ДООП 2024 Творчество

Содержание
Раздел I. Пояснительная записка ……………………………………………………………....3
Раздел II. Учебный план и содержание учебного плана по годам обучения……….….…....8
2.1. Первый год обучения ……………………………………………………………………..8
2.2. Второй год обучения ………………………………………………………………….....15
2.3 Третий год обучения …………………………………………………………………..…19
Раздел III.Методическое обеспечение программы………………………..…………………24
Раздел IV Материально-техническое обеспечение программы……………………….…….28
Раздел V.Литература …………………………………………………………………….….....29
5.1 Образовательные Интернет – порталы
5.2 Литература для педагогов ………………………………….………………………........29
5.3 Литература для учащихся ……………………………………………………………….30
Приложение …………………………………………………..…………………….……....….31

2

Раздел I.
Пояснительная записка
Статус программы: авторская
Актуальность и востребованность программы. В период подъёма отечественной
экономики, активного развития инновационных технологий в различных областях
деятельности человека, требуется всё больше и больше грамотных специалистов:
инженеров, конструкторов, технологов, что обуславливает актуальность данной
программы для учащихся среднего и старшего звена.
Образование – это главный ресурс развития общества. Выдвинутая на мировом
уровне стратегия – «образование на протяжении всей жизни человека» (взамен прежней
установки «образование на всю жизнь») – меняет многие смысловые и ценностные
ориентации, понимание сущности и структуры учения. Самоопределение и саморазвитие
человека осмысляются как самые эффективные жизненные стратегии. Умение учиться
становится одним из главных условий успешного жизненного самоопределения.
Все блага цивилизации – это результат технического творчества. Начиная с
древних времен, когда было изобретено колесо и до сегодняшнего дня технический
прогресс обязан творческим людям, создающим новую технику, облегчающую жизнь и
деятельность человека. Таких людей необходимо воспитывать. Создавая модель
автомобиля или макет здания, сооружения ребенок стремится стать талантливым
конструктором или изобретателем, учится самостоятельно находить единственно верное
решение на пути к успеху. Выдающиеся изобретатели, конструкторы, ученые начинали
свой путь к техническому образованию с начального технического моделирования. Они
осознанно выбирали свой жизненный путь, имея за плечами, пусть маленький, но все же
свой инженерный опыт. Бесспорно, это раннее увлечение техникой внесло существенный
вклад в выбор профессии каждого из них.
Для этого нужны такие образовательные программы и учебно-методические
комплекты, которые могли бы быть использованы учителями и педагогами
дополнительного образования в реальной ситуации, содействуя ее изменению и развитию,
программы, которые одновременно стали бы основой самосовершенствования, развития
самостоятельной деятельности учащихся. В структуре учебного процесса, к сожалению,
часто просто не находится места и времени для того, чтобы учащийся мог задуматься над
тем, как он учится, целенаправленно вместе с учителем и родителями поработать над
совершенствованием своих сугубо индивидуальных стратегий и тактик учения, расширить
диапазон способов учебной работы, попробовать свои возможности в решении
нестандартных задач, и, тем самым, обрести большую уверенность в себе.
Опыт создания таких программ, которые основаны на новых ценностных
установках и педагогических технологиях, уже имеется, однако таких программ не так
много. Фактически отсутствуют подобные программы (за исключением предлагаемых
практикумов по отработке тех ли иных навыков учебной деятельности) по развитию
культуры учения.
Предлагаемая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
(ДООП) «Творчество» как раз и восполняет существующий пробел. Программа является
вариантом системного подхода к развитию и образованию молодого специалиста.
ДООП «Творчество» имеет техническую направленность. Обучение по программе
осуществляется на русском языке и направлено:
- углубление знаний по школьному предмету «Технология»;
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
-удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в нравственном и
интеллектуальном развитии;
-формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья
учащихся;
3

-обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания
учащихся;
-выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;
-создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление
здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
-социализацию и адаптацию учащихся в жизни и обществе;
-формирование общей культуры учащихся.
Данная программа реализуется по сетевому взаимодействию с образовательными
организациями города, в целях установления сотрудничества и повышения качества
образовательной
деятельности,
расширения
возможностей
для
обеспечения технического направления в воспитании учащихся, выявления и поддержки
талантливых учащихся.
Новизна программы заключатся в том, что для успешной работы над творческим
проектом, профессиональной ориентации обучающихся к работе привлекаются
наставники. Наставники, это лучшие работники головного предприятия, студенты и
ученики. В ходе совместной работы создается канал эффективного обмена жизненным и
профессиональным опытом между наставником и наставляемым.
Программа предусматривает очное обучение детей.
Цель программы: раскрытие творческих способностей школьника.
Задачи:
Обучающие:

развивать творческие способности, навыки использования методов различных
научных дисциплин для проектной и исследовательской деятельности;

учить находить и использовать информацию;

учить решению возникающих проблем нестандартными способами;

учить учащихся применять полученные знания на практике;

формировать навыки социализации своих идей;
Развивающие:
 развивать креативное, творческое мышление учащихся;
 развивать исследовательские, прикладные, конструкторские способности учащихся
в области точных наук и технического творчества;
 развивать навыки проектной и исследовательской деятельности;
 развивать самостоятельность, настойчивость в достижении поставленной цели;
Воспитательные:

воспитывать чувство коллективизма, ответственности;
 воспитывать трудолюбие, целеустремленность, предприимчивость;
 воспитывать эстетические, этические и нравственные качества личности.
Принципы построения программы:
• разноуровневость;
• постепенность;
• дифференциация;
• системность,
• открытость.
Актуальность программы обеспечивается факторами:
• преемственностью задач, средств и методов обучения;
• непрерывным совершенствованием качества проектов;
• правильным планированием занятий с учётом возрастных особенностей детей;
• гибкостью структуры дополнительного образования в школе;
• обновлением организационных форм обучения;
• обеспечением вариативности и свободой выбора.
4

Специфика и особенности работы кружка по ДООП «Творчество»
Специфика работы кружка заключается в выполнении учащимися 5 – 11 классов
творческих проектов; в организации и проведении кружковых мероприятий; участии в
школьных, муниципальных и региональных олимпиадах; конкурсах конструкторов и
рационализаторов различного уровня организации; подготовки учащихся к экзаменам по
технологии.
Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся
данного возраста. При организации проектной деятельности учитываются
индивидуальные особенности учащихся: их возраст, интересы, опыт, потребности,
физические и психологические возможности. К работе над проектом привлекаются
учащиеся среднего и старшего звена, проявляющие интерес к моделированию и
макетированию.
Психологические черты, проявляющиеся в этом возрасте, независимость суждений,
умение вести самостоятельную работу, благоприятствует развитию творческих
возможностей. В данном возрасте школьники становятся субъектом собственной учебной
деятельности, понимают смысл учения для себя, осознанно осуществляют волевые
учебные усилия, целенаправленно формируют и регулируют учебные приоритеты,
занимаются самообразованием. Ведущий учебный мотив – познавательный. Детям
свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности, созидании,
поисковая активность, сообразительность.
При выполнении творческих проектов дети развиваются как творческие личности,
способные к обучению в течение всей жизни. В процессе работы над проектом учащиеся
продолжают своё обучение: отвечают на вопросы, участвуют в проведении
экспериментов, а также сами проводят их, продолжая овладевать навыками работы с
инструментами, оборудованием и работы на станках.
Проекты выполняются как индивидуально, так и группами учащихся. При
выполнении индивидуальных проектов имеется место для коротких групповых действий –
разработка критериев изделия, оценка первоначальных идей. Работа в группах даёт
возможность сплотить учащихся и воспитать чувство коллективной ответственности.
Главная цель обучения детей по данной программе заключается в том, чтобы дети
имели возможность заниматься любимым делом, были знающими и грамотными,
стремились творить новое, стремились к лучшему.
Программа «Творчество» универсальна: учебный курс каждого года обучения
является не только логическим продолжением предыдущего года, но может быть
использован как самостоятельный курс. Подключиться к обучению по данной программе
ребёнок может на любом этапе. Таким образом, программа может быть рассчитана на
одно-, двух- и трёхгодичный курс обучения, на возраст от 11 до 18 лет.
 Курс «Умелые руки» - 1-й год обучения (возраст детей: 11-13 лет);
 Курс «Проектирование» - 2-й год обучения (возраст детей 14-15 лет);
 Курс «Творчество» - 3-й год обучения (возраст детей 16-18 лет).
Учебный курс «Умелые руки» первого года рассчитан на учащихся 5 - 6-х классов.
Приоритетными задачами курса являются: систематизация и расширение дополнительных
знаний о графической документации, технологиях изготовления изделий из древесины и
металла, развитие интереса к конструированию и моделированию, формирование
творческого мышления.
На занятиях кружка у учащихся развиваются навыки работы со столярными
инструментами. Учащиеся изготавливают различные модели из древесины, занимаются
художественным выжиганием.
Содержание второго года обучения курса «Проектирование» логически
продолжает и дополняет курс первого года обучения. Курс рассчитан на учащихся 7-8
классов. Приоритетными задачами курса является работа над проектами.
5

Учащиеся кружка занимаются разработкой и реализацией социально-значимых
проектов: для детских садов, школ, учреждений дополнительного образования, ветеранов
Великой Отечественной войны и т.д. Разрабатывают экологические проекты, оформляют
дизай-папки, готовят защиту проектов.
Учебный курс «Творчество» третьего года обучения составлен в соответствии с
представленными ранее курсами программы: «Умелые руки», «Проектирование» и
направлен на поиск оптимального варианта решения творческих задач и методов решения.
Данный курс программы знакомит с основами изобретательской и рационализаторской
деятельности и рассчитан на учащихся 9-11 классов.
Образовательная область: технология.
Контингент обучающихся: Минимальный возраст зачисления: 11 лет. Программа
рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста. Количество учащихся в
кружке, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий
определено Уставом СЮТ: 1 год обучения - 15 человек, 2 год обучения – 12 человек, 3 год
обучения – 10 человек.
Принципы организации учебного процесса:
• интеграция;
• деятельностный подход;
• индивидуализация.
Формы организации процесса обучения: Ведущей формой учебного процесса по
программе являются занятия кружка.
Образовательный процесс построен в соответствии с учебно-тематическими и
индивидуальными учебными планами кружка, сформированными в группы учащихся
одного возраста и разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся
основным составом кружка, а также индивидуально.
Образовательная деятельность по программе осуществляется в течение всего
календарного года, включая каникулярное время.
В работе кружка могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися
их родители (законные представители) без включения в основной состав, наставники.
Формы занятий: Программой предусмотрены как аудиторные, так и внеаудиторные
(самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам и индивидуально. Формы
аудиторных занятий и внеаудиторных (самостоятельных) занятий определяются
педагогом (групповые занятия, индивидуальные занятия, совместная творческая
деятельность). При необходимости возможно дистанционное обучение с помощью
онлайнсервиса для проведения видеоконференций на платформе ZOOM.
При реализации программы организуются и проводятся массовые мероприятия,
создаются необходимые условия для совместного труда и отдыха учащихся, родителей
(законных представителей), наставников.
Режим занятий: занятия организуются 2 раза в неделю. Устанавливается режим
расписания.
Установленная недельная учебная нагрузка - 4 часа
Установленная продолжительность одного занятия – 40 минут;
• для учащихся первого года обучения по курсу «Умелые руки» - 4 часа;
• для учащихся второго года обучения по курсу «Проектирование» - 4 часа;
• для учащихся третьего года обучения по курсу «Творчество» – 4 часа.
Установленная продолжительность времени отдыха между занятиями – 10 минут.

6

Продолжительность реализации программы: срок реализации – 3 года (432 часа).
Образовательная программа составлена с учетом типовой программы по технологии для
общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования.
Педагогические условия реализации программы: педагог должен иметь знания по
специальности технология. Требуются знания по конструированию, черчению,
рисованию.
Психологические условия реализации программы: реализация программы
предполагает создание ситуации успеха для каждого обучающегося через формирование
способности интегрировать ранее полученные знания, опыт; через усвоение
общезначимых ценностей и норм; владение навыками самообразования; через умение
сформировать личную позицию творца. Педагог ориентирует обучающегося на высокое
качество, помогает определиться с выбором своего увлечения, приобрести
первоначальные навыки в мастерстве и открывает для него мир в творчество.
Методы организации процесса обучения: убеждение, стимулирование, создание
ситуации успеха.
При реализации программы используются различные образовательные технологии. Также
может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на
модульном принципе представления содержания общеразвивающей программы.
Методы обучения:
 словесный
 наглядный
 игровой
 практический
 репродуктивный
 проблемно-поисковый
 индуктивный
 дедуктивный
 частично-поисковый
 исследовательский
 проектный
Формы учебной работы:
 занятия ознакомительно-информационного характера;
 практические занятия, на которых полученные знания закрепляются
выполнением конкретных заданий;
 подведение итогов по теме с последующим проведением контрольного
задания;
 разбор и объяснение ошибок, допущенных при выполнении задания.
Приёмы педагогического воздействия:
 общеразвивающие упражнения, задания;
 игровые упражнения, задания;
 повторные упражнения, задания;
 соревновательные упражнения, задания;
 контрольные задания.
Методика контроля: оценивание степени выраженности показателей и критериев
успешности освоения образовательной программы,
личностного
развития
обучающегося.
Формы контроля:
1. По признаку последовательности: текущий, промежуточный, итоговый;
2. По периодичности: эпизодический, периодический;
3. По объекту контроля: обобщающий, фронтальный, тематический, персональный,
обзорный.
Методы контроля: наблюдение, собеседование, тестирование, защита проектов.
7

Формы подведения итогов. Программа предусматривает порядок и периодичность
проведения промежуточной аттестации учащихся: зачётные занятия, творческие задания,
самостоятельные проекты, участие в выставках, олимпиадах, конкурсах, конференциях,
защита проектов.
Прогнозируемый результат:

обучающиеся самостоятельно осуществляют поиск, отбор информации из
различных источников и используют полученную информацию в творческой
деятельности;

анализируют результаты своей деятельности, проводят эксперименты, принимают
решения;

умеют применять полученные знания на практике;

умеют работать в коллективе;

обладают
такими
качествами
как
трудолюбие,
целеустремлённость,
предприимчивость;

знают способы решения нестандартных задач;

обладают навыками проектной и исследовательской деятельности.
Программа позволяет:

индивидуализировать процесс образования, опираясь на личностные различия;

развивать желаемые способности и таланты учащихся;

осваивать понятия, предметы и дисциплины различными способами.
Программа способствует созданию условий для:
 расширения пространства индивидуальных встреч;
 выбора обучающимися индивидуально значимых видов деятельности;
 развития
у обучающихся умения осуществлять основные элементы
самостоятельной индивидуальной образовательной деятельности;
 формирования ключевых компетенций обучающихся.

8

Раздел II. Учебный план и содержание учебного плана
2.1. Курс «Умелые руки» (144 часа)
Первый год обучения
№
п/п

Название разделы

Кол-во
часов

Из них
теория практика
3
1

1.

Понятие об
информации

2.

Компьютер и
информация

4

2

2

Графическая
документация

4

2

2

4

2

2

3.
4.
5.

6.

7.

Конструирование и
моделирование
Технология
изготовления изделий
из древесины
Технология
изготовления изделия
из металла
Художественная
обработка материалов

4

Формы
аттестации/контроля
Устный опрос
Тестирование
Практическая работа
Творческая работа

38

8

30

Наблюдения,
устный опрос

38

8

30

Наблюдения,
устный опрос

38

8

30

Устный опрос,
наблюдения
Наблюдение

8.

Оформление работ

10

2

8

9.

Заключительное
занятие

4

2

2

Итого:

144

37

107

Защита проектов

9

Тема
программы

Формы
занятий

Приемы
и методы

1

2

3

4

1

Цели и
задачи
работы
кружка.
Почему
нужно быть
умелым. Для
умелых рук
всегда
найдётся
дело.

Т. Рассказ

Информацио
нно
репродуктивн
ый

1

Виды
информации
в
современном
мире.
Источники
информации.

Т. Беседа

Объяснитель
но-наглядный

1

Знакомство с
текстовым
редактором

Частично поисковый

2

Знакомство с
графическим
редактором

Т. Беседа.
П.
Практическ
ая работа
Т. Беседа.
П.
Практическ
ая работа

Содержание программы курса «Умелые руки»
Дидактический материал

5
1.
Вводное занятие (2 часа)
Печатные издания

2.

Словесный.
Самостоятель
ная работа

Понятие об информации (2 часа)
Журналы,
книги.

3. Компьютер и информация (4 часа)
Образцы текстов

Иллюстрации, рисунки

10

Техническое
оснащение
6
Образцы
изделий.
Оборудование
мастерской

Форма
подведения
итогов
7
Собеседование

Компьютер,
интерактивная
доска

Совместное
обсуждение

Компьютер,
интерактивная
доска

Индивидуаль
ный контроль

Компьютер,
интерактивная
доска

Коллективное
обсуждение

1-2

1

2

1

2

Способы
графического
изображения
изделия.
Линии
изображений.
Виды.
Чтение
чертежей.

4. Графическая документация (4 часа)
Т.
Словесный, Образцы эскизов, чертежей.
Объяснение. наглядный,
Чертежи для чтения.
П.
практический
Практическ
ая работа.

Элементы
конструирова
ния и
моделирован
ия
Основы
конструирова
ния и
моделирован
ия

Т.
Объяснение

Пиломатериа
лы и
древесные
материалы.
Свойства
древесины.
Инструменты
для
обработки
древесины

Т. Беседа.
Самостояте
льная
работа.

Т. Рассказ.
П.
Практическ
ая работа

Т. Рассказ.

5. Конструирование и моделирование (4 часа)
Репродуктив
Карточки-задания
ный,
частично поисковый
Словесный,
исследовател
ьский

Памятка по основам конструирования и
моделирования

6. Технология изготовления изделий из древесины (40 часов)
Частично Карточки-задания
поисковый

Словесный,
наглядный,
проблемно поисковый

Тесты «Столярные инструменты»

11

Компьютер,
интерактивная
доска.

Индивидуаль
ный контроль

Компьютер,
интерактивная
доска

Анализ работ

Образцы
деталей
Чертёжные
инструменты

Обсуждение

Образцы
пиломатериа
лов. Стенд
«Породы
древесины»

Совместные
обсуждения

Стенд
«Столярные
инструменты»

Анализ работ

3

Разметка,
строгание,
пиление.

4-12

Точение
древесины на
токарном
станке

13-15

Сборка и
отделка
изделий из
древесины.
Выбор
способа
отделки.
Изготовление
изделий из
древесины

16-20

1

2

1

Тонколистов
ой металл и
проволока

2

Инструменты
и
приспособлен

Т.Объяснен Репродуктив
ие
ный,
Самостояте
частично льная
поисковый
работа.
Т.
Репродуктив
Объяснение.
ный,
П.
практический
Практическ
ая работа
Т. Рассказ.
Практически
П.
й,
Практическ исследовател
ая работа
ьский

Т.
Объяснение
П.
Практическ
ая работа

Практически
й,
частично поисковый

Кроссворды

Компьютер,
интерактивная
доска

Совместные
обсуждения

Чертежи, технологические карты

ТДС-120.
Заточной
станок

Обсуждение

Печатные издания

Инструменты
и приспособле
ния для
художествен
ной обработки

Индивидуаль
ный контроль

Компьютер,
интерактивная
доска.
Оборудование
школьной
мастерской
6

Совместные
обсуждения

Образцы
изделий из
металла

Разбор ошибок.
Индивидуальны
е беседы

Компьютер.
Интерактивная
доска.

Совместное
обсуждение
решение

Книги, журналы, чертежи, технологические
и маршрутные карты

3
4
5
7.Технология изготовления изделия из металла (38 часов)
Т.
Словесный,
Таблицы, плакаты,
Объяснение
наглядный
кроссворды
П.
Самостояте
льная
работа
Т. Рассказ.
Словесный,
Иллюстрированные кроссворды
П.
наглядный.
Самостояте
Частично 12

7

3-4

ия для
обработки
металла и
проволоки
Резание и
рубка

5

Опиливание
металла

6

Сборка и
отделка

7-19

Изготовление
изделии из
металла и
проволоки

льная
работа

поисковый

Т.
Объяснение
П.
Практическ
ая работа
Объяснение
П.
Самостояте
льная
работа
Т. Беседа

Словесный,
наглядный,
практический

П.
Практическ
ая работа

Словесный,
наглядный,
частично поисковый

кроссвордов

Карточки-задания,
плакаты

Кроссворды, таблицы, плакаты

Словесный, Таблицы. Плакаты.
наглядный.
Практически
й.
Самостоятель Памятки. Графическая документация
ная работа

8. Художественная обработка материалов (38 часов)
1-2
Выпиливание
Т.
Словесный, Рисунки
лобзиком
Объяснение
наглядный.
П.
Самостоятель
Практическ
ная работа
ая работа
3-5
Выжигание
Объяснение Репродуктив Рисунки, заготовки из фанеры
по дереву
П.
ный,
Самостояте частично 13

Инструменты
для резки и
рубки металла

Индивидуаль
ный контроль

Виды
напильников и
надфилей

Разбор ошибок

Компьютер.
Интерактивная
доска.

Обсуждение

Компьютер,
интерактивная
доска,
оборудование
слесарной
мастерской,
станки

Анализ работ

Сверлильный
станок, сверло,
выпиловочный
столик
Выжигатель,
шлифовальная
машинка

Обсуждение

Индивидуаль
ный контроль

6-7

Художествен
ная резьба

8-19

Изготовление
деталей
изделия из
древесины
элементами
художествен
ной отделки

1-3

Оформление
дизайн-папок

4-5

Требования к
защите
проекта.
Подготовка к
защите
проекта

1

Защита
проектов

льная
работа
Т.
Объяснение
П.
Практическ
ая работа
П.
Самостояте
льная
работа

Объяснение
П.
Самостояте
льная
работа
Т.
Объяснение

Т. Беседа

поисковый
Репродуктив
ный

Рисунки

Практически
й

Рисунки

Частично поисковый

Словесный,
наглядный

Стамески для
резьбы

Индивидуаль
ный контроль

Выжигатель,
Коллективное
шлифовальная обсуждение
машинка,
инструменты
для
художественной
обработки
древесины

9. Оформление работ (8 часов)
Образцы дизайн-папок

Памятки по защите проектов

10.
Заключительное занятие (2 часа)
Словесный,
Памятки по защите проектов
наглядный

14

Инструменты
для выполнения
чертежей,
компьютер

Индивидуаль
ный контроль

Компьютер,
магнитофон

Собеседование

Компьютер,
магнитофон

Собеседование
Контрольные
вопросы

2.2.
№
п/п

1.
2.

Учебно-тематический план курса «Проектирование»
Второй год обучения

Название раздела

Вводное занятие
Графическая документация

Всего
часов

2
8

Из них
теори практи
я
ка
2
4

Формы аттестации
и контроля

4

Практическая
работа
Устный опрос

3.

Творчество – вид технологии

8

2

6
Вопросники

4.

Источники информации

4

3

1

5.

Выбор изделия для
проектирования

12

4

8

Устный опрос
Наблюдения

8

Наблюдения
Устный опрос

4.

Технология изготовления
изделий

14

6

7

Работа над проектом

80

8

72

8.

Подготовка учащихся к
защите проектов

14

4

10

Практическая
работа
Устный опрос
Устный опрос
Защита проектов

9.

Заключительное занятие

2

2

-

Итого:

144

35

109

15

Содержание программы курса «Проектирование»
№

Тема
программы

Формы
занятий

Приемы
и методы

1

2

3

4

1

1. Цели и задачи
работы кружка.
Природа – человек –
техника. Потребности
человека.

Дидактический материал

5
3.
Вводное занятие (2 часа)
Т. Рассказ ИнформационноПечатные издания
репродуктивный

1-2 Основные виды
графических
изображений (чертеж,
эскиз, технический
рисунок).
Оформление чертежей
3-4 Выполнение
чертежей. Чтение
чертежей.
Составление
электрических и
кинематических схем

Т.
Объяснен
ие

1-2

Творчество – как
процесс создания
чего-либо нового.
Виды творчества

Т. Беседа
Лекция

3-4

Экскурсии в ДТШ,
училище искусств

Экскурси
я

П.
Практиче
ская
работа

4.
Графическая документация (8 часов)
ОбъяснительноИнструкционные, технологические и
наглядный
операционные карты

Самостоятельная
практическая
работа

Памятка по правилам оформления
чертежей. Схемы.

5. Творчество – вид технологии (8 часов)
Словесный,
Тесты «Техника и техническое
наглядный
творчество»

Словесный

16

Техническое
оснащение
6

Форма
подведения
итогов
7

Образцы
изделий,
оборудование
мастерской

Собеседован
ие

Таблицы,
чертёжные
инструменты

Анализ
чертежей

Таблицы,
чертёжные
инструменты

Совместное
обсуждение

Таблица «Процесс Собеседован
создания
ие
изделия».
Интерактивная
доска
Объекты,
Обсуждение
готовые изделия

1-2

Понятие информации
и информационного
поиска. Источники
информации.
Экскурсия в
библиотеку

6.
Источники информации (4 часа)
Словесный,
Журналы: «Левша», «Юный техник»
наглядный

Т. Рассказ
Экскурси
я

Выбор изделия для проектирования (12 часов)
ОбъяснительноАнкеты интересов
иллюстративный,
практический

компьютер

Совместное
обсуждение

Дизайн-папки,
готовые изделия.
Базы данных на
ПК

Совместное
обсуждение

7.
1

Выбор изделия для
проекта.
Анализ этого изделия.
Исследования.
Формулировка задач

2

Первоначальные идеи.
Проработка лучшей
идеи. Выбор
оптимального
варианта

3-6 Составление анкет.
Разработка чертежей
и технологических
карт.
Решение
конструкторских
задач. Проведение
экспериментов

Т.
Объяснен
ие
П.
Практиче
ская
работа
Т.
Объяснен
ие
П.
Практиче
ская
работа
П.
Практиче
ская
работа

Объяснительноиллюстративный,
практический

Листы с первоначальными идеями

Листы формата
А4,
письменные
принадлежности

Совместное
обсуждение

Самостоятельная
работа

Справочная литература по черчению

Листы формата
А4, письменные
принадлежности

Совместное
обсуждение

Таблицы,

Собеседован

8.
1

Метод

Т. Беседа

Технология изготовления изделий (14 часов)
Словесный,
Тесты: «Технология обработки конструк
17

формообразования
деталей и сборка.
Инструменты,
приспособления,
оборудование.
Последовательность
выполнения операций
2-7 Наладка
инструментов,
подготовка рабочих
мест и оборудования

140

Разработка
технологического
маршрута
изготовления объекта
проекта. Оформление
пояснительной
записки.
Изготовление и
испытание изделия

П.
Практиче
ская
работа

П.
Практиче
ская
работа

10.
1-6

7

8

Требования к защите
проекта.
Подготовка к защите
проекта. Презентация.
Защита проектов

Беседа «Чему мы
научились».

Т.
Объяснен
ие
Т. Беседа

Т. Беседа
П.

наглядный

ционных материалов»

ручной
столярный
инструмент

ие

Самостоятельная
работа

Таблицы, справочники

Столярный и
слесарный
инструмент

Совместное
обсуждение

Таблицы,
инструменты,
приспособления,
оборудование

Анализ
практическо
й работы

9.
Работа над проектом (80 часов)
Самостоятельная
Бланки, задачи, памятки
работа

Подготовка учащихся к защите проектов (14 часов)
Словесный,
Памятки по защите проектов
наглядный
Словесный
9. Заключительное занятие (2часа)
Словесный
Образцы работ, анкеты «Кто лучший»
18

Компьютер,
интерактивная
доска

Собеседован
ие

Компьютер,
магнитофон

Опрос

Готовые работы

Опрос.
Поощрение

Подготовка итоговой
выставки

Практиче
ская
работа

лучших

19

2.3. Учебно-тематический план курса «Творчество»
Третий год обучения
№
п/
Название раздела
п
1. Вводное занятие

2.
3.

4.

Всего
часов
2

Поиск оптимального варианта
решения задач
Технология изготовления объектов
техники
Рационализация. Выбор и анализ
совершенствуемого объекта

Из них
теори прак
я
тика
1
1

Формы
аттестации
и контроля
Анкетировани
е

12

6

6

Опрос
Тестирование

6

3

3

Опрос

6

3

3

Опрос

5.

Оформление технического описания
нового объекта техники и технологии
его изготовления

10

2

8

6.

Последовательность проектирования

6

3

3

7.

Информационная база творчества

4

2

2

Практическая
работа
Самоанализ
Тестирование

Тестирование
Наблюдение
8

4

4

9.

Основы изобретательской
деятельности
Работа над проектом

86

20

66

10

Защита проектов

4

8.

Итого:

144

20

4

44

100

Практическая
работа
Устный опрос
Защита
проектов

Содержание программы курса «Творчество»
№

Тема
программы

Формы
занятий

Приемы
и методы

1

2

3

4

1

Глобальные и
частные
проблемы
человека.
Техносфера.
Перспективы
развития
техники.

Т. Рассказ

Информац
ионнорепродукти
вный

1

Соотношение
понятий
«наука» и
«техника»,
«творчество»
и «искусство»
Логические и
эвристически
е методы
решения
задач

Т.
Беседа

Словесный
,
наглядный

Т. Рассказ.
П.
Практическая
работа

Самостояте
льная
практическ
ая работа.
Словесный

2

3

Мозговая
атака

Групповая
атака

Дидактический материал

5
1. Вводное занятие (2 часа)
Печатные издания

Техническое
оснащение
6
Образцы
изделий.
Интерактивная
доска

2. Поиск оптимального варианта решения задач (12 часов)
Компьютер,
интерактивная
доска

Тесты Торренса

Проблемно Тесты на гибкость. Тесты на оригинальность
поисковый

21

Форма
подведения
итогов
7
Собеседовани
е

Собеседовани
е

Совместное
обсуждение

Компьютер,
интерактивная
доска

Совместное
обсуждение

4

Метод
контрольных
вопросов

Т. Рассказ.
П.
Практическая
работа

Проблемно
поисковый

Карточки-задания

Компьютер,
интерактивная
доска

Совместное
обсуждение

5

Метод
фокальных
объектов

Т.
Беседа
Практическая
работа

Самостояте
льная
практическ
ая работа

Карточки-задания

Компьютер,
интерактивная
доска

Совместное
обсуждение

6

Метод
гирлянд
случайностей
и ассоциации

Т.
Рассказ.
Урок- игра

Словесный
,
наглядный

Карточки

Компьютер,
интерактивная
доска

Тестирование

Компьютер,
интерактивная
доска
Инструменты
для сборки

Обсуждение

Ручные
электрифи
цированные
инструменты

Контрольные
вопросы

Образцы
изделий.
Компьютер,
интерактивная
доска

Совместное
обсуждение

1

2

3

1

Методы
обработки
деталей
Сборка.
Испытания

Средства
технологичес
кого
оснащения
Рационализац
ия

Т.
Беседа
Т. Рассказ.
П.
Практическая
работа
П.
Практическая
работа.

3. Технология изготовления объектов техники (6 часов)
Словесный
Таблицы,
,
детали,
наглядный
плакаты
Частично –
Таблицы. Плакат «Сборка изделий»
поисковый

Исследоват
ельский

Паспорта, оборудование. Инструкции

4.Рационализация. Выбор и анализ совершенствуемого объекта (9 часов)
Т.
Словесный
Журналы: «Левша», «Юный техник»
Беседа.
наглядный

22

Совместное
обсуждение

Выбор
П.
Частично –
Журналы: «Левша», «Юный техник»
Образцы
объекта
Практическая
поисковый
Печатные издания
изделий
подлежащего
работа
усовершенств
ованию
3 Защита
Т. Объяснение Словесный
Компьютер,
интеллектуал
,
интерактивная
ьного
наглядный
доска
усовершенств
ования
5.Оформление технического описания нового объекта и технологии его изготовления (10 часов)
1
Составление
Т.
Объясните
Печатные издания
Образцы
описания
Объяснение
льно
изделий
нового
наглядный
объекта
2
Разработка
П.
Самостояте
Памятка по оформлению графической
Таблицы
эскизов
Практическая
льная
документации
работа
практическ
ая работа.
3-5 Разработка
П.
Самостояте
Образцы маршрутных и технологических карт
Листы формата
технологичес
Практическая
льная
А4, письменные
кого
работа
работа
принадлежности
маршрута
изготовления
объекта
6. Последовательность проектирования (6 часов)
1 Стадии
Т. Объяснения Словесный
Эскизы,
Компьютер,
проектирован
,
чертежи, Технологические карты
интерактивная
ия
наглядный
доска
2

2

3

Процедура
проектирован
ия
Метод

Т.
Беседа

Частично –
поисковый

Образцы дизайн-папок

П.

Исследоват

Образцы проектов
23

Компьютер,
интерактивная
доска
Образцы

Совместное
обсуждение

Контрольные
вопросы

Описание
нового
объекта
Совместное
обсуждение
Индивидуаль
ные беседы

Анализ работ

Совместное
обсуждение
Индивидуаль

решения
задач
проектирован
ия
1

2

Последовател
ьность
проведения
информацион
ного поиска
Отчёты о
конструкторс
ких
разработках

Практическая
работа

Т.
Беседа.

Т.
Рассказ

1

Патент

Т. Объяснение

2

Описание
изобретения

3

Оформление
заявок

4

Договор

Т.
Беседа.
П.
Практическая
работа
Т.
Беседа.
П.
Практическая
работа
Т.
Беседа.
П.
Практическая
работа

ельский

7. Информационная база творчества (4 часов)
Словесный Газеты, журналы, сборники, рекламная продукция
,
Образцы отчётов
наглядный.

изделий

ные беседы

Компьютер,
интерактивная
доска

Обсуждение

Компьютер,
интерактивная
доска

Репродукти
вный
8. Основы изобретательской деятельности (8 часов)
Словесный
Образцы патентов
,
наглядный
Репродукти
Дизайн-папки
вный

Совместное
обсуждение

Компьютер,
интерактивная
доска
Компьютер,
интерактивная
доска

Контрольные
вопросы
Обсуждение

Словесный
,
наглядный

Образцы бланков заявок

Компьютер,
интерактивная
доска

Анализ работ

Словесный
,
наглядный

Образцы договоров

Компьютер,
интерактивная
доска

Коллективное
обсуждение

24

141

42

43

Разработка
технологическ
ого маршрута
изготовления
объекта
проекта.
Оформление
дизайн папки.
Изготовления
изделия
Защита
проектов

П.
Практическая
работа

Самостояте
льная
работа

Т.
Беседа

Словесный
,
наглядный

Беседа «Чему
мы
научились».
Выставка

Т.
Беседа.
Практическая
работа.

Словесный
,
наглядный

9. Работа над проектом (129 часов)
Образцы проектов. Методическая литература

25

Компьютер,
интерактивная
доска.
Станки,
приспособления,
оборудование

Апробация.
Испытания

Готовые изделия

Компьютер,
интерактивная
доска

Дизайн – папки

Образцы работ

Участие в
конкурсах
разного
уровня
организации
Анализ.
Поощрение
ребят

Календарный учебный план первого года обучения
№ Дата
п/п

1
2
3

Тема занятия

Колво
часов
2

Цели и задачи работы кружка.
Почему нужно быть умелым. Для
умелых рук всегда найдётся дело.
Виды информации в современном
2
мире. Источники информации.
Знакомство с текстовым редактором 2

Форма занятия

Форма контроля

Рассказ

Собеседование

Беседа

Совместное
обсуждение
Индивидуальный
контроль

Т. Беседа. П.
Практическая
работа
Т. Беседа.
П. Практическая
работа
Т. Объяснение. П.
Практическая
работа.

4

Знакомство с графическим
редактором

2

5-6

Способы графического
изображения изделия. Линии
изображений. Виды.
Чтение чертежей.
Элементы конструирования и
моделирования

4

2

Объяснение

Анализ работ

8

Основы конструирования и
моделирования

2

Обсуждение

9

Пиломатериалы и древесные
материалы. Свойства древесины.

2

10

2

11

Инструменты для обработки
древесины
Разметка, строгание, пиление.

Т. Рассказ.
П. Практическая
работа
Т. Беседа.
Самостоятельная
работа.
Т. Рассказ

Совместные
обсуждения

1220

Точение древесины на токарном
станке

18

2123

Сборка и отделка изделий из
древесины. Выбор способа отделки.

6

2428

Изготовление изделий из древесины 10

29

Тонколистовой металл и проволока

30

Инструменты и приспособления для 2
обработки металла и проволоки

Т. Объяснение
Самостоятельная
работа
Т. Объяснение. П.
Практическая
работа
Т. Рассказ. П.
Практическая
работа
Объяснение П.
Практическая
работа
Т. Объяснение
П. Самостоятельная
работа
Т. Рассказ. П.
Самостоятельная
работа

3132

Резание и рубка

Т. Объяснение П.
Практическая

Индивидуальный
контроль

7

2

2

4
26

Коллективное
обсуждение
Индивидуальный
контроль

Совместные
обсуждения
Анализ работ

Совместные
обсуждения
Индивидуальный
контроль
Совместные
обсуждения
Разбор ошибок.
Индивидуальные
беседы
Совместное
обсуждение решения
кроссворда

работа
33

Опиливание металла

2

34

Сборка и отделка

2

3546
4748

Изготовление изделии из металла и
проволоки
Выпиливание лобзиком

24

4951

Выжигание по дереву

6

5254

Художественная резьба

6

5566

Изготовление деталей изделия из
древесины элементами
художественной отделки
Оформление дизайн-папок

24

Требования к защите проекта.
Подготовка к защите проекта
Защита проектов

6769

7071
72

Объяснение
П. Самостоятельная
работа
Т. Беседа

Разбор ошибок

П. Практическая
работа
Т. Объяснение П.
Практическая
работа
Объяснение
П. Самостоятельная
работа
Т. Объяснение
П. Практическая
работа
П. Самостоятельная
работа

Анализ работ

6

Объяснение
П.
Самостоятельная
работа

Индивидуальный
контроль

4

Объяснение

Собеседование

2

Т. Беседа

Собеседование
Контрольные
вопросы

4

27

Обсуждение

Обсуждение
Индивидуальный
контроль
Индивидуальный
контроль
Коллективное
обсуждение

Календарный учебный план второго года обучения
№ Дата
п/п

1

Тема занятия
Цели и задачи работы кружка.
Природа – человек – техника.
Потребности человека
Основные виды графических
изображений (чертеж, эскиз,
технический рисунок). Оформление
чертежей

Кол- Форма занятия
во
часов
2
Т. Рассказ

Форма контроля
Собеседование

4

Объяснение

Анализ чертежей

Выполнение чертежей. Чтение
чертежей. Составление
электрических и кинематических
схем
Творчество – как процесс создания
чего-либо нового. Виды творчества

4

П. Практическая
работа

Совместное
обсуждение

4

Т. Беседа
Лекция

Собеседование

8-9

Экскурсии в ДТШ, училище
искусств

4

Экскурсия

Обсуждение

1011

Понятие информации и
информационного поиска.
Источники информации. Экскурсия
в библиотеку
Выбор изделия для проекта. Анализ
этого изделия. Исследования.
Формулировка задач
Первоначальные идеи. Проработка
лучшей идеи. Выбор оптимального
варианта

4

Т. Рассказ
Экскурсия

Обсуждение

2

Обсуждение

Составление анкет. Разработка
чертежей и технологических карт.
Решение конструкторских задач.
Проведение экспериментов
Метод формообразования деталей и
сборка. Инструменты,
приспособления, оборудование.
Последовательность выполнения
операций
Наладка инструментов, подготовка
рабочих мест и оборудования

8

Объяснение
П. Практическая
работа
Объяснение
П.
Практическая
работа
Практическая
работа

2

Беседа

Собеседование

12

Практическая
работа

Совместное
обсуждение

Разработка технологического
маршрута изготовления объекта
проекта. Оформление
пояснительной записки.
Изготовление и испытание изделия

80

Практическая
работа

Анализ
практической работы

2-3

4-5

6-7

12

13

1417

18

1924
2565

2

28

Обсуждение

Обсуждение

6671

Требования к защите проекта.
Подготовка к защите проекта.
Презентация.

12

Объяснение

Собеседование

72

Защита проектов

2

Беседа

Опрос

73

Беседа «Чему мы научились».
Подготовка итоговой выставки

2

Беседа

8

Календарный учебный план третьего года обучения
Тема занятия
Кол- Форма занятия
Форма контроля
во
часов
Глобальные и частные проблемы
2
Т. Рассказ
Собеседование
человека. Техносфера. Перспективы
развития техники.
Соотношение понятий «наука» и
2
Беседа
Собеседование
«техника», «творчество» и
«искусство»
Логические и эвристические методы 2
Т. Рассказ.
Совместное
решения задач
П. Практическая
обсуждение
работа
Мозговая атака
2
Групповая атака
Совместное
обсуждение
Метод контрольных вопросов
2
Т. Рассказ.
Совместное
П. Практическая
обсуждение
работа
Метод фокальных объектов
2
Беседа
Совместное
Практическая
обсуждение
работа
Метод гирлянд случайностей и
2
Рассказ.
Тестирование
ассоциации
Урок- игра
Методы обработки деталей
2
Беседа
Обсуждение

9

Сборка. Испытания

2

10

Средства технологического
оснащения
Рационализация

2

12

Выбор объекта, подлежащего
усовершенствованию

2

Практическая
работа

12

Защита интеллектуального
усовершенствования
Составление описания нового
объекта
Разработка эскизов

2

Объяснение

2

Объяснение

2

Практическая
работа

№ Дата
п/п

1
2

3

4
5

6

7

11

13
14

Рассказ.
П. Практическая
работа
Практическая
работа.
Беседа

2

29

Обсуждение
Контрольные
вопросы
Совместное
обсуждение
Совместное
обсуждение
Контрольные
вопросы
Описание нового
объекта
Совместное
обсуждение

1517

Разработка технологического
маршрута изготовления объекта

6

Практическая
работа

Индивидуальные
беседы

18

Стадии проектирования

2

Объяснение

Анализ работ

19

Процедура проектирования

2

Беседа

20

Метод решения задач
проектирования

2

Практическая
работа

Совместное
обсуждение
Индивидуальные
беседы

21

2

Беседа.

Обсуждение

2

Рассказ

23

Последовательность проведения
информационного поиска
Отчёты о конструкторских
разработках
Патент

2

Объяснение

24

Описание изобретения

2

25

Оформление заявок

2

26

Договор

2

2768

Разработка технологического
маршрута изготовления объекта
проекта. Оформление дизайн папки. Изготовления изделия
Защита проектов

84

Беседа.
П. Практическая
работа
Беседа.
П. Практическая
работа
Беседа.
П. Практическая
работа
Практическая
работа

Совместное
обсуждение
Контрольные
вопросы
Обсуждение

2

Беседа

Беседа «Чему мы научились».
Выставка

2

Беседа.
Практическая
работа.

22

69

70

Анализ работ
Коллективное
обсуждение
Апробация.
Испытания
Участие в конкурсах
разного уровня
организации
Анализ. Поощрение
ребят

Формы аттестации и оценочные материалы
ДООП «Творчество» предусматривает порядок и периодичность проведения
промежуточной и итоговой аттестации учащихся: творческие задания, тестирование,
обсуждение, участие в выставках, олимпиадах, конкурсах, конференциях, защита
проектов.
Итоговая аттестация проходит в виде выставки творческих работ и оценивания проектов.
Этапы работы над творческим проектом
1. Организационно-подготовительный этап.
Обоснование возникшей проблемы и потребности. Идея проекта. Выбор модели и
обоснование проекта. Описание внешнего вида модели. Выбор материалов. Выбор
оборудования, инструментов и приспособлений. Организация рабочего места. Подготовка
30

к процессу конструирования и моделирования изделия на основе своих идей. Составление
технологической последовательности изготовления изделия.
2. Технологический этап.
Выполнение технологических операций. Соблюдение условий техники безопасности и
культуры труда.
3. Заключительный этап.
Рекламный проспект изделия, производятся экономические расчеты, определяется
себестоимость изделия, предлагаются возможные пути реализации изделия. Оценка
проделанной работы. Защита проекта. К защите должны быть представлены обоснование
проекта, необходимая документация, рекламный проспект изделия, экономический расчет
и само изделие.
Критерии оценки проекта:
1. Оригинальность темы и идеи проекта.
2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность,
надежность; удобство использования).
3. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и
сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).
4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия;
использование традиций народной культуры).
5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование;
рекомендации к использованию; возможность массового производства).
6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве
изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства;
экологическая безопасность).
7. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование
дополнительной информации)
Дизайн-папка
(оценивается полнота
представления работы,
подходов, результатов,
аргументированность,
убедительность,
убеждённость,
краткость, чёткость и
ясность излагаемого
материала, время
изложения)
(максимальное
количество баллов – 10)

Изделие (оценивается
оригинальность
конструкции, качество
изделия, соответствие
изделия проекту,
практическая
значимость и
самостоятельность в
его выполнении) максимальное
количество баллов – 25

Качество доклада
(оценивается полнота
представления работы,
подходов, результатов,
аргументированность,
убедительность,
убеждённость,
краткость, чёткость и
ясность излагаемого
материала, время
изложения)
Максимальное
количество баллов –10

Итого:

31

Ответы на
вопросы максимальное
количество
баллов-5

Оценка:
Удовлетворительно – 1 балл
Хорошо – 2 балла
Отлично – 3 балла

32

Сумма баллов

Защита работ

Компьютерная грамотность

Середина года

Исследовательские навыки

Теоретические знания

Сумма баллов

Защита работ

Компьютерная грамотность

Начало года

Исследовательские навыки

Теоретические знания

Сумма баллов

Защита работ

Компьютерная грамотность

Фамил
ия,
имя
учаще
гося
Исследовательские навыки

Теоретические знания
Диагностическая карта оценки уровня освоения программы
Результаты диагностики (в баллах)
Конец года

Раздел VI. Материально-техническое обеспечение программы
Организационные условия реализации программы:
1. Помещение для занятий – столярная и слесарная мастерские. Санитарногигиенические требования соответствуют СанПин.
2. Оборудование учебных мест – 10 столярных верстаков, 10 – слесарных
верстаков.
3. Инструменты: набор столярных инструментов – 12 комплектов; набор слесарных
инструментов – 12 комплектов;
4. Станки: СТД – 120М – 2 шт., сверлильный станок – 3 шт., ТВС – 2 шт.,
циркулярная пила – 1 шт., муфельная печь – 1 шт.; фрезерный станок-1 шт., ТДС120-2 шт., заточной станок-2 шт., электролобзик- 2 шт., электропила – 1 шт.,
электрорубанок – 1 шт., выжигатели – 10шт; шуруповёрт – 1 шт., шлифовальная
машинка – 1шт., электродрель – 1 шт. ЧПУ станки (токарный, фрезерный)
5. Оснащение: стеллажи для хранения детских работ, умывальник;
6. Приспособления: зажимы для плакатов, указка, настенные планшеты:
7. Основные материалы: доска обрезная S-40 мм, 25 мм, 20 мм, бруски, рейки, ДВП,
ДСП, фанера разной толщины, тонколистовой металл, сортовой прокат,
заготовки цветного металла, сплавы.
8. Расходные материалы: клей ПВА, краски воднодисперсионные различных
цветов, лак, шурупы, гвозди.
9. Натурный фонд: образцы изделий;
10. Иллюстративный материал: плакаты, таблицы – 20 штук;
11. Технические средства: кодоскоп – 1 шт., интерактивная доска– 1 шт.,
магнитофон – 1 шт., компьютер – 1 шт., интерактивная доска, видеомагнитофон
– 1 шт., фотоаппарат – 1 шт.; диапроектор -1 шт. 3D - принтер
12. Аудио-, видеоматериалы (диапозитивы – 20 шт., видеофильмы – 10 шт.,
видеодиски – 5 шт., аудиозаписи – 5 шт.);
13. Интернет-источники;

33

Раздел VI. Литература
Список нормативно-правовых источников
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273-ФЗ
2. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09. 2019 г. №467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. №
652н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного
образования детей и взрослых" (вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до
1 сентября 2028 г.)
6. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 "О
направлении методических рекомендаций". Методические рекомендации по
реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего
общего
образования,
образовательных
программ
среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
7. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р <Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим
силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р.
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи".
9. Распоряжение Правительства Нижегородской области от 30.10.2018 № 1135-р «О
реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной
системы дополнительного образования детей».
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
11. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
12. Методические рекомендации по разработке (составлению) дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы ГБОУ ДПО НИРО
13. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.01.2022 № ДГ245/06
«О направлении методических рекомендаций»:
Методические
рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.

34

5.1. Образовательные Интернет – порталы
1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
2. Сайт Росообразования http://www.ed.gov.ru
3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
4. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
5. Федеральный портал «Дополнительное образование» http://www.dopedu.ru
6. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных
ресурсов для общего образования. http://www.ndce.edu.ru
7. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
http://www.ict.edu.ru
8. Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru
5.2. Литература для педагога
1. Иванов Д.А. Проектная работа на уроке: как её спланировать по стандарту.
Научный журнал «Народное образование». №5, 2020/ с.148-157
2. Исследователь 2021 №1-2 /Researcher Научно-методический журнал
3. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Основы технического творчества, М.г.
4. Леонтович А.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сетевой
подход. Научный журнал «Народное образование». №6, 7, 2018
5. Проворов А,В. Техническое творчество: 2-е изд.- Москва: Издательство Юрайт,
2020.- 423 с.
6. Клевцова Н.А. Технологическое будущее страны за инженерными профессиями
«Техническое творчество молодежи» №5 -2022, с.61
5.3. Литература для учащихся и родителей
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Барбашов Ф. А. Фрезерное дело. Москва. Высшая школа.
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н. Черчение 7-8 класс. М. Вентана-граф.
Денежный П.М. Токарное дело.
Зайцев Б.Г. Справочник молодого токаря.
Ильяев. Прикоснувшись к дереву резцом. Москва. Экология.
Специальная литература: Научно-популярные журналы: «Левша», «Юный техник»,
«Юный конструктор», «Моделист конструктор», «Делаем сами», «Сделай сам».

35

Приложение1

Год
обучения

Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Творчество»
на 2024-25 учебный год
Дата начала Дата
Всего
Количество Количество Режим
Промежуточная Продолжительность
обучения по окончания учебных учебных
учебных
занятий в
аттестация
каникул
обучения
программе
недель
дней
часов
неделю
по
программ

1 год

02.09.2024

20.05.2025

36

72

144

2 раза по 2
часа

01.04-08.05.2025

01.01-08.01.
01.06 -31.08

2 год

02.09.2024

20.05.2025

36

72

144

2 раза по 2
часа

01.04-08.05.2025

01.01-08.01.
01.06 -31.08

3 год

02.09.2024

20.05.2025

36

72

144

2 раза по 2
часа

01.04-08.05.2025

01.01-08.01.
01.06 -31.08

36

37



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.