ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время постоянно возрастает техническая сложность средств
производства, что требует особого внимания к профессиональным, интеллектуальным
качествам инженера, а также к его творческим способностям. Инженерное мышление –
это вид познавательной деятельности, которая направлена на исследование, создание и
эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники.
Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое,
творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое и другие. Все
они начинают формироваться еще в раннем детстве, поэтому возникла необходимость
написания программы, направленной на развития данного типа мышления. Инженерное
мышление самое естественное для ребенка дошкольника, так как в этом возрасте
возникают первые представления о том, как устроен мир, первые попытки познать его
через созидание. Созидать можно разными способами, в том числе через
конструирование.
Дополнительная общеобразовательной общеразвивающая программа технической
направленности «Техностарт» разработана на основе:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273-ФЗ
Конвенция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р
Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций»
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
Письмо Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской
области «О внесении изменений в приказ от 02.08.2019 № 316-01-63-1912 «Об
утверждении Регламента Проведения независимой оценки качества
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»
Актуальность программы обусловлена решением проблем технического образования,
начиная с дошкольного возраста.
Направленность программы «Путешествие в Техноград» - техническая.
Отличительной особенностью данной программы является комплексный подход к
решению задач инженерно-технического образования, включающего в себя: логикоматематическое
развитие,
и
познавательно-исследовательскую
деятельность.
Особенностью данной программы является частичное применение электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий.
Основные элементы системы электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий, используемые в работе. Возможно проведение
2
индивидуальных занятий с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий для детей, пропустивших занятие по уважительной причине.
Дистанционная форма обучения предполагает использование группы в социальной сети
ВКонтакте https://vk.com/mbusut.
Возможно проведение родительских собраний и консультаций в режиме онлайн с
использованием платформы Skype, Zoom и др.
Адресат. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5 - 7лет. Условия набора
детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет:
первый год обучения — 15 человек; второй год обучения — 12 человек.
Цель программы: формирование предпосылок прединженерного мышления на основе
развития конструктивных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
-развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику,
воображение, сообразительность.
- учить работать с различными материалами для конструирования, учитывая в процессе
конструирования их свойства и выразительные возможности;
- развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать
причинно – следственные связи, делать выводы;
-развивать умение работать в коллективе, в команде, малой группе.
- развивать умение планировать свою конструктивную деятельность;
- воспитывать устойчивый интерес к конструированию и моделированию.
Программа рассчитана на 2 года обучения по 72 часа. Занятия проводятся один раз в
неделю по два часа.
Программа предполагает следующие формы организации обучения: фронтальная и
групповая.
Формы проведения учебных занятий: игра, просмотр фильмов, видеоматериалов, показ
способа действий, практическая работа, соревнования, экскурсия, выполнение
творческого задания, выставки.
При реализации программы (частично) применяется электронное обучение и
дистанционные образовательные технологии.
Планируемые результаты:
К концу 1 года обучения ребенок должен знать и уметь:
- правила работы с головоломками: «Танграмм», «Волшебный квадрат», «Колумбово
яйцо»;
- читать простейшие чертежи и схемы, выполняя в соответствии с ними работу;
- конструировать по образцу, по условиям;
- выстраивать план своих действий в конструктивной деятельности;
- договариваться друг с другом, учитывая интересы других детей;
Ко 2 году обучения ребенок должен знать и уметь:
- правила работы с головоломками: «Волшебный круг», «Сердечко», «Кубики для всех»;
- использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои изменения;
- конструировать по образцу, по условиям, темам, замыслу;
- выстраивать алгоритм действий в конструктивной деятельности;
- сотрудничать в коллективе, в команде, малой группе.
3
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формами аттестации учащихся в результате освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы являются: промежуточная
аттестация учащихся в результате освоения программы проводится в конце первого года
обучения учебного года; итоговая аттестация учащихся по итогам освоения всей
программы.
Проведение промежуточной и итоговой аттестации учащихся происходит с
использованием следующих форм:
выставка,
игровые практические задания,
Результаты выполнения практических заданий заносятся в протокол.
Методами отслеживания результатов успешности освоения знаний и навыков считается
текущий контроль, который проводится в конце каждой темы в виде устного опроса, в
оценки работ.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценка уровня усвоения программы ведется по двум группам показателей:
личностные достижения (выражающие изменения личностных качеств ребёнка
под влиянием занятий в данном творческом объединении)
учебные достижения (фиксирующие знания, умения и навыки, приобретенные в
процессе освоения образовательной программы)
Результаты оценки теоретической, практической подготовки и личностного развития
ребенка по усвоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы заносятся в диагностическую карту по каждому году обучения.
(Приложение1.)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
№
Название разделов и тем
Вводное занятие
Количество часов
Всего Теория
Практика
2
1
1
14
4
10
1.1.
Удивительный мир
геометрических
конструкторов
Путешествие в Фигуроград
2
1
1
1.2.
Танграмм
4
1
3
1.3.
Волшебный квадрат
4
1
3
1.4.
Колумбово яйцо
4
1
3
Игрушки-самоделки
36
12
24
1.
2.
Формы аттестации и
контроля
Наблюдение, устный
опрос
Игровые
практические
задания
Игровые
практические
задания
Игровые
практические
задания
Игровые
практические
задания
4
2.1.
2.2.
3.
3.1
3.2.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
Конструирование игрушек
из объёмных деталей
Поделки по несложному
чертежу.
Динамические игрушки
Крутящиеся игрушка
24
8
16
Выставка
12
4
8
Выставка
8
4
2
1
6
3
Качающаяся игрушка
Юный конструктор
Конструктор-мозаика 3D
Строительный конструктор
Фантазия из конструктора
Итоговое занятие
4
10
4
4
2
2
72
1
3
1
1
1
1
23
3
7
3
3
1
1
48
Игровые
практические
задания
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
2 год обучения
Количество часов
№
Формы
аттестации и
контроля
Название разделов и тем
Всего
2
Теория
1
18
5
1.1.
Удивительный мир
геометрических
конструкторов
Колумбово яйцо
4
1
3
1.2.
Волшебный круг
4
1
3
1.3.
Сердечко
4
1
3
1.4.
Сложи узор
6
2
4
2
2.1
Игрушки самоделки
Конструирование игрушек из
объёмных деталей
Поделки по чертежам
Динамические
(движущиеся) игрушки
Игрушки - верхолазы
Игрушки - мобили
Игрушки - марионетки
8
4
2
1
6
3
4
36
1
5
3
31
Выставка
8
8
10
1
1
2
7
7
8
Выставка
Выставка
Игровые
практические
задания
Вводное занятие
1.
2.2
3.
3.1.
3.2.
3.3.
Практика
Наблюдение,
1
устный опрос
13
Игровые
практические
задания
Игровые
практические
задания
Игровые
практические
задания
Игровые
практические
задания
Выставка
5
3.4.
Игрушки - дергунчики
10
1
9
4.
4.1
Юный конструктор
LEGO
6
4
2
1
4
3
4.2
Магнитный конструктор
2
1
1
Итоговое занятие
2
72
1
16
1
56
Игровые
практические
задания
Игровые
практические
задания
Игровые
практические
задания
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1 год обучения
Вводное занятие.
Теория. Водный инструктаж по охране труда. Введение в учебную программу в
игровой форме. Демонстрация готовых поделок. Организация рабочего места. Беседа с
детьми с целью выявления интересов к конструктивной деятельности.
Практика. Изготовление поделок по образцу с целью выявления умений и
навыков детей.
Формы контроля. Практическая работа, наблюдение, собеседование.
Удивительный мир геометрических конструкторов.
Теория. Многообразие геометрических фигур. Существенные признаки
геометрических фигур. Выделение фигур в рисунках, чертежах.
Геометрические
головоломки: «Танграмм», «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо». Знакомство с
основным правилом игр с головоломками (геометрическими конструкторами): при
составлении геометрических силуэтов должен использоваться весь комплект, детали
геометрического конструктора плотно присоединяются друг к другу. Алгоритм работы с
геометрическими конструкторами: рассматривание образца, определение основной части
(стены домика, туловище человека, животного и т.д.), расположение остальных частей
фигуры относительно основной, построение фигуры, сравнение с образцом. Возможно
применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Практика. Сенсорное обследование геометрических фигур, выделение
существенных признаков. Выполнение упражнений на геометрические преобразования на
плоскости: выделение фигур, составление фигур, определение взаимного расположения и
т.д. Складывание геометрических силуэтов из геометрических головоломок по образцам.
Изготовление полуобъемных поделок из квадрата, прямоугольника, круга, треугольника.
Формы контроля. Практическая работа, наблюдение, собеседование.
Игрушки – самоделки.
Теория. Первоначальные знания о геометрических телах - куб, цилиндр, конус - и
их характерных признаках: цилиндр имеет два основания и боковую поверхность, конус
имеет основание, боковую поверхность и вершину, куб - многогранник, все стороны
которого имеют квадратную форму. Способы преобразования плоского листа бумаги для
получения геометрических тел: скручивание прямоугольника для получения цилиндра,
6
круга, полукруга - в низкий конус, квадрата – в коробочки полукубической и кубической
формы. Элементарные понятия о развёртках, выкройках, линиях чертежа – сплошная
толстая, пунктирная. Приемы склеивания. Возможно применение электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий.
Практика.
Обследование геометрических тел и определение характерных
признаков куба, цилиндра, конуса. Чтение разверток для изготовления цилиндра, конуса.
Складывание квадратного листа бумаги по прямой линии в разных направлениях и
видоизменение его в коробочки полукубической и кубической формы. Конструирование
образов животных, сказочных персонажей, технических объектов на основе куба, конуса,
цилиндра. Оформление поделок аппликационным способом. Чтение чертежей,
выполнение действий в соответствии (условными обозначениями): вырезание,
складывание, отгибание. Склеивание объемных деталей путем присоединения
поверхностей друг к другу, и накладывание частей выкройки друг на друга.
Формы контроля. Практическая работа, наблюдение, собеседование.
Динамические (движущиеся) игрушки.
Теория. Знакомство с разнообразием динамических игрушек, в основе которых,
лежит какое – то действие (крутится, вращается, ходит и т.д.)
Понимание
отличительных особенностей динамических игрушек: приводятся в движение человеком.
Различие игрушек по характеру движения – крутящиеся, качающиеся, лазающие, и т.д.
Понятие шаблон. Возможно применение электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Практика. Работа с чертежами, шаблонами. Выполнение действий в соответствии
с линиями чертежа. Художественное оформление поделок аппликационным способом,
путем раскрашивания. Выработка движений, приводящих динамическую игрушку в
действие.
Формы контроля. Практическая работа, наблюдение, собеседование.
Юный конструктор.
Теория. Конструирование по образцу предполагает анализ постройки, который
заключается в определении основных деталей, их пространственное расположение между
собой, дополнительные детали постройки. Конструирование по условиям предполагает
решение проблемной ситуации. Свойства деталей разных видов конструктора. Способы
соединений деталей. Возможно применение электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Практика. Постройка по образцу и условиям зданий, видов транспорта, мостов,
фигурок животных.
Формы контроля. Практическая работа, наблюдение, собеседование.
Итоговое занятие.
Диагностическое занятие. Игровые задания, направленные на диагностику
теоретических знаний детей и навыков практической деятельности.
7
2 год обучения
Вводное занятие.
Теория. Водный инструктаж по охране труда. Введение в учебную программу 2
года обучения в игровой форме. Демонстрация готовых поделок.
Практика. Изготовление поделок по условию с целью выявления умений и
навыков детей.
Формы контроля. Практическая работа, наблюдение, собеседование.
Удивительный мир геометрических конструкторов.
Теория. Свойства геометрических фигур геометрических конструкторов
(головоломок) «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Сердечко», «Сложи узор».
Алгоритм выстраивания геометрических силуэтов: основная часть, расположение
отдельных второстепенных деталей относительно основной. Узнавание конфигурации
деталей на схеме, где отсутствует прорисовка отдельных деталей. Возможно применение
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Практика. Выделение существенных признаков геометрических фигур.
Складывание геометрических силуэтов по образцам с прорисовкой как всех деталей, так
и без прорисовки отдельных элементов схемы. Изготовление поделок на основе цилиндра,
конуса, коробочек кубической формы.
Формы контроля. Практическая работа, наблюдение, собеседование.
Игрушки – самоделки.
Теория. Изучение геометрических тел и предметов, близких к ним по своей форме.
Сравнительный анализ отличительных особенностей куба, цилиндра, конуса. Знакомство
с геометрическим телом параллелепипед (брусок) и его характерными признаками: это
многогранник, у которого боковые поверхности имеют разную форму – прямоугольную и
квадратную. Способы преобразования плоского листа бумаги для получения формы
параллелепипеда (бруска). Чтение линий чертежа. Возможно применение электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий.
Практика. Сенсорное обследование геометрических тел и определение
характерных признаков куба, цилиндра, конуса, параллелепипеда. Чтение разверток.
Складывание квадратного листа бумаги по прямой линии в разных направлениях и
видоизменение его в коробочки кубической и брусковой формы. Конструирование
образов животных, сказочных персонажей, технических объектов, зданий на основе куба,
конуса, цилиндра, параллелепипеда. Конструирование объектов путем соединения
различных форм: куба и бруска, куба и цилиндра и т.д. Оформление поделок
аппликационным способом. Выполнение операций по: сгибанию, вырезанию в
соответствии с линиями чертежа. Выполнение склеивания в соответствии с условными
обозначениями мест склеивания.
Формы контроля. Практическая работа, наблюдение, собеседование.
Динамические (движущиеся) игрушки.
Теория. Расширение знаний о динамических (движущихся) игрушках. Знакомство
с особенностями игрушек, движение которых происходит за счет физических явлений –
движения потоков воздуха - мобили, вертушки. Знакомство с динамическими игрушками
марионеточного театра, игрушками – дергунчиками. Знакомство с характером движений
8
динамических игрушек – вращение, качание, лазание, движения вверх – вниз, влево –
вправо.
Возможно применение электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Практика. Работа с чертежами, шаблонами. Выполнение действий в соответствии
с линиями чертежа. Художественное оформление поделок аппликационным способом,
путем раскрашивания. Выработка движений, приводящих динамическую игрушку в
действие. Работа в парах, малых группах для демонстрации действия игрушек при показе
мини – спектаклей.
Формы контроля. Практическая работа, наблюдение, собеседование.
Юный конструктор.
Теория. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная
деятельность, - важный обучающий этап. Решаются задачи, которые обеспечивают
переход к самостоятельной поисковой деятельности, носящей творческий характер.
Разновидности конструкторов и деталей разных видов конструкторов. Способы
соединений деталей. Возможно применение электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Практика. Постройка по образцу и условиям моделей зданий, видов транспорта,
мостов, фигурок животных.
Формы контроля. Практическая работа, наблюдение, собеседование.
Итоговое занятие.
Диагностическое занятие. Игровые задания, направленные на диагностику теоретических
знаний детей и навыков практической деятельности.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный учебный график (Приложение 2) разработан в соответствии с:
Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря
2012 года № 273 - ФЗ;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
Уставом бюджетного муниципального учреждения дополнительного образования
«Станция юных техников» города Сарова
Дата
Год
начала
обуче обучен
ния
ия по
програ
мме
Дата
окончани
я
обучения
по
программ
Всего
учебн
ых
недел
ь
Коли
честв
о
учебн
ых
дней
Коли
честв
о
учебн
ых
часов
Режим
занятий в
неделю
Промежу
точная
аттестаци
я
Продолжите
льность
каникул
1 год
02.09
20.05
36
36
72
1 раз по
2часа
01.0408.05
01.01. -08.01.
01.06 -31.08
2 год
02.09
20.05
36
72
144
2 раза по
2часа
01.0408.05
01.01. -08.01.
01.06 -31.08
9
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
(Материально – техническое обеспечение)
1. Учебная аудитория.
2. Учебная доска.
3. Комплект столов, стульев для учащихся.
4. Стол для педагога.
5. Стеллажи для демонстрации моделей.
6. Шкафы.
7. Компьютер выходом в Интернет, ноутбук, принтер.
8. Учебные наглядные пособия, методические материалы.
9. Учебная литература для педагога.
10. Образцы поделок.
11. Наборы конструкторов.
12. Клеенки на столы, доски для выполнения режущих работ.
13. Различные инструменты.
14. Цв.бумага, картон, клей, цв. карандаши, фломастеры.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основным условием реализации Программы является взаимодействие педагога и
ребенка, сотрудничество, совместный поиск творческих идей.
Программа предполагает теоретические и практические части, поэтому используются
различные педагогические методы.
Методы обучения:
· словесный метод: беседа, рассказ, объяснение, сообщение, обсуждение, чтение книги,
диалог, консультация, инструктаж;
· наглядно - демонстрационный метод: демонстрации таблиц, схем, иллюстраций, картин,
рисунков, предметов, информационного материала;
· практический метод: выполнение работ с применением полученных знаний,
практические задания;
· игровые;
· методы опроса: собеседование;
· объяснительно-иллюстративный, репродуктивный;
· метод воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация и др.
формы организации образовательной деятельности: индивидуальная, индивидуальногрупповая и групповая, фронтальная работа.
формы организации учебного занятия – беседа - диалог, занятие –фантазия, занятие-игра,
занятие – мастерская, практическое занятие, презентация, экскурсия.
Педагогические технологии - технология группового обучения, технология
дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология игровой
деятельности, здоровьесберегающая технология.
Методическое, дидактическое и техническое обеспечение программы по разделам
программы представлено в таблице.
10
Раздел
программы
Формы
организации
образовательног
о процесса
Вводное занятие
Фронтальная
Удивительный
мир
геометрических
конструкторов
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Игрушкисамоделки
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Динамические
игрушки
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Формы организации
учебного занятия,
методы обучения,
педагогические
технологии
Занятие-игра.
Беседа, презентация.
Технология игровой
деятельности.
Практическое занятие,
игровое занятие.
Словесные,
наглядные,
практические методы.
Технология
развивающего
обучения.
Учебно-методическое
обеспечение
Использование ЦОР
(цифровые
образовательные
ресурсы)-ссылки
Инструкция по ОТ,
выставочные модели.
Геометрические
головоломки
«Колумбово яйцо»,
«Танграмм»,
«Волшебный квадрат»,
«Волшебный круг»,
«Сердечко»,
«Сложи узор»,
https://mersibo.ru/
https://www.analogi.net/de
tyam/igrushki/skachat-iraspechatat-shemytangram-v-formate-a4
Занятие – мастерская,
Образцы графических
практическое занятие,
изображений, чертежи.
презентация, экскурсия. https://viki.rdf.ru/
Словесные,
наглядные,
практические методы.
Технология
развивающего
обучения, технология
игровой деятельности,
здоровьесберегающая
технология.
Занятие – мастерская,
Шаблоны, чертежи,
практическое занятие,
образцы моделей,
презентация, экскурсия. ножницы, клей.
Словесные,
https://www.youtube.com/
наглядные,
watch?v=neWeyR3mtaE&
практические методы.
t=112s
технология
https://www.youtube.com/
развивающего
watch?v=qw1QrfbJ14g&t
обучения, технология
=22s
игровой деятельности,
11
здоровьесберегающая
технология.
Юный
конструктор
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Итоговое
занятие
Индивидуальная
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Занятие – мастерская,
практическое занятие,
презентация, экскурсия.
Словесные,
наглядные,
практические методы.
технология
развивающего
обучения, технология
игровой деятельности,
здоровьесберегающая
технология.
Словесные,
Наглядные.
Наборы конструкторов
«Конструктор-мозаика
3D»,
«LEGO», «Магнитный
конструктор»,
«Строительный
конструктор»
Выставка
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагогов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273-ФЗ
Конвенция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р
Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций»
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду:меод.
пособие / Л.В. Куцакова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 240 с.
Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду:
учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Парамонова. – М.:
Академия, 2002. – 192 с.
Дыбина О. В. Что было до... М.: ТЦ Сфера, 2015. - 160 с.
МасловА. Н., Логика для детей и взрослых. М., ООО «Луч», 2015
Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. - М.: ДетствоПресс, 2016. - 244 c.
Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Пособие для
воспитателей детского сада / З.А. Михайлова. - М.: Просвещение, 2018. - 601 c.
12
14.
Куцакова, Людмила Занятия по конструированию из строительного материала в
старшей группе детского сада / Людмила Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. 546 c.
Для обучающихся и родителей:
1. Малышева, А. Н. Аппликация в детском саду. В помощь воспитателям и родителям /
А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. - М.: Академия Развития, Академия Холдинг, 2016. –
144с.
2. Парамонова, Л.А. Система формирования творческого конструирования у детей 2-7
лет : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 Л.А. Парамонова. - М., 2001. – 248 с.
Интернет-ресурсы:
1. Кузнецова «Лего в детском саду» http://www.teachers.trg.ru/kuznecova/?page_id=390
2. Максаева Ю.А. «Лего-конструирование как фактор развития одарённости»
http://www.school2100.ru/upload/iblock/11e/11ebd13e961ea209bb80b30a295eb9d4.pdf
3. Планирование и развивающие игры 4-7 лет http://blog.danilova.ru/vse-odetyah/razvivayushhie-igryi-s-konstruktorami-lego-s-detmi-ot-4-do-6-7-let.html
4. Строим из Лего
http://playpack.ru/flash/igri_strategii/igri_stroit_doma/igri_stroit_doma_lego.html
5. Блог о Лего http://ta-vi-ka.blogspot.ru/
6. Идеи Лего http://ideas4parents.ru
7. Аналогий нет. https://www.analogi.net/
13
Приложение 1.
Диагностическая карта
Условные обозначения: С – сентябрь, М – май
Диагностика оценивалась тремя уровнями: высокий – В (3,9 – 5 баллов), средний – С (2,7 – 3,8), низкий –Н (0-2,6)
В – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно; С – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью
взрослого; Н – ребенок с помощью взрослого выполняет все параметры оценки.
1 год обучения
№
п/п
Ф.И.О
ребенка
Учебные достижения
Знает правила работы Знает
Может
с головоломками:
простейшие
конструировать
«Танграмм»,
линии чертежа. по образцу, по
«Волшебный
условиям,
квадрат», «Колумбово
замыслу.
яйцо»
С
М
С
М
С
Личностные достижения
Пространственное
представление: умение
определять
месторасположение в
пространстве, в работе с
деталями конструктора и
ориентироваться на листе
бумаги.
М
С
М
Умеет сотрудничать
в коллективе, в
команде, малой
группе.
С
М
Итоговый
показательпо
каждомуребенку
(среднее значение)
С
М
1.
2 год обучения
№
п/п
Ф.И.О
ребенка
Учебные достижения
Знает правила работы с Умеет использовать
готовые чертежи и
головоломками:
схемы.
«Волшебный круг»,
«Сердечко», «Кубики
для всех».
С
1.
М
С
М
Может
конструировать
по образцу, по
условиям, темам,
замыслу.
С
М
Личностные достижения
Пространственное
Умеет сотрудничать
представление: умеет
в коллективе, в
анализировать
команде, малой
поделку, определять
группе.
расположение
деталей.
С
М
С
М
Итоговый
показательпо
каждомуребенку
(среднее значение)
С
М
Приложение 2.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2024-25 учебный год
обучения
Дата начала
обучения по
программе
Дата
окончания
обучения
программ
Всего
Количество
учебных учебных
недель
дней
Количество Режим
учебных
занятий в
часов
неделю
1 год
02.09
20.05
36
72
144
2 раза по
2 часа
01.04-08.05
01.01 - 08.01
01.06 - 31.08
2 год
02.09
20.05
36
72
144
2 раза по
2 часа
01.04-08.05
01.01 - 08.01
01.06 - 31.08
Год
Промежуточная Продолжительность
аттестация
каникул
15
Календарный учебный план программы «Путешествие в Техноград»
1 год обучения
Дата
Тема
Вводное занятие
Путешествие в
Фигуроград
Танграмм
Танграмм
Содержание занятия
Кол-во
часов
2
Форма
организации занятия
Игровое занятие
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
Игры на знакомство. Выставка моделей. Инструктаж по ОТ.
Диагностика ЗУН.
Раздел «Удивительный мир геометрических конструкторов» - 14 часов
Многообразие геометрических фигур.
Складывание бумажного квадрата пополам.
Игровые задание на уточнение знаний свойств геометрических фигур
(форма, цвет, величина) Презентация «Путешествие в Фигуроград»
Модель автобуса.
Ознакомление с логической игрой «Танграмм». Складывание
бумажного квадрата в разных направлениях. Презентация сказки
Сутеева «Под грибом»
Геометрическая мозайка - складывание простейших фигурок (домик,
елки) по образцу.
Конструирование из бумаги - складывание квадратного листа бумаги
по диагонали.
Модель лиса и заяц.
Комбинирование деталей танграмма для получения новых фигур.
Пространственное расположение фигур танграмма в образцах (лево,
право, над ним, под ним). Приемы складывания квадрата из бумаги.
Презентация сказки «Теремок». Геометрическая мозайка (ошибка в
слове)- складывание фигурок животных по памяти (заяц, медведь) из
танграмма.
Конструирование из бумаги – складывание квадратов разного размера
в разных направлениях для получения стен домика и крыши.
Модель теремка.
16
Волшебный
квадрат
Волшебный
квадрат
Колумбово яйцо
Колумбово яйцо
Ознакомление с головоломкой «Волшебный квадрат». Презентация
«Петушок и бобовое зернышко»
Геометрическая мозаика - складывание из геометрических фигур по
образцу главных персонажей сказки: петушок и курочка.
Конструирование из бумаги– складывании е квадратного листа бумаги
в разных направлениях.
Модель цыпленка.
Рассматривание образцов. Планирование порядка действий в работе с
образцами (что сначала, что потом)
Геометрическая мозаика -выкладывание геометрических силуэтов,
начиная с главной крупной части (туловища животного, стен дома и
т.д.). Презентация Парусный спорт»
Конструирование - складывание квадратного листа бумаги в разных
направлениях.
Модель кораблика.
Ознакомление с головоломкой «Колумбово яйцо». Описание свойств
геометрических фигур головоломки. Презентация «Морские жители»
Геометрическая мозаика - складывание геометрических силуэтов
головоломки по образцу.
Конструирование из бумаги – складывание квадратного листа бумаги в
разных направлениях.
Модель рыбки.
Комбинирование геометрических фигур для получения новых
геометрических фигур. Геометрическая мозайка – составление новых
геометрических фигур путем присоединения одной из них к другой.
Презентация В гостях у сказки» Презентация В гостях у сказки»
Конструирование – складывание квадратного листа бумаги в разных
направлениях.
Модель мышонка.
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
Раздел «Игрушки-самоделки» – 36 часа
Конструирование
игрушек из
(Добавить теоретический переход от геом. фигур к геом. телам)
Характерные признаки цилиндра. Приемы скручивания
17
объёмных деталей
Конструирование
игрушек из
объёмных деталей
прямоугольника для получения объемной фигуры цилиндр с
использование приспособлений (округлых скалок, толстых круглых
карандашей и т.д.)
Накручивание на приспособления листов бумаги, склеивание
противоположных сторон листа бумаги для образования цилиндра».
Модель дракона. Презентация «Динозавры»
Приемы изготовления цилиндров разной толщины.
Накручивание листов бумаги на приспособления разной толщины.
Презентация «Животные Африки»
Модель слонихи и слоненка
Комбинирование цилиндрических элементов при создании поделок.
Презентация «Домашние животные»
Изготовление цилиндров разной толщины.
Модель кота.
Характерные признаки конуса. Приемы закручивания круга в низкий
конус. Презентация «Жители морей и океанов»
Закручивание кругов для получения низких конусов.
Модель черепахи.
Приемы закручивания полукруга в высокий конус.
Закручивание полукругов для получения низких конусов.
Модель ежа. Презентация «Лесные обитатели»
Конструирование
игрушек из
объёмных деталей
Комбинирование разных по высоте конусов при создании поделок.
Закручивание низких конусов из кругов разной величины.
Модель елочной гирлянды. Презентация «Новый год»
2
Игровое занятие
Конструирование
игрушек из
объёмных деталей
куб
Преобразование квадрата в полукуб.
Складывание квадрата в разных направлениях и выполнение надрезов
по предложенному образцу, склеивание полученных путем
надрезания квадратов друг с другом путем наложения.
Модель тележки, санок на основе полукуба. Презентация «Зимние
забавы»
Преобразование квадрата в прямоугольник для получения бруска
Складывание квадрата в разных направлениях, изготовление основы
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
Конструирование
игрушек из
объёмных деталей
Конструирование
игрушек из
объёмных деталей
Конструирование
игрушек из
объёмных деталей
Конструирование
игрушек из
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
18
объёмных деталей
Конструирование
игрушек из
объёмных деталей
Конструирование
игрушек из
объёмных деталей
Конструирование
игрушек из
объёмных деталей
Поделки по
несложному
чертежу
Поделки по
несложному
чертежу
Поделки по
несложному
чертежу
Поделки по
несложному
чертежу
Поделки по
несложному
чертежу
Поделки по
несложному
чертежу
для получения брусковой формы.
Модель автобуса. Презентация «Наземный транспорт»
Характерные признаки куба. Приемы преобразование квадрата в куб.
Складывание квадрата в разных направлениях, изготовление основы
для получения квадратной формы.
Модели диких животных на кубической основе. Презентация «Дикие
животные»
Комбинирование кубических и брусковых форм в поделках.
Изготовление заготовок для кубических и брусковых форм.
Модель дома на кубической и брусковой формах. Презентация
«Строители»
Комбинирование кубических и брусковых форм разного размера в
поделках.
Изготовление заготовок для кубических и брусковых форм.
Модель телевизора. Презентация «Мебель»
Понятие «чертеж». Линии чертежа.
Нахождение линий по образцу.
Модель льва. Презентация «Хищные кошки»
Линии чертежа. Сплошная линия, пунктирная линия.
Чтение линий чертежа.
Модель снеговика Презентация «Снежная сказка»
Линии чертежа. Сплошная линия, пунктирная линия.
Чтение линий чертежа.
модель тумбочки
Чтение линий чертежа.
Модель котов. Презентация «Про котов»
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
Чтение линий чертежа.
Модель птички. Презентация «Зимующие пиццы»
2
Игровое занятие
Чтение линий чертежа.
Модель лодочки. Презентация «Путешествие лодочки»
2
Игровое занятие
19
Поделки по
несложному
чертежу
Чтение линий чертежа.
Модель самолетика. Презентация «Воздушный транспорт»
2
Игровое занятие
Раздел «Динамические (движущиеся) игрушки» – 8 часов
Динамическими (или движущимися) называются игрушки, передающие виды движения живых существ и механизмов. Юла и
вертолет на являются динамическими игрушками.
Крутящиеся
Знакомство с динамическими игрушками.
2
Игровое занятие
игрушка
Игры с динамическими игрушками
Модель юлы
Крутящиеся
Характер движения крутящихся игрушек.
2
Игровое занятие
игрушка
Наблюдение за движениями крутящихся игрушек, выработка движений
по запуску игрушек.
Модель вертолетика. Презентация «Вертолет»
Качающаяся
Отличительные особенности качающихся игрушек.
2
Игровое занятие
игрушка
Сравнение движений крутящихся и качающихся игрушек, выработка
движений по запуску игрушек.
Модель лошадки – качалки. Презентация «Игрушки – качалки»
Качающаяся
Чтение чертежа. Выполнение работы по предложенному алгоритму.
2
Игровое занятие
игрушка
Модель слоника – качалки.
Раздел «Юный конструктор» - 10 часов
Конструктормозаика 3D
Конструктормозаика 3D
Строительный
конструктор
Знакомство с деталями конструктора. Основные способы соединения.
Упражнения в соединении деталей в различных комбинациях
Конструирование по образцу
Упражнения в различных способах соединения деталей.
Конструирование по условию.
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
Знакомство с деталями конструктора.
Упражнения в пространственных комбинациях установки деталей
конструктора.
Конструирование по образцу.
2
Игровое занятие
20
Строительный
конструктор
Упражнения в пространственных комбинациях (некорректный
термин) установки деталей конструктора.
Конструирование по условию.
Фантазия из
Выполнение творческих заданий по конструированию из различных
конструктора
видов конструктора (различные виды конструкторов - это,
например, деревянный и железный).
Постройки (корректнее - «модели построек») по собственному
замыслу.
Итоговое занятие Диагностические практические задания.
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
2
Диагностическое
занятие
Календарный учебный план к программе «Путешествие в Техноград»
2 год обучения
Дата
Тема
Вводное занятие
Содержание занятия
Игры на знакомство. Выставка моделей. Инструктаж по ОТ. Диагностика
ЗУН.
Кол-во
часов
2
Форма
организации
занятия
Игровое занятие
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
Раздел «Удивительный мир геометрических конструкторов» - 18
Колумбово яйцо
Колумбово яйцо
Свойства фигур головоломки «Колумбово яйцо».
Складывание фигур по образцу (яйцо, пингвин). Видео «Королевский
пингвин»
Модель петушка
Комбинирование деталей головоломки для получения новых фигур.
Складывание фигур по образцу и по памяти (яйцо, курочка). Презентация
«Курочка – ряба»
Модель рыбки
21
Волшебный круг
Волшебный круг
Сердечко
Сердечко
Сложи узор
Сложи узор
Сложи узор
Знакомство с частями головоломки «Волшебный круг».
Складывание фигурок по образцу.
Модель ракеты
Пространственное расположение частей головоломки на плоскости.
Способы соединения частей образца.
Складывание силуэтов по образцу, работа по чертежам
Модель крокодила
Знакомство головоломкой «Сердечко». Разнообразие предметных
силуэтов. Складывание фигурок по образцу.
Модель трактора
Анализ форм плоскостных фигур и их частей в образцах головоломки.
Складывание фигурок по образцу.
модель медвежонка
Знакомство с логической игрой «Сложи узор»
Складывание узоров по образцу
Модель коня
Варианты комбинирования цвета для создания новых узоров.
Складывание узоров по образцу.
Модель автомобиля
Варианты комбинирования фигур для создания образов.
Складывание узоров по образцу
Модель вертолета
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
Раздел «Игрушки-самоделки» – 8 часов
Конструирование
игрушек из
объёмных деталей
Конструирование
игрушек из
объёмных деталей
Поделки по
чертежам
Способы изготовления цилиндров разной толщины.
Изготовление цилиндров разной толщины.
Модель тигра
Способы изготовления конусов разной высоты.
Изготовление конусов разной высоты.
Модель льва
Чтение линей чертежей.
Выполнение действий в соответствии с линиями чертежа будущей поделки.
Модель слона
22
Поделки по
чертежам
Выполнение действий в соответствии с линиями чертежа будущей поделки
Модель планера
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
Игрушки верхолазы
Разнообразие игрушек – верхолазов. Направление движения динамической
игрушки. Игры с игрушками - верхолазами
Модель бабочки. Презентация «Игрушки – верхолазы»
От чего зависит скорость передвижения игрушки.
Наблюдение за действием механизма игрушек – верхолазов.
Модель робота
Работа с шаблонами, навыки запуска игрушек
Модель ракеты
2
Игровое занятие
Игрушки верхолазы
Работа с шаблонами, отработка навыков запуска игрушек
Модель клоуна
2
Игровое занятие
Игрушки мобили
Знакомство с особенностями игрушек, движение которых происходит за
счет физических явлений – движения потоков воздуха.
Наблюдение за движением мобилей.
Мобиль птички
Строение игрушек – мобилей.
Работа по шаблонам.
Мобиль бабочки. Презентация «Игрушка – мобиль».
Разнообразие игрушек – мобилей.
Работа по шаблонам. Отработка навыков завязывания узлов.
Мобиль облака
Сборка игрушек – мобилей. Отработка действий с игрушками - мобилями.
Мобиль «Самолеты»
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
Знакомство с особенностями игрушек –марионеток.
Игры с марионетками. Работа с чертежами. Презентация «Игрушкимарионетки»
Модель дракона.
2
Игровое занятие
Раздел «Динамические игрушки» - 34 часов
Игрушки верхолазы
Игрушки верхолазы
Игрушки мобили
Игрушки мобили
Игрушки мобили
Игрушки марионетки
23
Характер движения игрушек – марионеток.
Работа с бросовым материалом.
Модель собаки.
Работа с бросовым материалом.
Модель лисы.
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
Способы соединения предметов бросового материала.
Комбинирование предметов бросового материала
Модель по замыслу.
Комбинирование предметов бросового материала.
Модель по замыслу.
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
Игрушки дергунчики
Особенности игрушек – дергунчиков. Характер движения отдельных частей
игрушек.
Игры с дергунчиками. Работа с шаблонами.
Модель черепаха. Презентация «Дергунчиуки»
Способы соединения подвижных частей игрушек.
Изготовление элемента соединения «улитка».
Модель летучая мышь
Работа по шаблонам, зарисовка эскизов.
Модель попугай
2
Игровое занятие
Игрушки дергунчики
Изготовление деталей игрушек – дергунчиков по эскизам.
Представление игрушек – дергунчиков птичка.
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
2
Игровое занятие
Игрушки марионетки
Игрушки марионетки
Игрушки марионетки
Игрушки –
марионетки
Игрушки дергунчики
Игрушки дергунчики
Раздел «Юный конструктор» - 6 часов
LEGO
LEGO
Виды конструкторов. Разновидности и способ крепления деталей.
Постройка по образцу.
Многоэтажный дом.
Свойства деталей разных видов конструктора. Способы соединений
деталей.
Постройка по условию.
Транспорт.
24
Магнитный
конструктор
(указать в
«условиях
реализации –
МТБазе)
Итоговое
занятие
Магнит Способы соединений деталей магнитного конструктора.
Постройка по условию и образцу.
Фигурки животных.
2
Игровое занятие
Диагностические практические задания.
2
Диагностические
практические задания.
25