навыков
Средний уровень (2 балла): объем усвоенных умений
и навыков составляет более 1/2
Высокий уровень (3 балла): ребенок овладел
практически всеми умениями и навыками,
предусмотренными программой за конкретный
период
Низкий уровень (1 балл): ребенок в состоянии
выполнять лишь простейшие практические задания
педагога
Средний уровень (2 балла): выполняет в основном
задания на основе образца
Высокий уровень (3 балла): выполняет практические
задания с элементами творчества
Низкий уровень (1 балл): ребенок не способен
самостоятельно готовить и убирать свое рабочее
место, за него это делает педагог
Средний уровень (2 балла): ребенок способен
готовить и убирать свое рабочее место с помощью
педагога
Высокий уровень (3 балла): ребенок способен
самостоятельно готовить свое рабочее место к
деятельности и убирать его за собой
Низкий уровень (1 балл): ребенок испытывает
серьезные затруднения при выступлении,
практически не владеет свободной подачей
информации
Средний уровень (2 балла): ребенок испытывает

незначительные затруднения при выступлении, но
требуется помощь педагога
Высокий уровень (3 балла): ребенок не испытывает
затруднений при выступлении, свободная владения и
подача обучающимся готовой информации
Оценка личностного развития
Организационно-волевые
качества

Ориентационные качества

Поведенческие качества

Самоконтроль

Низкий уровень (1 балл): ребенок не контролирует
себя самостоятельно
Средний уровень (2 балла): периодически
контролирует себя сам
Высокий уровень (3 балла): ребенок постоянно
контролирует себя сам
Самооценка
Низкий уровень (1 балл): способность оценивать себя
адекватно реальным достижениям завышена
Средний уровень (2 балла): способность оценивать
себя адекватно реальным достижениям занижена
Высокий уровень (3 балла): способность оценивать
себя адекватно реальным достижениям нормальная
Интерес к занятиям в
Низкий уровень (1 балл): интерес к занятиям
объединении
продиктован ребенку извне
Средний уровень (2 балла): интерес периодически
поддерживается самим ребенком
Высокий уровень (3 балла): интерес к занятиям
постоянно поддерживается ребенком самостоятельно
Отношение
Низкий уровень (1 балл): избегает участия в общих
воспитанника к
делах
общим делам
Средний уровень (2 балла): участвует при
объединения
побуждении извне
Высокий уровень (3 балла): инициативен в общих
делах
Предметные достижения

Участие в конкурсах различного уровня

Низкий уровень (1 балл): участие в мероприятиях
объединения
Средний уровень (2 балла): участие и призерство в
мероприятиях СЮТ и городских мероприятиях;
высокий уровень
Высокий уровень (3 балла): участие и призерство в
областных, российских мероприятиях (конференции,
соревнования, конкурсы)

Приложение 2
Оценочные материалы.

Уровень обученности – ЗУНы по годам обучения.
Диагностика основана на психолого-педагогической методике тестовых испытаний.
Предпочтение отдано варианту, предложенному Т.В. Башаевой, Т.В. Чередниковой, Г.П.
Калининой, А.Е. Падалко, Т.Н. Головиной, ориентированному на уровень развития
дизайнерского мышления.
№

Название
методики
Цветоразличение
(по Т.В. Башаевой)
(Для 1 год
обучения.)

Цель

Задание

Приготовить
Подобрать к изображению
знакомые детям
каждого предмета фишку
предметные
определенного цвета.
картинки в
черно-белом
изображении,
цветные фишки
Количественный анализ: высокий уровень – не допускается ни одной ошибки; средний – 1-2
ошибки; низкий – более 2.
2 Цветоразличие (по
Выявить знания
Ребенку
1.Разложить карточки по
Т.В. Чередниковой) детей о
предлагается 10
порядку от самого темного
насыщенности
карточек двух
до самого светлого (берется
цвета, светлоте
цветов, разных
2 цвета: зеленый и красный)
тона
по светлоте тона 2.Из карточек необходимо
выбрать только те, который
имеют зеленый оттенок
(всего 5)
Количественный анализ: высокий уровень – не допускается ни одной ошибки; средний – 1-2
ошибки; низкий – более 2.
3. Выявление знаний
Выявить знания
Составить из
Вопросы для анализа по
о форме,
о
фигур узор для
окончанию работы:
пространственных
геометрических
украшения
1.Какие геометрические
представлениях (по фигурах, цвете и тарелки
фигуры использовали?
А.Е. Падалко)
форме, умение
(аппликация их
2. Как расположены фигуры
составлять узор
геометрических
относительно друг друга
из
фигур) , так,
(симметрично, хаотично)
геометрических
чтобы фигуры
3.Какие цвета
и растительных
располагались
использовались?
элементов в
красиво, ровно,
4. Сочетаются ли цвета
круге
сочетались с
друг другом по
цвету
Уровень знаний:
Низкий – знают геометрические фигуры, различают цвета, но не умеют правильно сочетать их
в композиции, не знают правил сочетаемости цветов при составлении узора, интуиция в этом
направлении не развита;
Средний - знают геометрические фигуры, хорошо различают цвета, хотя не знают правил
сочетаемости цветов и форм, интуитивно их чувствуют и правильно применяют.
Высокий – сознательно выделяют свойства форм и цветов, правильно сочетают их в
композиции, обосновывая то или иное сочетание.
4 Выявление
Выявить
Тестирование
Детям предлагается ответить
1

Выявить знания
детей о цветовых
оттенках

Подготовка

элементов
технической
эстетики

элементы
технической
эстетики, на
которые дети
обращают
внимание

проводится с
помощью
беседы.

на вопросы
1.Назови свои любимые
игрушки. Чем они тебе
нравятся?
2.Какие полезные вещи есть
в вашей квартире? Они
красивые? Почему?
3.Нравится тебе твой двор?
Что нравится в нем больше
всего и почему?
4.Какие предметы техники
на улице тебе нравятся?
Почему?

Уровень оценки:
Высокий – обращают внимание на пользу предметов, удобство при использовании, отмечают
красоту формы
Средний – отмечают только красоту предметов, обосновывает тем, что они просто нравятся
Низкий – не обосновывают свои ответы, не понимают пользы предметов, удобства и красоты
5 «Парта будущего»
Выявить
Спроектировать и
Задание оценивается
способность к
нарисовать парту
по 3-бальной системе
(Для 2 года
дизайнерской
будущего, чтобы она
по следующим
обучения)
творческой
была рационально
показателям:
деятельности,
устроена и красива
целесообразность;
созданию
рациональность;
воображаемого
новизна и
образа предмета,
оригинальность;
существующего
доработанность.
в нереальных
условиях.
Характеристика показателей оценки
Показатель
Уровень (число баллов)
Низкий (1)
Средний (2)
Высокий (3)
Целесообразность –
Недостаточная
Замысел
Собственные действия
способность связывать
подчиненность
сопоставляется с
и замысел полностью
поставленную задачу с
работы цели:
задачей, но не всегда
адекватны задаче, цель
собственным замыслом, отсутствие
проявляется
реализована
достижение
сюжетности,
способность
поставленной цели
цельности
контролировать свою
замысла,
деятельность по ее
недостаточный
выполнению
контроль и
коррекция
действий
Рациональность – выбор Детали
Детали хотя и
Изобретение
наиболее выгодных,
изобретения
неудобны и
характеризуется
экономичных, разумных бесполезны,
некрасивы, но
единством пользы и
средств для реализации неудобны,
полезны;
красоты;
цели; удобство
излишни;
практическое
многофункциональизобретения,
отсутствие
применение
ностью деталей;
возможность
гармоничности,
изобретения
продукт, возможно,
практического
красоты в
возможно, если его
претворить в
применения продукта
изображении;
красиво оформить
реальности

творческой
деятельности

практическое
применение
изобретения
невозможны
Новизна и
Отсутствие
Наличие стремлений к Творческая работа с
оригинальность –
стремления к
поиску новых
использованием
продуктивные способы
поиску новых
решений;
оригинальных методов,
деятельности, не
решений;
использование
выразительных
шаблонность,
использование
стандартных
средств,
использование
стандартных
воссоздающих
фантастическим
нестандартных форм,
форм,
конкретных форм, но
сюжетом
методов и способов
основанных на
с применением новых
решения задачи
прошлом опыте; элементов
отсутствие
оригинальнос-ти
Доработанность –
Работа
Работа закончена по
Творческая работа
законченность форм,
незакончена по
замыслу, но не
выполнена полностью
реализация замысла,
форме и
доработана по
и по замыслу и по
эмоциональное
замыслу,
оформлению;
форме, эмоциональная
удовлетворение от
недостаточная
недостаточная
удовлетворенность
творческой
эмоциональная
эмоциональная
деятельности
удовлетвореннос удовлетворенность
ть
6 «Чайный сервиз»
Выявить
Подобрать к данному
понимание
чайнику чашку и
художественных
блюдце, чтобы они
особенностей
подходили по форме,
группы
цвету и орнаменту
предметов,
объединенных в
ансамбль
Оценивается по 3-бальной системе
Уровень оценки:
Низкий – не понимают художественных особенностей группы предметов, объединенных в
ансамбль; выбор предмета случаен, не сочетается ни по цвету, ни по форме, ни по орнаменту,
интуиция в этом направлении не развита;
Средний – частично устанавливается связь между предметами; сочетают предметы по одному
признаку (цвету, форме, орнаменту), так как интуитивно чувствуют принадлежность предмета
к ансамблю
Высокий – легко определяют принадлежность предметов по форме, цвету и орнаменту;
сознательно выделяют общие черты, обосновывая то или иное сочетание
7 «Дорисуй фигуры» Выявить уровень
На трех бланках
представлений о
дорисовать фигуры
симметричности
(квадраты, круги,
примеров, умение
стрекозы, рыбы); все
достраивать
фигуры одинаковые
фигуры с
незаконченным
контуром до
целостного образа
Уровень оцени:
Высокий – понимают принцип работы, безошибочно дорисовывают фигуры.

Средний – понимают принцип работы, дорисовывают фигуры, но иногда допускают
небольшую асимметрию в рисунке.
Низкий – уменьшение площади дорисованной фигуры, грубые изменения ее формы,
непонимание принципа работы.

Приложение3.

Методические рекомендации по проектной деятельности.
Проект - это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный
план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований,
изложением выводов и рекомендаций.
Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат.
После того как выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать следующее:
1. Установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы. (Что уже
есть для выполнения предстоящей работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно
иметь: найти информацию, научиться делать.)
2. Поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта.)
3. Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части)
4. Выбрать способы решения задач на каждом этапе.
5. Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).
Структура проекта такова: введение, основная часть, заключение.
Введение – часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу и способы
проверки.
Основная часть – описание поэтапного решения задач.
Можно использовать фразы – клише:
Я начал свою работу с того, что …
Потом я приступил к …
Я завершил работу тем, что …
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами …
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен план) …
План моей работы был нарушен, потому что …
Мне удалось достичь цели проекта, потому что …
Заключение – часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось, а
что нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации.
Этапы работы над проектом
1. Выбор темы.
Тема – предмет рассмотрения; это то главное, о чём сообщается, что обсуждается,
исследуется, изображается.
Возможно, на помощь придут следующие вопросы:
*Что мне интересно больше всего?
*Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
2. Формулировка темы проекта. Мы сейчас на этом этапе!
Примеры тем: «Язык и речь – это одно и то же?», «Какими были школы в древности?», «Что
может компьютер?» и др.
3. Определение цели проекта.
Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это
главная задача. Но для того, чтобы была решена эта главная задача (то есть была достигнута
цель), нужно много всего выполнить, нужно решить много разных задач.

Формулировка цели - это одно предложение, являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен
этот проект?
Обычно формулировка цели начинаться с таких слов: «узнать», «выяснить», «обобщить»,
«разработать» (например, разработать алгоритм …), «расследовать», «создать», «сравнить»,
«нарисовать», «сочинить».
4. Постановка задач проекта.
Задача – это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как достичь
цели.
В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели.
Обычно формулировка задач начинаться с таких слов: «изучить», «собрать информацию»,
«выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти»,
«составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить
алгоритм…», «сделать вывод».
5. Высказать одну или несколько гипотез. (Для нас достаточно одной!)
Гипотеза (греч.) – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая
опытом.
Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что …», «допустим, что…»,
«возможно, что…», «что, если …».
Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную поставит на первое место,
менее важную - на второе и т.д.
Варианты гипотез к проекту «Как возник язык».
1. Предположим, что прилетели инопланетяне и научили людей разговаривать.
2. Допустим, что люди нашли волшебный говорящий камень.
3. Возможно, что в джунглях люди встретили говорящего попугая.
4. Люди договорились друг с другом дать названия разным предметам.
6. Защита проекта.
Теперь проект нужно оформить и представить публично, то есть показать, ознакомить с ним
других. Но ведь вы не только продемонстрируете, покажете, представите собравшимся свою
работу. Вы будете рассказывать, чтобы всех убедить: ваши исследования верные, ваши
выводы правильные. Вы будете защищать то, что сделали.
План защиты проекта
1. Тема проекта.
2. Цель проекта.
3. Задачи.
4. Гипотезы.
5. Методы и средства исследования.
6. Актуальность проекта.
7. Этапы работы.
8. Полученные результаты.
9. Выводы.
Текст выступления

Даю вам начало каждой фразы, а вы, дополнив предложения, получите текст своего
выступления.
Введение
Тема моего / нашего проекта …
Цель моей / нашей работы …
Задачи моего / нашего исследования: …
Я / Мы выдвинул(и) гипотезу: …
Творческим продуктом будет …
Моя / Наша работа актуальна, потому что …
Этапы работы (указать время выполнения – количество недель (дней) – и перечислить все
промежуточные этапы).
Подготовительный этап:
• выбор темы и уточнение названия (1 неделя);
• сбор информации ( _ недели).
Практический этап:
• эксперимент и анализ материалов ( _ недели);
• изготовление продукта ( _ недели).
Обобщающий этап:
• подготовка выступления (1 неделя);
• подготовка к презентации проекта (1 неделя);
• защита проекта (1 неделя).
Основная часть
Я / Мы начал(и) свою работу с того, что …
Потом я / мы приступил(и) к …
Я / Мы завершил(и) работу тем, что …
Заключение
Закончив проект, я могу / мы можем сказать: не всё из того, что было задумано, получилось,
например, …
Это произошло потому, что …
Я / Мы думаю(ем), что проблема проекта решена, так как …
Работа над проектом показала, что …
Я / Мы узнал(и) о себе и о проблеме, по которой работал(и)…
Презентация творческого продукта
7. Самоанализ выступления. (проводится в классе на защите)
Самоанализ – анализ, оценка своих собственных поступков и переживаний.
Сделайте анализ своего выступления после защиты проекта. Ответьте кратко на вопросы мини
- анкеты.
1. Довольны ли вы своим выступлением?
2. Что вам особенно понравилось и запомнилось?
3. Что вам не понравилось?
4. Воспользовались ли вы советами, полученными на занятиях?
5. Что вы посоветовали бы друзьям и одноклассникам?

Еще раз возвращаюсь к выбору темы, она должна быть конкретной. Выбирая тему, вы должны
с ребёнком ответить на вопрос: а что мы можем исследовать в этой теме?как мы будем
исследовать? в чем её польза?



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.