ДООП 2024 Разноцветные капельки

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из главных задач государственной политики страны является
совершенствование российского образования в целом. В современных условиях возникла
особая потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно
мыслящей и духовно-нравственной. Детский возраст – это возраст, который имеет
богатейшие возможности для развития творческих способностей. Л. С.Выготский
указывал: «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные
произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует,
создает что-либо новое».
Актуальность программы
Одним из новых современных направлений художественного воспитания детей
дошкольного и младшего школьного возраста является детский дизайн, как «символ
современной цивилизации» [26] Дизайн служит своеобразной формой контроля, помогая
создавать удобные, красивые, практичные предметы быта.
Изучив труды известных педагогов и психологов, используя разнообразие
исследований в области приобщения детей к народному искусству, знакомству с
традиционными промыслами и культурой, развитию посильной декоративной
деятельности (Г.Н. Пантелеев, Л.А. Парамонова, И.А. Лыкова, О.А. Соломенникова),
возникает необходимость
найти интересное современное содержание.
Дизайндеятельность соответствует «практическому» способу освоения мира дошкольниками;
носит черты «детского экспериментирования» (Н.Н.Поддъяков) и часто осуществляется
по типу «художественного экспериментирования» (Е.М. Торшилова, И.А. Лыкова).
Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая
понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не
только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию
ребенка.
Дополнительная
общеобразовательная
программа
начального
дизайна
«Разноцветные капельки» разработана в соответствии нормативным документам:
− Федеральный закон от 21.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
-Приказ от 25.08.2022 № 316-01-63-2288/22 «О внесении изменений в приказ от
02.08.2019 № 316-01-63-1912 «Об утверждении Регламента проведения независимой
оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» г.
Нижний Новгород.
Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки
рабочей программы.
Программа является модифицированной и составлена на основе анализа
работ следующих авторов: Давыдова Г.Н «Детский дизайн»; Ляпина Л.А «Дизайн и дети»;
Пантелеев Г.Н. «Детский дизайн»
Уровень программы – стартовый.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Разноцветные капельки»
является модифицированной программой художественной направленности и направлена

на развитие различных интересов и потребностей в области дизайна; нестандартности
мышления, развития фантазии и воображения ребенка.
Новизна и значимость программы
В связи с развитием современных технологий, понятие дизайн приобрело новый,
более широкий смысл и является целым направлением, применимым ко всем областям
современной деятельности человека. Дизайн-деятельность нова и недостаточно изучена,
но обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности ребенка.
Занятия по образовательной программе начального дизайна «Разноцветные капельки»
дадут ребенку реальную возможность увеличить пространство для развития своей
познавательной и творческой активности, помогут реализовать свои личностные качества
и способности, а также инициативность и самостоятельность.
Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно
мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических
и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия
дизайном именно в дошкольном возрасте.
Особенность программы
Программа обучает детей основам дизайна, помогает раскрыть свой творческий
потенциал и развить художественное видение окружающего мира, а также позволяет
подготовить детей к обучению в школе.
Программа курса предусматривает изучение традиционных и современных техник
работы с различными материалами и инструментами. Каждый продукт детской
деятельности имеет практическое применение (оформление интерьера, подарки,
сувениры, декор и костюмы к праздникам и т.д.)
Образовательный процесс по данной программе, осуществляется с использованием
современных педагогических технологии на основе личностно-ориентированного
подхода. С целью развития интеллектуального и творческого потенциала ребенка и
вовлечение его в активный познавательный процесс, в разделы программы включена тема
«Дизайн-рукоделие (тематическая работа)», которая предполагает включение элементов
проектной технологии. В содержание понятия «Дизайн-рукоделие» Г.В.Пантелеев
включает работы детей, которые они выполняют самостоятельно, а «Дизайн проект»
предусматривает более сложный и продолжительный характер самостоятельной
творческой деятельности ребенка.
Нравственно – эстетическое развитие и воспитание личности дошкольника и
младшего школьника является стержнем, вокруг которого строится весь процесс
обучения. В программе предусмотрены беседы, посещения выставок, досуговая
деятельность, чтение художественной литературы, рассматривание и обсуждение картин,
предметов искусства и т.п. Всё это обеспечивает эмоционально – интеллектуальный опыт,
который служит для возникновения замыслов и является материалом, необходимым для
работы воображения
Характеристика обучающихся.
Дополнительная образовательная программа ориентирована на работу с детьми 5-7
лет и рассчитана на 2 года обучения. Дошкольный возраст — наиболее целесообразный
период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети
обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении,
саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.
Специального отбора детей программа не требует. В группы второго года, кроме
детей, продолжающих обучение, могут поступать и вновь пришедшие дети данного
возраста после проведённой диагностики. Данная диагностика позволяет выявить объем
знаний, умений и навыков, необходимый для обучения в группе второго года обучения.

Цель:
Содействовать развитию художественно-творческих способностей детей,
посредством обучения детей элементам дизайна.
Задачи:
Обучающие
- помочь раскрыть специфику дизайна и его результата – единство пользы и
красоты (функционального и эстетического);
- познакомить с многообразием художественных материалов и научить их
использовать приёмами работы в творческой деятельности;
- обучить различным техникам дизайн-деятельности;
- дать первоначальное представление о проектной деятельности.
Развивающие
-развивать нравственные качества по отношению к окружающим
(доброжелательность, чувство товарищества и т.д.).
-развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение.
Воспитывающие
-воспитывать стремление и желание работать в коллективе;
-воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.
Объем и срок освоения.
Срок реализации программы 2 года. Общее количество учебных часов 1 года
обучения – 72часа, 2 года обучения – 144.
Формы обучения.
Основными формами организации образовательного процесса по программе
являются:
индивидуальная форма обучения (самостоятельная работа обучающихся) при
работе над проектами, выполнении творческих заданий при отработке навыков и
умений, подготовка к конкурсам);
групповая форма (при выполнении заданий разного уровня, для изучения
теоретического материала, занятия по сложным темам, требующим многократного
повторения и закрепления пройденного материала, а также при подготовке работ к
конкурсам, проведении исследований);
коллективная форма (выполнении коллективных работ, игровые занятия);
фронтальная форма (предусматривает подачу учебного материала по темам всему
коллективу, знакомство с приемами овладения техник, объяснение заданий); конкурс;
выставка.
В программе предусмотрено частичное применение электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий в случае введения в учреждении карантина.
Основные элементы системы электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий, используемые в работе: цифровые образовательные ресурсы, электронная
почта. Размещение обучающих материалов в форме мастер-класса, презентации или
видеофильмов в сетевом сообществе ВКонтакте https://vk.com/kapelkisut.
Возможно проведение родительских собраний и консультаций в режиме онлайн с
использованием платформы Skype, Zoom.
Режим, периодичность и продолжительность занятий
Для детей дошкольного возраста продолжительность одного занятия –
60 минут с учетом 10 минутного перерыва после 25 минут занятия.
Год
Кол-во
Кол-во часов
Кол-во
обучения
часов
в год
детей в группах
в неделю

Первый

2 часа

72 часа

15 человек

Второй

4 часа

144 часа

12 человек

год
год
Планируемые результаты:
Программа направлена на подготовку детей к основам дизайнерской деятельности.
Учащиеся должны знать:
- Историю зарождения и развития дизайна;
- Знание о многообразии художественных материалов и приёмами работы с ними,
- Новые технологии дизайна;
- Иметь представление о проектной деятельности: умение планировать,
осуществлять и контролировать процесс изготовления работ.
Учащиеся должны уметь:
- Подбирать материалы для конструирования и индивидуальных творческих работ;
- Реализовывать свои творческие способности;
- Работать в коллективе;
Учащиеся должны приобрести навыки:
- Воплощение идеи в материале;
- Создание работы с использованием различных материалов, технологий,
инструментов;
- Умение видеть красоту в окружающем мире.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация являются частью
системы оценки достижения планируемых результатов освоения общеобразовательной
общеразвивающей программы. Промежуточная аттестация - это оценка уровня и качества
освоения
обучающимися дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих
программ по итогам учебного года (при сроке реализации программы более одного
года). Результаты промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в «Протоколе
результатов промежуточной аттестации учащихся», «Протоколе результатов итоговой
аттестации учащихся» (Приложение 1)
Формы подведения итогов: выставочный просмотр, творческие задания, турнир,
занятие-конкурс, игровое занятие.
Методы диагностики обученности: тестирование, опрос, беседа, наблюдения,
оценка изделия и др.
Методы диагностики личностных изменений: наблюдение, метод незаконченного
предложения. (Приложение 2)
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Образовательная деятельность в системе дополнительного образования
предполагает: обучение детей определённым знаниям, умениям и навыкам, развитие
многообразных личностных качеств, обучающихся и достижениях в ходе своей
деятельности. Поэтому о результатах необходимо судить по трём группам показателей:
- учебным (знания, умения, навыки, приобретённые ребёнком в процессе освоения
образовательной программы);
- личностным (изменения личностных качеств под влиянием занятий в кружке);
- предметные достижения (участие и призерство в российских, областных,
городских, станционных, кружковых мероприятиях (выставки, конкурсы, праздники).

Все эти показатели включены в диагностическую карту с помощью, которой можно
проследить развитие у детей художественного восприятия произведений искусства,
проанализировать уровень сформированности навыков и умений и др. Диагностические
задания помогают глубже оценить художественно – эстетическое развитие детей.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
Название
№
разделов и тем
п/п

1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
3.1.

3.2.
4.

4.1.

Вводное
1
занятие.
Дизайн.
1
Дизайнер.
Виды дизайна.
«Аппликативно
3
графический дизайн»
Графические
3
техники.
Цвет. Форма.
Нетрадиционные
3
техники
рисования.
Дизайн-рукоделие
3
(тематическая работа)
«Предметно4
декоративный дизайн»
Бумагопластика.
4
Простейшие способы и
приёмы работы с
разнофактурной бумагой и
картоном.
Дизайн-рукоделие
4
(тематическая работа)
5
Декоративнопространственный
дизайн
Пластические
5
материалы.
Техника работы с
пластическими
материалами.
Трэш-арт
5
дизайн.

Количество часов
всего
теория
практика
2
1
1
2
1
1
22

6

16

10

3

7

8

2

6

4

1

3

30

7

23

26

6

20

Практическая
работа, наблюдение.

4

1

3

Выставка.

14

3

11

4

1

3

Практическая
работа, наблюдение.

6

1

5

4

1

3

Практическая
работа, наблюдение.
Выставка.

2

1

1

4.2.
4.3.

Дизайн-рукоделие
5
(тематическая работа)
Итоговое занятие

2 год обучения
Количество часов

№
Название разделов и тем
п/п

всего

Формы
контроля
Наблюдение
Собеседование,
упражнение.

теория

практика

Практическая
работа, наблюдение.
Практическая
работа.
Выставка.

Самостоятельная
работа

Формы контроля

2.
3.
3.1.

3.2
3.3.
4.
4.1.
4.2.

4.3.
5.

5.1

2

1

1

2Дизайн. Дизайнер. Виды
дизайна.
3«Аппликативно
графический дизайн»
3Линейная графика (точка,
линия,
пятно).
Форма.
Ритм. Симметрия. Цвет.
3Нетрадиционные техники
рисования.
3Дизайн-рукоделие
(тематическая работа)
4«Предметнодекоративный дизайн»
4Моделирование
и
конструирование.
4Бумагопластика.
Современные
техники
работы с бумагой.
4Дизайн-рукоделие
(тематическая работа)
5«Декоративнопространственный
дизайн»
5Пластические материалы.
Техника
работы
с
пластическими
материалами.
5Трэш-арт дизайн.

2

1

1

46

15

31

18

6

12

2

8

16

4

1

3

58

15

43

26

6

20

28

8

20

4

1

3

42

11

31

24

6

18

Практическая
работа, наблюдение,
собеседование.

14

4

10

4

1

3

Практическая
работа, наблюдение,
собеседование.
Выставка.

2

1

1

Конкурс.

4

5.2

5.3

Практическая
работа, наблюдение.
Практическая
работа, наблюдение.

1Вводное занятие.
1.

5Дизайн-рукоделие
(тематическая работа)
6Итоговое занятие
«Конкурс талантов»
игровой форме)

Практическая
работа, наблюдение,
собеседование.
Практическая
работа, наблюдение.
Выставка.

Практическая
работа, наблюдение.
Практическая
работа, наблюдение,
собеседование.
Выставка.

(в
144

Итого:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1 год обучения
Вводное занятие.
Теория:
Знакомство со студией дизайна, планами на год. Показ детских работ из методического
фонда. Краткий обзор основных техник и материалов. Инструкция по технике
безопасности.
Практика: Рисование эмблемы объединения «Разноцветные капельки» с
использованием любой графической техники.
Формы контроля: Практическая работа, наблюдение.
1. Дизайн. Дизайнер. Виды дизайна.

Теория:
Закрепление знаний о разных направлениях профессии дизайнера: дизайнер интерьера;
ландшафтный дизайнер; дизайнер одежды; архитектурный дизайнер; графический
дизайнер.
Практика:
Создание образов из геометрических фигур и линий. Изготовление визитки.
Формы контроля: Практическая работа, наблюдение.
2. Аппликативно - графический дизайн
2.1. Линейная графика (точка, линия, пятно) Изобразительные свойства
графических материалов.
Теория:
Графика в работе дизайнера. Линия, точка, пятно как элементы художественного языка.
Изобразительные возможности линии, точки, пятна, штриха.
Нетрадиционная техника графики: точкография (пуантилизм); (штрихами: короткие
прямые штрихи, длинные вертикальные и горизонтальные штрихи, наклонные отрывные
и неотрывные штрихи; свободными линиями, точками, кружочками, завитками (дудлинг).
Правила работы фломастерами, карандаш, мягкий материал и другие инструменты
графика.
Цветоведение (основные, составные цвета).
Понятие «композиция». Бумага и её свойства. Аппликация из разнофактурной бумаги.
Аппликация (геометрические, фасонные силуэты)
Практика:
Выполнение учебных заданий и проектов в разных графических техниках. Изготовление
сувениров-подарков: закладки для книг, открытки-поздравления, панно. Аппликация
(костюм для сказочного героя).
Формы контроля: Практическая работа, наблюдение, собеседование.
2.2. Нетрадиционные техники рисования
Теория:
Разнообразие художественных материалов: восковые карандаши, гуашь, акварель; их
изобразительные свойства, правила работы.
Способы смешения красок. Форма. Основы композиции.
Техники нетрадиционного рисования: тычок сухой кистью; пальцеграфия, оттиск
печатками, кляксография, набрызг, печать по трафарету, монотипия предметная. Жанры
живописи (пейзаж, натюрморт, портрет).
Практика:
Выполнение учебных заданий в техниках: тычок сухой кистью; пальцеграфия, оттиск
печатками, кляксография, набрызг, печать по трафарету, монотипия предметная.
Формы контроля: Практическая работа, наблюдение, собеседование.
2.3. Дизайн-рукоделие (тематическая работа)
Теория:
Понятие «книжный дизайн». Детские художники-графики: Е.Чарушин, В.Сутеев.
Начальные навыки проектной деятельности: вовлечение детей в решение проблемы;
поиск путей решения проблемы.
Практика:
Иллюстрации к книгам. Создание книжки – малышки.
Формы контроля: Выставка.
3. Предметно-декоративный дизайн
3.1. Бумагопластика. Простейшие способы и приёмы работы с
разнофактурной бумагой.
Теория:
Свойства и эстетические особенности бумаги и картона. Разнообразие видов бумаги и
картона. Особенности конструирования из бумаги и картона. Понятие «композиция» в

применении к объему. Бумага в работе дизайнера. Способы и приёмы работы с
разнофактурной бумагой в бумажной пластике: скатывание, скручивание,
перекручивание. Нетрадиционные техники аппликации: обрывная, мозаичная, из ладошек.
Моделирование и конструирование из бумаги и картона. Оригами. Киригами.
Практика:
Изготовление новогодних украшений, сувениров, подарков, открыток, игрушек для игры.
Формы контроля: Практическая работа, наблюдение, собеседование.
3.2. Дизайн-рукоделие (тематическая работа)
Теория:
Диорама. Материалы и инструменты для работы.
Практика:
Изготовление диорамы на тему «Мир динозавров»
Формы контроля: Выставка.
4.Декоративно-пространственный дизайн.
4.1. Пластические материалы. Техника работы с пластическими материалами.
Теория:
Знакомство с пластическими материалами. Пластилин и его свойства. Овладение
объёмной техникой лепки: представление о том, что разные формы создаются разными
способами, видоизменение форм. Пластилинография, технические приёмы. Цветовое
сочетание.
Практика:
Изготовление сувениров – подарков и панно с изображением композиций из
образов растений и животных в технике пластилинография и объемной лепке.
Художественные эксперименты.
Формы контроля: Практическая работа, наблюдение, собеседование.
4.2. Трэш-арт дизайн.
Теория:
Конструирование из бросового материала. Вторичное использование бросового
материала: крышечки от бутылок, коробки от сока, пластиковые бутылки, CD диски,
коктейльные трубочки, бумажные стаканчики, колпачки от фломастеров и др.
Практика:
Изготовление игрушек, сувениров.
Формы контроля: Практическая работа, наблюдение, собеседование.
4.3. Дизайн-рукоделие (тематическая работа)
Теория:
Декоративно-пространственное моделирование.
Практика: Макет по сказке «Три медведя»
Итоговое занятие
Оформление выставки.
Формы контроля: Выставка.
2 год обучения
Вводное занятие.
Теория:
Правила работы с инструментами. Экскурсия на выставку детских работ.
Практика:
Диагностика начального уровня ЗУН.
Формы контроля: наблюдение, собеседование.
1. Дизайн. Дизайнер. Виды дизайна.
Основные виды дизайна: промышленный дизайн; графический дизайн; дизайн среды.
Формы контроля: Практическая работа, наблюдение, собеседование.
2. Аппликативно - графический дизайн

2.1. Линейная графика (точка, линия, пятно). Изобразительные свойства
графических материалов.
Теория:
Художественные материалы в графике (цветные карандаши, восковые карандаши,
фломастеры, уголь, сангина), навыки работы.
Точка. Линия. Пятно. Форма. Ритм. Композиция.
Цветоведение: основные, составные, тёплые и холодные цвета, контрастные,
хроматические, ахроматические.
Определение отличия графики от живописи; изучение выразительных средств и
особенностей графики; разъяснение роли графики в иллюстрациях к детским книгам;
знакомство с творческой манерой, особенностями почерка художников-графиков В.
Лебедева, В. Конашевича, Ю. Васнецова, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.
Нетрадиционная техника графики: «точками» (пуантилизм); штрихами и видами штрихов:
штрихи-зигзаг, расходящиеся от центра по кругу, отрывные и неотрывные; свободными
линиями, точками, кружочками, завитками (дудлинг, зендулинг).
Бумага и её свойства.
Аппликация из разнофактурной бумаги. Традиционные
Современная техника аппликации пейп- арт (аппликация из бумажных салфеток).
Практика:
Выполнение учебных заданий и проектов в разных графических техниках. Изготовление
сувениров-подарков: визитки, закладки для книг, открытки-поздравления, панно.
Создание иллюстраций к русским народным сказкам.
Формы контроля: Практическая работа, наблюдение, собеседование.
2.2. Нетрадиционные техники рисования.
Теория
Цветовое сочетание, цветовые отношения (насыщенность, светлота), контраст, нюанс.
Ахроматические, хроматические цвета. Симметричность, соотношение форм.
Художественные материалы: гуашь, акварель и правила работы.
Техники: граттаж, монотипия пейзажная, кляксография с нитью.Комбинирование техник:
тычок сухой кистью + пальцеграфия; оттиск печатками + набрызг, печать по трафарету +
набрызг, монотипия предметная + тычок сухой кистью + по-сырому.
Практика
Изготовление: паспарту, закладки, декоративные салфетки, панно, значки, с
изображением образов природы, сказочных и фантазийных образов.
Украшение интерьера: изготовление панно в разных техниках.
Формы контроля: Практическая работа, наблюдение, собеседование.
2.3. Дизайн-рукоделие (тематическая работа)
Теория:
Виды календарей: настенный календарь; настольные календари, карманные календари.
Технологии изготовления календарей.
Практика:
Изготовление настенного календаря «Времена года»
Формы контроля: Выставка.
3. «Предметно-декоративный дизайн»
3.1. Моделирование и конструирование.
Понятие о художественном конструировании и моделировании. Работа с шаблонами, со
схемами и простейшими чертежами.
Практика:
Конструирование динамических игрушек.
Новогодняя мастерская: изготовление игрушек и игрового реквизита и подарков.
Формы контроля: Практическая работа, наблюдение, собеседование.
3.2. Бумагопластика. Современные техники работы с бумагой.
Теория:

Знакомство с различными видами бумаги: гофрированная, крепированная, салфеточная,
цветная, газетная и др.
Бумагопластика. Приемы бумагопластики: биговка, склейка.
Современные техники работы: гофротрубочки, айрисфолдинг, рор –ар.
Практика:
Изготовление сувениров, открыток, игрушек для игры, создание книжки, в технике попап.
Формы контроля: Практическая работа, наблюдение, собеседование.
3.3. Дизайн-рукоделие (тематическая работа)
Теория:
Международный женский день.
Практика:
Изготовление поздравления «Женский праздник» в технике бумагопластика.
Формы контроля: Выставка.
4. «Декоративно-пространственный дизайн»
4.1. Пластические материалы. Техника работы с пластическими материалами.
Теория:
Виды пластических материалов. Приёмы работы. Способы лепки: конструктивный,
скульптурный, комбинированный.
История тестопластики. Материалы и приспособления для работы с тестом.
Технология приготовление теста. Окрашивание теста. Технические приёмы лепки из
теста. Технология изготовления украшений.
Практика:
Изготовление сувениров (предметная лепка цветов и фруктов) из пластических
материалов: пластилин, легкий пластилин, тесто, используя различные способы.
Изготовление панно по мотивам русских народных сказок в технике «тестопластика».
Формы контроля: Практическая работа, наблюдение, собеседование.
4.2. Трэш-арт дизайн.
Теория:
Вторичное использование различных предметов: пластиковые бутылки, упаковки от
продуктов, пакеты из-под соков, молока, старые фломастеры, трубочки от сока,
стаканчики и другое. Новое применение, став основой для оригинальной вещи, поделки,
игрушки.
Практика:
Изготовление картин, панно, игрушек, мебели для кукол, сувениры.
Формы контроля: Практическая работа, наблюдение, собеседование.
4.3. Дизайн-рукоделие (тематическая работа)
Теория:
Втулки. Разновидности втулок. Применение. Технология изготовления. Поделок из
втулок.
Практика:
Изготовление органайзера для карандашей»
Формы контроля: Выставка.
Итоговое занятие
«Конкурс талантов» (в игровой форме). Диагностическое занятие.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный учебный график разработан в соответствии с:

Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 21
декабря 2012 года № 273 - ФЗ;


Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).

Уставом бюджетного муниципального учреждения дополнительного
образования «Станция юных техников» города Сарова
Дата
Год
начала
обуче обучен
ния
ия по
програ
мме

Дата
окончани
я
обучения
по
программ

Всего
учебн
ых
недел
ь

Коли
честв
о
учебн
ых
дней

Коли
честв
о
учебн
ых
часов

Режим
занятий в
неделю

Промежу
точная
аттестаци
я

Продолжите
льность
каникул

1 год

02.09.
2024

20.05.
2025

36

36

72

1 раз по
2часа

01.0408.05.25

01-08.01.
01.06 -31.08

2 год

02.09.
2024

20.05.
2025

36

72

144

2 раза по
2часа

01.0408.05.25

01-08.01.
01.06 -31.08

3
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Материально – техническое обеспечение.
Оборудование кабинета
Наименование
Кол-во штук
Наличие
Стол ученический
Стол двухтумбовый
Стол для оборудования
Стул ученический
Стул мягкий
Шкаф с полками
Стеллаж
Доска классная
Огнетушитель
Компьютер с выходом в
Интернет
Видеопроектор

11
1
1
22
1
3
2
1
1
1

11
1
1
22
1
3
2
1
1
1

1

1

Список материалов для занятий:
альбом для рисования, листы для акварели А3, А4; цветная бумага и картон разного цвета,
разной фактуры; ножницы с закруглёнными концами; клей ПВА, клей карандаш;
бросовый материал (обертки от конфет, шоколада, мыла, старые журналы, пакеты от
пищевых продуктов из металлизированной бумаги, картонные коробочки, пластиковые
банки и бутылки, кожа и другие.); простые, цветные, восковые карандаши; акварель,
гуашь; палитра; кисточки разных размеров; салфетки – бумажные и тканевые; линейки,
треугольники, трафареты, шаблоны; солёное тесто,пластилин; стеки, штампики; любые
бытовые предметы, дающие оттиск или отпечаток (пуговицы разной формы, пробки,
монеты, колпачки фломастеров и пр.); бисер, пуговицы, блёстки, цветные пластиковые
скрепки; доска для работы с пластическими материалами.
Дидактические материалы:

Тематические папки, демонстрационные материалы «Композиция»,

«Дизайн», «Работа сбумагой», «Лепка», «Моделирование», «Нетрадиционные приемы
рисования» и др.

Стенды «Работа с бумагой», «Правила стилизации».

Плакаты по цветоведению (цветовой круг, контрастные цвета, сближенные
цвета).

Дидактический материал: образцы готовых работ, шаблоны, лекала и
трафареты, рабочиерисунки, эскизы, технологические карты.

Репродукции картин художников и иллюстрации.

Правила техники безопасности и охраны труда
Информационно – методические условия
Образовательный процесс в объединении детей строится на следующих
педагогических технологиях:
- Технология развивающего обучения (активизация памяти, внимания, мышления)
- Проектная технология (активизация познавательной деятельности, развития,
формирование личностных качеств)
Здоровье сберегающая технология включает в себя игровые динамические паузы
(снятие перегрузок, утомляемости)
Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде
последовательности
следующих
этапов:
организационного,
проверочного,
подготовительного,
основного,
контрольного,
итогового,
рефлексивного,
информационного. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения
знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие –
осмысление – запоминание – применение – обобщение - систематизация.
Методы
обучения:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
проблемный; частично поисковый или эвристический; исследовательский.
Для сохранения устойчивого интереса к занятиям, для повышения творческопоисковой активности детей используются нетрадиционные формы проведения занятий.
Они подбираются с учетом возрастных психологических особенностей детей, целей и
задач общеобразовательной программы, специфики темы. Наиболее частыми в
использовании на занятиях являются следующие формы: беседа с игровыми элементами,
исследовательская и экспериментальная лаборатория, творческая мастерская, виртуальная
экскурсия, мастер-класс, защита творческой работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагогов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273-ФЗ
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
4. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
5. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций»

6. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
7. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
8. Адамс Ш. Словарь цвета для дизайнеров / Ш. Адамс. — М.: КоЛибри, 2018. — 272
c.
9. Алексеев А. Г. Дизайн-проектирование. — М.: Юрайт, 2020. — 91 c.
10. Ахремко В.А. Сам себе дизайнер интерьера. Иллюстрированное пошаговое
руководство / В.А. Ахремко. — М.: Эксмо, 2018. — 96 c.
11. Графический дизайн. Современные концепции: учеб. пособие для вузов / Е. Э.
Павловская [и др.]; отв. ред. Е. Э. Павловская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:
Юрайт, 2018. — 183 с.
12. Шокорова Л. В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве. — М.:
Юрайт, 2020. — 111 c.
13. Шокорова Л. В. Дизайн-проектирование: стилизация. — М.: Юрайт, 2020. — 111 c.
14. Пантелеев Г.Н. Детский дизайн. – «Карапуз-Дидактика», Москва, 2015 – 532 с.
15. Лыкова И.А. «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». Парциальная программа художественноэстетического развития детей 2 - 7 лет в изобразительной деятельности
(формирование эстетического отношения к миру). – М.: ИД «Цветной мир», 2019. –
136 с.
Для обучающихся и родителей:
1. Триггс Т. Школа искусств. 40 уроков для юных художников и дизайнеров / Т. Триггс, Д.
Фрост. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 320 c.
2. Афонькин С.Ю. Оригами и аппликация – СПб.: ООО «Издательский дом Кристалл,2001. –
304с.
3. Силаева К.А. Солёное тесто: украшения, сувениры, поделки - М.: Изд-во Эскимо, 2003.288с.
4. Синеглазова О.М. Удивительное солёное тесто - М.: Издательский Дом МСП,2005. – 128с.
5. Трофимова М.В. И учёба, и игра: Изобразительное искусство. Популярное пособие для
родителей и педагогов. – Яр.: Академия развития, 1997. – 240с.
6. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки - Яр.: Академия развития: Академия Холдинг,2004. –
96с.
7. Шалаева Г.П. Учимся рисовать - М.: Слово, Эксмо, 2017. – 224с

1.
2.
3.

4.
5.

6.

Интернет источники
«ДЕТСКИЕ ПОДЕЛКИ» (Электронный ресурс) - https://vk.com/det_podelki
«ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО» (Электронный ресурс) - https://vk.com/deti_tvorchestvo
Пинтерест — всемирный каталог идей на русском языке, онлайн сервис визуальных
закладок, бесплатный видеохостинг и социальная сеть для творческих людей. https://www.pinterest.ru/svzukaeva/_saved/
«Художник» - http://www.thatartistwoman.org/2011/07/color-wheel-gecko.html
«Конструирование из бумаги и картона, упаковки» -сообщество любителей и
профессионалов, тех кто любит возиться с бумагой и картоном. Конструировать и
моделировать из этого натурального материала. Конструирование коробок и упаковки,
игрушек и игр из картона. Поделки из картона и бумаги - https://vk.com/bumaga_karton
РИСУЕМ ДОМА/ Онлайн школа рисования для детей - https://vk.com/risuem_doma

Приложение1.
Протокол результатов промежуточной аттестации учащихся 1 года обучения.
май 20___г.
Объединение ___________________________________________________Ф.И.О. педагога
дополнительного образования ________________
год обучения ____ № группы _____ дата проведения
___________________________форма проведения ____________________________

№
п/п

Ф.И.
учащегося

Уровень
обученности ЗУНы
(высокий,
средний, низкий)
(оценка детской
работы)

Личностные
качества
(высокий,
средний,
низкий)

Промежуточная
аттестация

Подпись педагога ________________________
Протокол результатов итоговой аттестации учащихся 2 года обучения.
май 20___г.
Объединение ___________________________________________________Ф.И.О. педагога
дополнительного образования _______________
год обучения ____ № группы _____ дата проведения
___________________________форма проведения ___________________________

№
п/п

Ф.И. учащегося

Уровень обученности
- ЗУНы
(высокий, средний,
низкий)

Подпись педагога ________________________

Личностные
качества
(высокий, средний,
низкий)

Итоговая
аттестация

Приложение 2
Оценочные материалы.
Уровень обученности – ЗУНы по годам обучения.
Диагностика основана на психолого-педагогической методике тестовых испытаний.
Предпочтение отдано варианту, предложенному Т.В. Башаевой, Т.В. Чередниковой, Г.П.
Калининой, А.Е. Падалко, Т.Н. Головиной, ориентированному на уровень развития
дизайнерского мышления.
№

Название
методики
Цветоразличение
(по Т.В.
Башаевой)
(Для 1 год
обучения.)

Цель

Задание

Приготовить
Подобрать к
знакомые
изображению каждого
детям
предмета фишку
предметные
определенного цвета.
картинки в
черно-белом
изображении,
цветные
фишки
Количественный анализ: высокий уровень – не допускается ни одной ошибки;
средний – 1-2 ошибки; низкий – более 2.
2 Цветоразличие
Выявить
Ребенку
1.Разложить карточки по
(по Т.В.
знания детей о предлагается
порядку от самого
Чередниковой)
насыщенности 10 карточек
темного до самого
цвета, светлоте двух цветов,
светлого (берется 2
тона
разных по
цвета: зеленый и
светлоте тона
красный)
2.Из карточек
необходимо выбрать
только те, который
имеют зеленый оттенок
(всего 5)
Количественный анализ: высокий уровень – не допускается ни одной ошибки;
средний – 1-2 ошибки; низкий – более 2.
3. Выявление
Выявить
Составить из
Вопросы для анализа по
знаний о форме,
знания о
фигур узор для окончанию работы:
пространственны геометрически украшения
1.Какие геометрические
х представлениях х фигурах,
тарелки
фигуры использовали?
(по А.Е. Падалко) цвете и форме, (аппликация их 2. Как расположены
умение
геометрически фигуры относительно
составлять
х фигур) , так,
друг друга
узор из
чтобы фигуры (симметрично, хаотично)
геометрически располагались 3.Какие цвета
хи
красиво, ровно, использовались?
растительных
сочетались с
4. Сочетаются ли цвета
элементов в
друг другом по
круге
цвету
Уровень знаний:
Низкий – знают геометрические фигуры, различают цвета, но не умеют правильно
1

Выявить
знания детей о
цветовых
оттенках

Подготовка

сочетать их в композиции, не знают правил сочетаемости цветов при составлении
узора, интуиция в этом направлении не развита;
Средний - знают геометрические фигуры, хорошо различают цвета, хотя не знают
правил сочетаемости цветов и форм, интуитивно их чувствуют и правильно
применяют.
Высокий – сознательно выделяют свойства форм и цветов, правильно сочетают их в
композиции, обосновывая то или иное сочетание.
4 Выявление
Выявить
Тестирование
Детям предлагается
элементов
элементы
проводится с
ответить на вопросы
технической
технической
помощью
1.Назови свои любимые
эстетики
эстетики, на
беседы.
игрушки. Чем они тебе
которые дети
нравятся?
обращают
2.Какие полезные вещи
внимание
есть в вашей квартире?
Они красивые? Почему?
3.Нравится тебе твой
двор? Что нравится в нем
больше всего и почему?
4.Какие предметы
техники на улице тебе
нравятся? Почему?
Уровень оценки:
Высокий – обращают внимание на пользу предметов, удобство при использовании,
отмечают красоту формы
Средний – отмечают только красоту предметов, обосновывает тем, что они просто
нравятся
Низкий – не обосновывают свои ответы, не понимают пользы предметов, удобства и
красоты
5 «Парта
Выявить
Спроектировать и
Задание оценивается
будущего»
способность к нарисовать парту
по 3-бальной
дизайнерской
будущего, чтобы
системе по
(Для 2 года
творческой
она была
следующим
обучения)
деятельности,
рационально
показателям:
созданию
устроена и красива целесообразность;
воображаемого
рациональность;
образа
новизна и
предмета,
оригинальность;
существующег
доработанность.
о в нереальных
условиях.
Характеристика показателей оценки
Показатель
Уровень (число баллов)
Низкий (1)
Средний (2)
Высокий (3)
Целесообразность –
Недостаточная Замысел
Собственные
способность
подчиненность сопоставляется с
действия и замысел
связывать
работы цели:
задачей, но не
полностью
поставленную задачу отсутствие
всегда проявляется адекватны задаче,
с собственным
сюжетности,
способность
цель реализована
замыслом,
цельности
контролировать
достижение
замысла,
свою деятельность
поставленной цели
недостаточный по ее выполнению
контроль и

коррекция
действий
Рациональность –
Детали
Детали хотя и
Изобретение
выбор наиболее
изобретения
неудобны и
характеризуется
выгодных,
бесполезны,
некрасивы, но
единством пользы и
экономичных,
неудобны,
полезны;
красоты;
разумных средств для излишни;
практическое
многофункциональреализации цели;
отсутствие
применение
ностью деталей;
удобство
гармоничности изобретения
продукт, возможно,
изобретения,
, красоты в
возможно, если его претворить в
возможность
изображении;
красиво оформить
реальности
практического
практическое
применения продукта применение
творческой
изобретения
деятельности
невозможны
Новизна и
Отсутствие
Наличие
Творческая работа с
оригинальность –
стремления к
стремлений к
использованием
продуктивные
поиску новых
поиску новых
оригинальных
способы
решений;
решений;
методов,
деятельности, не
использование использование
выразительных
шаблонность,
стандартных
стандартных
средств,
использование
форм,
воссоздающих
фантастическим
нестандартных форм, основанных на конкретных форм,
сюжетом
методов и способов
прошлом
но с применением
решения задачи
опыте;
новых элементов
отсутствие
оригинальности
Доработанность –
Работа
Работа закончена по Творческая работа
законченность форм, незакончена по замыслу, но не
выполнена
реализация замысла,
форме и
доработана по
полностью и по
эмоциональное
замыслу,
оформлению;
замыслу и по форме,
удовлетворение от
недостаточная недостаточная
эмоциональная
творческой
эмоциональная эмоциональная
удовлетворенность
деятельности
удовлетворенн удовлетворенность
ость
6 «Чайный сервиз» Выявить
Подобрать к
понимание
данному чайнику
художественн
чашку и блюдце,
ых
чтобы они
особенностей
подходили по
группы
форме, цвету и
предметов,
орнаменту
объединенных
в ансамбль
Оценивается по 3-бальной системе
Уровень оценки:
Низкий – не понимают художественных особенностей группы предметов,
объединенных в ансамбль; выбор предмета случаен, не сочетается ни по цвету, ни
по форме, ни по орнаменту, интуиция в этом направлении не развита;
Средний – частично устанавливается связь между предметами; сочетают предметы
по одному признаку (цвету, форме, орнаменту), так как интуитивно чувствуют

принадлежность предмета к ансамблю
Высокий – легко определяют принадлежность предметов по форме, цвету и
орнаменту; сознательно выделяют общие черты, обосновывая то или иное сочетание
7 «Дорисуй
Выявить
На трех бланках
фигуры»
уровень
дорисовать фигуры
представлений о
(квадраты, круги,
симметричности
стрекозы, рыбы); все
примеров,
фигуры одинаковые
умение
достраивать
фигуры с
незаконченным
контуром до
целостного
образа
Уровень оцени:
Высокий – понимают принцип работы, безошибочно дорисовывают фигуры.
Средний – понимают принцип работы, дорисовывают фигуры, но иногда допускают
небольшую асимметрию в рисунке.
Низкий – уменьшение площади дорисованной фигуры, грубые изменения ее формы,
непонимание принципа работы.
Диагностика обученности
Критерии оценки работ учащихся для 1-2 года обучения.
Критерии
Самостоятельность
Трудоемкость

Цветовое решение
Креативность

Качество исполнения

Низкий уровень
Выполняет работу
при помощи
педагога
Мелких деталей нет,
выполнено просто

Средний уровень
Выполняет работу с
небольшой
помощью педагога
Имеет мелкие
детали, но
выполнено просто

Не соблюдает
гармоничность
цветовой гаммы
Работает строго по
образцу

Не всегда соблюдает
цветовое решение

Содержит грубые
дефекты

Работает по образцу,
но добавляет свои
детали
Содержит
небольшие дефекты

Высокий уровень
Самостоятельно
выполняет
работу
Много мелких
деталей,
выполнение
сложное
Гармоничност
ьцветовой
гаммы
Оригинальное
выполнение
работы,
самостоятельность
замысла
Изделие аккуратное

Уровень выполнения работ оценивается и заносится в таблицу
для 1-2 года обучения.
Ф.И.
учащегося

Самостоятельность

Трудоемкость

Цветовое
решение

Креативность

Качеств
о
исполне
ния

Итогов
ый
балл

Диагностика личностных изменений для 1-2 года обучения.
Показатели

Критерии

Степень выраженности
оцениваемого качества

Оценка в
баллах

1. Организационно-волевые качества
1. Терпение

2. Воля

Способность
переносить
допустимые по
возрасту
нагрузки в
течение
определенного
времени

а) высокий уровень – терпения хватает
на все занятие

8-10
баллов

б) средний уровень – на большую
часть занятия

5-7
баллов

в) низкий уровень – менее чем на
половину занятия

менее
5 баллов

Способность
активно
побуждать себя
к практическим
действиям

а) высокий уровень – волевые усилия
всегда побуждаются самим ребенком

8-10
баллов

б) средний уровень – чаще самим
ребенком, но иногда с помощью
педагога

5-7
баллов

в) низкий уровень – волевые усилия
ребенка побуждаются извне
3. Самоконтроль

Умение
контролировать
свои поступки

менее
5 баллов

а) высокий уровень – ребенок
постоянно контролирует себя сам

8-10
баллов

б) средний уровень – периодически
контролирует себя сам

5-7
баллов

в) низкий уровень – ребенок не
контролирует себя самостоятельно

менее
5 баллов

2. Ориентационные качества
1. Самооценка

2. Интерес к
занятиям в

Способность
оценивать себя
адекватно
реальным
достижениям

Осознанное
участие ребенка

а) высокий уровень – нормальная

8-10
баллов

б) средний уровень – заниженная

5-7 баллов

в) низкий уровень – завышенная

менее
5 баллов

а) высокий уровень – постоянно
поддерживается ребенком

8-10
баллов

объединении

в освоении
образовательной
программы

самостоятельно
б) средний уровень – периодически
поддерживается самим ребенком
в) низкий уровень – продиктован
ребенку извне

5-7
баллов
менее
5 баллов

3. Поведенческие качества
1.
Конфликтность
(отношение
ребенка к
столкновению
интересов
(спору) в
процессе
взаимодействия)

Способность
занять
определенную
позицию в
конфликтной
ситуации

2. Тип
сотрудничества
(отношение
воспитанника к
общим делам
объединения)

Умение
воспринимать
общие дела как
свои
собственные

а) высокий уровень – пытается
самостоятельно уладить возникающие
конфликты

8-10
баллов

б) средний уровень – сам в конфликтах
не участвует, старается их избежать

5-7
баллов

в) низкий уровень – периодически
провоцирует конфликты
а) высокий уровень – инициативен в
общих делах

8-10
баллов

б) средний уровень – участвует при
побуждении извне

5-7
баллов

в) низкий уровень – избегает участия в
общих делах
70-56 высокий уровень
55-35 средний уровень
34-0 низкий уровень

менее
5 баллов

менее
5 баллов



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.