1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«… Чем больше мастерства в детской
руке, тем умнее ребенок».
В. Сухомлинский.
Программа «Прикладной дизайн» -это деятельность педагога, направленная на занятия
изобразительным творчеством и рукоделием. В процессе занятий у детей развиваются ручные умения и навыки, а также интеллектуальные способности, мышление, воображение.
Программа реализуется педагогом в течении многих лет. Программа корректируется педагогом каждый год, в программе изменяется количество часов по разделам программы, добавляются новые техники изобразительного и декоративно- прикладного творчества.
Программа разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года», распоряжение
Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Паспорт Федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденный проектным комитетом по национальному проекту «Образование» от 7 декабря 2018 года протокол № 3;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Прикладной дизайн» в 2020 году получила диплом Лауреата 1 степени Всероссийского открытого конкурса
дополнительных образовательных программ «Образовательный ОЛИМП - 2020», проводимого ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН» Федеральный Центр Технического Творчества» под
руководством Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
2
Актуальность программы.
В настоящее время для педагогов стоит одна из приоритетных задач дополнительного
образования детей развитие индивидуальной личности ребенка, креативности, нестандартного мышления и его способностей, ручных умений и навыков, что может пригодится детям в
их жизни. В настоящее время пользуются спросом те люди, которые умеют быстро и нестандартно решать проблемы, возникающие на работе и в жизни.
Понятие «Дизайн»- это проектировать, чертить, задумывать, а работа представляет собой рисунок, план, чертёж. Дизайн- разновидность художественно- проектной деятельности,
охватывающей создание предметной среды (техники, вещей, интерьера) и основанной на
принципах удобства, красоты, эргономичности. Для дизайна характерно моделирование
предмета, проектирование его, что позволяет искать и отбирать варианты композиционных,
цветовых решений. В дизайне не всегда могут соблюдаться традиции декоративно- прикладного искусства. Дизайнер может выбирать любую технику и материалы для изготовления и
украшения предмета.
Дизайнерский проект начинается с графического изображения, чертежа, макета предмета, в основе предмета всегда видна определенная конструкция. Предмет должен быть удобным красивым и полезным. Дизайн широко применяется в нашей жизни для создания удобной и комфортных условий жизнедеятельности человека. Слово «Дизайн» встречается в нашей современной жизни часто, много практичных вещей и предметов, машин, мебели разработано дизайнерами и используется в нашей жизни.
Прикладной дизайн- это художественное изготовление бытовых предметов, выполненных своими руками и декорированных с использованием традиций художественных промыслов.
Программа знакомит детей с основами дизайна: дизайном элементов интерьера (рисунки,
плакаты, картины, панно, открытки), предметами декоративно- прикладного творчества,
элементами фитодизайна (вазы с цветами, слип- дизайн) и с дизайном одежды (интерьерные
куклы, игрушки, аксессуары для украшения платья, причёски). В программе дети знакомятся
с созданием коробочек, игрушек из бумаги, текстильных игрушек и кукол, аксессуаров для
одежды, которые они используют в своей жизни. Чтобы развить художественно- творческие
способности и навыки школьников в сфере дизайна и применять их в своей жизни. Почему
дизайн так актуален в современной жизни? Изучение основ дизайна – это способ развития
умений и навыков по созданию уютной среды в комнате.
3
Новизна программы.
Эта программа поможет школьникам развивать творческие способности и приобрести
умения и навыки в изобразительном творчестве, скульптуре, шитье и других современных
техниках рукоделия. Программа «Прикладной дизайн» является комплексной, так как дети
знакомятся с изобразительным творчеством, дизайном, видами рукоделия и приобретают навыки работы на компьютере. Учащиеся узнают много нового о инструментах и материалах,
осваивают технологические приемы и способы обработки материалов, учатся анализировать
и воплощать свои творческие идеи, у них развивается образное и пространственное мышление. Работы своими руками радуют детей и взрослых. Сколько радости получает ребёнок от
сделанной своими руками игрушки. Ребёнок удовлетворен, если на праздник родным и близким может подарить изготовленный своими руками подарок, сувенир или открытку. Программа поможет детям найти своё увлечение, развить личные качества, повысить мастерство, которые пригодятся в жизни и поможет сориентироваться при выборе своей будущей
профессии.
Современные педагогические технологии отдают предпочтение формам и методам обучения, призванным содействовать выявлению и формированию компетенции обучающихся в
зависимости от их интересов и способностей.
В программе используются компьютерные технологии и интернет при обучении школьников основам дизайна и художественной обработки разных материалов. Использование на
занятиях компьютера и ИКТ стало актуальным для развития мотивации и интереса у школьников к изготовлению изделий своими руками. Информационн0- коммуникационные технологии позволяют школьникам быстрее находить информацию, повышают интерес к знакомству с техниками рукоделия, работать над проектами и мотивацию к самостоятельному изучению учебного материала. Занятия проходят для группы обучающихся из 10-15 человек в
классе.
Педагогическая целесообразность программы.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что данная программа позволяет выявлять индивидуальность в ребёнке, раскрывать его творческие способности. Каждый ребенок по желанию может участвовать в конкурсах детского изобразительного и декоративно- прикладного творчества, в конкурсах проектных работ.
В программе используются мультимедийные презентации, видеофайлы, методы дистанционного обучения, интернет – ресурсы, где педагог находит новые практические работы
для детей по возрасту. Детям предлагаются разные формы занятий, а также с детьми прово4
дятся воспитательные мероприятия- конкурсы, викторины, игровые программы, мастерклассы, позволяющие развивать в детях такие качества как взаимопомощь, доброжелательность, культуру, нравственность, патриотическое воспитание.
В младшем школьном возрасте интенсивно формируется личность ребенка через
расширение социальных связей со сверстниками, взрослыми в учреждении дополнительного
образования, отношение его к окружающему миру. В общении ребенка со сверстниками
осуществляется познавательная предметная деятельность, формируются важнейшие навыки
межличностного общения и нравственного поведения.
Программа успешно адаптирована в систему дополнительного образования, каждый
год изменяется и совершенствуется согласно новым методическим рекомендациям по написанию ДОП, в настоящее время является очень актуальной и современной.
Направленность программы: художественная.
Возрастные характеристики:
Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5-6 лет и детей школьного
возраста с 7- 12 лет. В группу первого года обучения набираются дети школьного возраста 79 лет. В группу второго года обучения набираются дети школьного возраста 10-12 лет. Педагог может перевести учащегося на второй год обучения по результатам диагностики. Диагностика позволяет выявить объём знаний, умений и навыков учащихся.
Цель программы: формирование художественных и творческих способностей учащихся в
дизайнерской деятельности, как форма познания, самовыражения и ориентации в жизни.
Задачи:
1 год обучения.
Образовательные:
Научить рисовать цветными карандашами, гуашевыми красками, фломастерами.
Научить приемам нетрадиционного и декоративного рисования, расписывать узором силуэтные и объемные формы предметов.
Научить работать с шаблонами, с чертежами, используя в работе разные материалы: бумагу, картон и другие. Развивать навыки работы с ножницами, клеем.
Научить складывать бумагу, вырезать ножницами по линии чертежа, работать с клеем.
Научить моделировать и конструировать поделки из бумаги и других материалов.
Развивающие:
Дать
представления о видах прикладного дизайна, технологиях изготовления и декори-
рования предметов.
Познакомить детей с основами изобразительной грамотности.
5
Познакомить с материалами и инструментами, с предметами декоративно- прикладного
творчества и технологии их изготовления.
Развивать познавательный интерес к предметам декоративно- прикладного творчества и
технологии их изготовления.
Воспитательные:
Воспитывать у детей аккуратность, культуру труда.
2-3 год обучения.
Образовательные:
Формировать знания о современных видах дизайна, изобразительного и декоративногоприкладного искусства, с основными понятиями и терминами;
Формировать опыт работы с различными материалами и инструментами, учить подбирать
материалы и инструменты для работы, экономно использовать материалы в работе;
Дать учащимся представления о теоретических основах и методах проектирования в художественной росписи и других видах современного декоративного творчества;
Формировать основы изобразительной грамотности, умения видеть и изображать художественный образ в рисунке, передавать личное отношение к нему;
Научить практическим приемам и навыкам создания плоскостной, объемной композиции;
Научить технике и приемам росписи предметов, используя традиции декоративно- прикладного творчества Городца, Жостово и других;
Формировать умения и навыки работы с технологическими картами, схемами, шаблонами, чертежами, выкройками при изготовлении изделий;
Научить конструировать и моделировать игрушки из бумаги,
Формировать умения и навыки лепить из глины, теста, пластилина игрушки, сувениры,
панно и декоративно украшать их.
Научить элементарным трудовым навыкам в техниках рукоделия при изготовлении панно,
текстильных игрушек, аксессуаров для одежды;
Формировать умения и навыки по выполнению работы, добиваться качественного выполнения работы.
Развивающие:
Развивать навыки культуры труда;
Развивать интерес к изделиям прикладного дизайна, современным техникам изобразительного и декоративно-прикладного творчества;
6
Развивать художественного вкус, пространственного воображение, чувство ритма, творческие способности учащихся;
Воспитательные:
Воспитывать у детей личные качества: аккуратность, трудолюбие, прилежание, самостоятельность и творческую активность;
Воспитывать у обучающихся культуру труда, коммуникативные навыки в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;
Воспитывать патриотические чувства к изобразительному и декоративно- прикладному
творчеству нашего Отечества.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 3 учебных года. 1-2 год по 144 учебных часа,3год по 216 часов,
на реализацию программы отводится 504 учебных часа.
Занятия проводятся по расписанию каждую неделю 1 год обучения- 2 раза в неделю по 2 часа, продолжительность занятия 30 минут. 2год обучения- 2 раза в неделю по 2 часа, продолжительность учебного занятия 35 минут. 3 год обучения- 2 раза в неделю по 3 часа, продолжительность учебного занятия 40 минут.
Виды учебных занятий: учебное занятие, беседа, конкурс, викторина, экскурсия, диагностическое занятие и т.д. Основным видом учебного занятия является комбинированное занятие, в котором отводится часть времени на теоретическую и практическую работу.
Год обучения
Количество часов в Количество
Количество детей
неделю
в группах
часов
в год
1год
4 часа
144 часа
12-15 человек
2год
4 часа
144 часа
10-12 человек
3год
6 часов
216 часов
8-10 человек
Ожидаемые результаты:
Формой подведения итогов каждого занятия или нескольких занятий является выполнение
работы или изделия. Учащиеся могут оценить и сравнить результаты своей деятельности со
сверстниками.
Результатом работы по данной программе должно стать формирование художественных и
творческих способностей учащихся:
7
- развитие художественного вкуса, пространственного мышления, воображения, глазомера,
чувства ритма, творческих способностей учащихся;
- знаний о современных видах и жанрах визуально- пространственных искусств: дизайна,
изобразительного и декоративного- прикладного искусства, основ изобразительной грамотности;
- формирование опыта работы с различными материалами и инструментами;
- формирование опыта работы над проектно- исследовательской деятельностью;
- овладение навыками культуры труда;
- соблюдение правил поведения и налаживание хороших отношений в творческой группе;
– соблюдение этические норм и правил;
– опыт участия в социально значимом труде;
– проявление осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
к другому человеку. воспитание личных качеств: аккуратности, трудолюбия, прилежания,
самостоятельности и творческой активности;
- воспитание коммуникативных навыков в общении и сотрудничестве со сверстниками,
взрослыми;
Образовательная деятельность по данной программе не возможна без аттестации учащихся.
Аттестация- это диагностика способностей учащихся. Аттестация может быть входная,
промежуточная и итоговая.
Входная аттестация проводится в начале учебного года и позволяет оценить стартовый уровень развития способностей учащихся: знаний, умений, навыков. Она позволяет педагогу
определить уровень развития способностей учащихся, спланировать работу на учебный год.
Промежуточная аттестация проводится в конце первого года обучения по данной программе
и позволяет выявить уровень педагогической деятельности и возможность внесения корректив.
Итоговая аттестация учащихся позволяет педагогу оценить качество работы по данной программе, проанализировать и спланировать работу на будущий учебный год.
Формой итоговой аттестации учащихся- выставка, презентация работ обучающихся,
контрольное занятие. Участие детей, обучающихся в объединении в конкурсах изобразительного и декоративно- прикладного искусства и «Проектных и исследовательских работ»
может учитываться педагогом при аттестации. Педагог имеет право освободить учащихся от
аттестации и поставить высокий уровень.
Диагностические задания разрабатывает и корректирует педагог по разделам программы.
8
Дети к концу 1 года обучения:
Должны знать:
-иметь представление о видах прикладного дизайна, технологиях изготовления и декорирования предметов, основы изобразительной грамоты.
-знать о материалах и инструментах, о предметах декоративно- прикладного творчества
и технологии их изготовления.
Должны уметь:
-рисовать цветными карандашами, гуашевыми красками, фломастерами.
-рисовать в нетрадиционной и декоративной технике рисования, расписывать узором
плоские и объёмные формы игрушек или предметов.
-работать с шаблонами, чертежами, используя в работе разными материалы.
-складывать бумагу, вырезать ножницами по линии чертежа, работать с клеем.
-моделировать и конструировать поделки из бумаги и других материалов.
-аккуратно закрашивать в одном направлении, пользоваться клеем, красками, организовывать своё рабочее место.
Дети к концу 2 года обучения:
Должны знать:
-названия материалов и инструментов, виды и жанры изобразительного и декоративногоприкладного искусства, известных художников, основные понятия и термины;
- основы дизайна, основы изобразительной грамотности и цветоведения;
-виды декоративной росписи и композиции для предметов декоративно- прикладного творчества;
-современные техники и приемы изготовления изделий декоративно- прикладного творчества;
-теоретические основы и методы проектирования в художественной росписи и других видах
современного декоративного искусства;
Должны уметь:
-передавать художественный образ в рисунке, выполнять художественные и декоративные
работы, смешивать цвета на палитре;
-выполнять роспись предметов, используя традиции декоративно- прикладного творчества
Городца, Жостова и других;
-выполнять плоскостную и объемную композиции для предметов декоративно- прикладного
творчества;
9
-работать с технологическими картами, схемами, шаблонами, чертежами, выкройками при
изготовлении изделий;
-конструировать и моделировать игрушки, сувениры из бумаги,
-лепить из глины, теста, пластилина игрушки, сувениры, панно и декоративно украшать их.
-использовать приемы и техники ручного шитья при изготовлении панно, текстильных игрушек и сувениров;
-работать с различными материалами и инструментами;
-выполнять творческий проект по желанию вместе с педагогом, используя ИКТ;
-заполнять технологическую карту по изготовлению предмета вместе с педагогом, используя
ИКТ;
-искать информацию создания рисунка, поделки в литературе и сети Интернет;
-выбирать и экономно использовать материалы в работе;
-качественно выполнять работу, соблюдать культуру труда;
-сотрудничать, доброжелательно относится к окружающим.
Дети к концу 3 года обучения:
Должны знать:
-виды и жанры изобразительного и декоративно- прикладного искусства;
-основы дизайна, основы изобразительной грамотности и цветоведения, известных художников, основные понятия и термины;
-виды декоративной росписи и композиции изделий декоративно- прикладного творчества;
-современные техники и приемы изготовления изделий декоративно- прикладного творчества;
-теоретические основы и методы проектирования в художественной росписи и других видах
современного декоративного искусства;
Должны уметь:
-передавать художественный образ в живописи или графике, выполнять творческие художественные работы по замыслу;
-уметь подбирать красивые сочетания цветов для рисунков и изделий декоративно- прикладного творчества;
-выполнять роспись предметов, используя традиции декоративно- прикладного творчества
Городца, Жостова и других;
-выполнять плоскостную и объемную композиции для изделий декоративно- прикладного
творчества;
10
-работать с технологическими картами, схемами, шаблонами, чертежами, выкройками при
изготовлении изделий;
-конструировать и выполнять творческие работы из бумаги,
-лепить из глины, теста, пластилина игрушки, аксессуары, панно и декоративно украшать их.
-владеть элементарным трудовым навыкам в техниках рукоделия при изготовлении панно,
текстильных игрушек, аксессуаров для одежды;
научить элементарным трудовым навыкам в техниках рукоделия
-выбирать технику, материалы и инструменты для работы, экономно расходовать материалы;
-планировать и качественно выполнять работу;
-создавать технологическую карту для изготовления изделия, используя ИКТ;
-выполнять творческий проект по желанию, используя ИКТ;
-искать информацию создания рисунка, поделки в литературе и сети Интернет
-соблюдать культуру труда, уметь сотрудничать, доброжелательно относится к окружающим.
Знакомясь с проектной деятельность, ребенок не только получит определенные навыки в
этой области, но и освоит работу в программах Word и PowerPoint.
Уровень программы: углубленный.
Возраст обучающихся 5-12 лет. Программа разделена на 3 года обучения, каждый из
них имеет своё значение.
Первый год – ознакомительный уровень, где дети знакомятся с художественно- творческой деятельностью в кружке. Для детей создаются благоприятные условия для развития
художественных способностей.
Второй год- образовательный уровень, где у детей формируется представление о деятельности в объединении, формируются знания, умения, навыки. Поощряются и поддерживаются творческие успехи каждого кружковца, развивается интерес к творческой деятельности.
Третий год- углубленный уровень развития творческих способностей учащихся, где
обучающиеся могут проявить свои способности и фантазию в творческой и проектной деятельности по дизайну. Учащиеся могут заниматься 3 года или зачисляться на 2-3 год обучения по собеседованию с учётом индивидуальных способностей, возрастных особенностей.
Объем и срок освоения программы Программа рассчитана на три года обучения,
504 учебных часа: 1 год обучения – 144 часа, 2 год обучения – 144 часа, 3 год обучения - 216
часов. Календарный учебный график (приложение 1).
11
Формы обучения: очная, частично дистанционная.
Основная форма обучения – очная.
В период карантина реализуется дистанционное обучение.
Основные элементы системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, используемые в работе:
электронные образовательные ресурсы – техники изобразительного и декоративно- прикладного творчества в виде интерактивных мультимедийных презентаций;
цифровые образовательные ресурсы – видеосхемы (Ютуб);
социальная сеть ВКонтакте https://vk.com/feed
Форма организации образовательной деятельности – при очном обучении – групповая, при
дистанционном обучении – индивидуальная.
Особенности организации образовательного процесса
Дополнительном образование детей дошкольного и школьного возраста направлено на
личностно- ориентированное обучение. Главная задача личностно- ориентированного обучения - развитие личности ребенка, его интересов и способностей.
Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения меняются его функции, форма организации. Занятие выявляет знания, умения и навыки ученика по отношению к излагаемому педагогом содержанию.
Занятия сопровождаются демонстрацией (через медиапроектор) мультимедийных презентаций по изобразительному и декоративно- прикладному творчеству. Педагогом разрабатываются свои мультимедийные презентации, которые содержат теоретические и диагностические материалы, практическую работу.
Обучение построено по следующим принципам:
1. Принцип доступности обучения- учебный материал дается детям по возрасту, детям
легко заниматься.
2. Принцип наглядности учебного материала- учебный материал показывается детям в
виде презентаций, рисунков, схем.
3. Принцип от простого к сложному- учебный материал подбирается педагогом по возрасту, знаниям, умениям и навыкам детей.
4. Принцип развивающего обучения- детям предлагаются творческие задания на развитие мышления, развитие творческих способностей.
5. Принцип доверия – внимание и доброжелательное отношение
12
педагога позволяет развивать в учащихся знания, умения, творческие
способности и познавательный интерес, а также положительно влияет на
характер ребёнка- позволяет ребенку раскрыть свои способности.
6. Принцип преемственности- педагог организует мастер- классы по изготовлению открыток, игрушек из бумаги, где дети более старшего возраста показывают детям
младшего возраста, передают свои знания.
Состав группы
В детское объединение принимаются все желающие. Группы формируются в соответствии
со знаниями, умениями и навыками детей и по возрасту.
Рекомендуемое количество человек в группе 13-15 человек-1 год обучения; 10-12 человек- 2
год обучения, 8-10 человек – 3 год обучения. В небольших группах детям интересно заниматься, проводить занятие, уделять внимание каждому ребёнку, проверять задание и контролировать.
Методы оценки.
Формой подведения итогов по данной программе являются творческие выставки работ
обучающихся, презентация работ обучающегося, контрольное занятие, защита проектов.
Формой подведения итогов по данной программе являются творческие выставки работ, презентация работ учащихся, контрольное занятие, защита проектов.
1.Тест по теме «Материалы и инструменты».
2.Диагностическое занятие «Что я умею и люблю рисовать».
3.Тест по теме «Дизайн».
4.Контрольное занятие «Умелые руки труда не боятся».
Учебно- тематический план.
Первый год обучения. Учащиеся 6-7 лет.
№
Название разделов и тем
1.
Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ и ПБ.
Юный художник
Основы цветоведения.
Нетрадиционное рисование
Декоративное рисование: Дымковская роспись,
Городецкая
роспись,
ПолховМайданская роспись..
Уютный декор.
Открытка. Техники: бумагопластика, скрап-
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
3.1.
Количество часов
всего теория практика
2
1
1
50
4
34
12
15
1
10
4
35
3
24
8
40
24
14
8
26
16
13
3.2
4.
4.1.
4.2.
5.
5.1.
6.
букинг, обьемная аппликация, торцевание.
Панно. Техники: коллаж
Рукоделие.
Игрушки из соленого теста, глины, пластилина, ткани, бумаги..
Сувениры. Техники: гофротрубочки, бумагопластика.
Творческая мастерская.
Изготовление творческих работ.
Итоговое занятие.
Итого:
16
38
26
6
12
8
10
26
18
12
4
8
12
4
8
2
144
часа
2
48
96
Второй год обучения. Учащиеся 8-9 лет.
№
1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
3.1
3.2
3.3.
3.4
4.
4.1.
4.1.
5.
5.1.
6.
Название разделов и тем
Количество часов
всего теория практика
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ. 2
2
Юный художник.
36
10
26
Традиционное рисование.
22
7
15
Графика.
6
1
5
Декоративное рисование. Хохломская рос- 8
2
6
пись, Городецкая роспись, Полхов- Майданская роспись.
Уютный декор.
44
12
32
Кардмейкинг. Открытки в современных тех- 12
4
8
никах.
Декорирование рамок.
6
1
5
Техники: декупаж, мозаика.
Упаковка. Декорирование подарочных паке- 12
4
8
тов и подарочных коробок. Слип - дизайн.
Панно в разных техниках декоративно- при- 22
6
16
кладного творчества.
Рукоделие.
50
15
35
Игрушка из глины, пластилина, лыка, ткани, 30
9
21
папье- маше, ниток, солёного теста.
Сувениры. Техники:,шитье, декупаж.
20
6
14
Творческая мастерская.
10
3
7
Проектная и исследовательская деятельность.
Итоговое занятие.
2
2
Итого:
144
52
92
часа
Третий год обучения. Учащиеся 10-12 лет.
14
№
Название разделов и тем
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ.
Юный художник.
Традиционное рисование.
Декоративное рисование.
Уютный декор.
Кардмейкинг.
Скрапбукинг.
Панно и предметы для оформления интерьера.
Техники: коллаж, витраж, батик, бисероплетение, искусств. кожа.
4.
Рукоделие.
4.1. Кукла народная, современная.
4.2. Игрушки из лыка, ткани, нетрадиционных материалов.
4.3. Аксессуары: ободки, броши, заколки, сумки,
чехлы для телефона.
Техники: мокрое валяние, бисероплетение,
канзаши, шитье.
5. Творческая мастерская.
Проектная и исследовательская деятельность.
6. Итоговое занятие.
Итого
1.
2.
2.1.
2.2.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
Количество часов
всего теория практика
2
2
70
21
49
50
14
36
20
7
13
60
15
45
25
5
20
10
2
8
25
8
17
60
20
30
19
7
8
41
13
22
10
4
6
22
6
16
2
216
2
65
151
Содержание программы.
1 год обучения.
Вводное занятие.
Теоретические знания.
Знакомство с целями и задачами объединения «Прикладной дизайн» на учебный год. Организация рабочего места. Инструменты и материалы для разных видов рукоделия. Техника
безопасности с ножницами,
Правила поведения учащихся «Станции юного техников». Инструктаж по ТБ и ПБ.
Беседа о культуре поведения и этике.
Практическое задания.
Диагностика начального уровня ЗУН: «Что я умею и люблю рисовать».
Форма контроля.
Тест, рисунок
Юный художник.
Теоретические знания.
Художественные материалы и инструменты: гуашь, акварель, восковые карандаши, простой
карандаш карандаш, кисти, цветные карандаши, фломастеры. Основные средства художественной выразительности в рисунке. Основы цветоведения и смешивания цветов. Знакомство
с видами изобразительного искусства: живопись, графика, иллюстрация, дизайн, плакат и
декоративно-прикладного искусства. Графические техники и приемы рисования графическими материалами. Акварельный скейтчинг. Знакомство с народными художественными
промыслами: Дымковская игрушка, основные приемы лепки игрушки, приемы росписи дым15
ковской игрушки. Знакомство с видами композиции, жанрами изобразительного искусства:
портрет, пейзаж, натюрморт.
Практические задания:
Пейзаж. Натюрморт. Сюжетная композиция. Портрет. Графические техники. Акварельный
скейчинг.
Иллюстрация. Плакат. Графический дизайн. Анималистический жанр. Гризайль.
Декоративное рисование:
Лепка и роспись дымковских игрушек узорами.
Уютный декор.
Теоретические знания.
Знакомство детей с современной техникой оформления открытки - кардмейкинг и упаковки в
технике бумагопластики. Значение панно для создания уютной среды. Знакомство детей с
техникой квиллинг, айрис- фолдинг, коллаж, лоскутная техника, витраж, декупаж. Виды декоративной композиции. Создание композиции для выполнения панно в различных техниках. Правила выполнения панно.
Практические знания:
Открытка «К дню Матери», «Любимой бабушке», «К Новому году», «К 8 Марта», «С днем
рождения», «Ракета летит к звездам».
Подарочная коробочки и пакеты.
Панно в техниках «Витраж», «Коллаж», «Квиллинг», «Айрис- фолдинг».
Рамочка для панно в технике «Мозаика», «Декупаж».
Рукоделие.
Теоретические знания.
Знакомство с разными видами и свойствами бумаги, освоение техник бумагопластики, изготовление игрушек из бумаги по чертежу. Линии чертежа и их значение, сгибание, склеивание и сборка игрушки. Соленое тесто, пластилин, глина- основные материалы для лепки. Основные приемы лепки.
Практические задания:
Игрушки из бумаги, динамические игрушки, сувениры, игрушки из солёного теста.
Творческая мастерская.
Теоретические знания.
Проектная и исследовательская деятельность, выполнение совместной или индивидуальной
проектной работы.
Практическое задания.
Практическая работа.
Выполнение презентации и изделия для проекта. Защита проекта.
Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год.
Выставка работ «Добрых рук мастерство». Тестирование по разделам программы «Презентация», «Мои лучшие работы в объединении», конференция «Таланты СЮТ».
2 год обучения.
Вводное занятие.
Теоретические знания.
Знакомство с целями и задачами объединения "Прикладной дизайн" на учебный год. Организация рабочего места. Инструменты и материалы для разных видов рукоделия. Техника
безопасности с ножницами, шилом, иглой, чертежными и рисовальными принадлежностями.
Правила поведения учащихся в объединении. Беседа о культуре поведения и этике.
Практическое задание.
Диагностика начального уровня ЗУН: "Что я умею и люблю рисовать."
Юный художник.
Теоретические знания.
16
Художественные материалы и инструменты: гуашь, акварель, уголь, карандаш, кисти, перо,
тушь, цветные карандаши, пастель, сангина. Основы цветоведения и смешивания цветов.
Знакомство с видами изобразительного искусства: живопись графика, искусство иллюстрации, плакат. Натюрморт, плоскостное или объемное изображение предмета или группы
предметов с соблюдением пропорций, композиция и колорит. Смешивание цветов на палитре для получения оттенков цвета. Работа с натуры, по памяти и воображению. Графические
техники. Акварельный скейтчинг. Пейзаж, воздушная и линейная перспектива, характерные
особенности архитектуры, деревьев, времени года, передача цвета, тона в пейзаже и архитектуре. Линия, пятно, точка, цвет, композиция – основы художественной выразительности.
Анималистический жанр, характерные особенности и окраска животных, птиц и других обитателей земли, реки, моря. Портрет, характерные особенности и пропорции человеческого
лица, цветовое и тональное решение портрета. Знакомство с видами декоративно- прикладное искусства: народные художественные промыслы: Жостово, греческие вазы, Городецкая
роспись. Рисование эскиза и выполнение росписи по дереву.
Практические задания:
Пейзаж. Портрет. Натюрморт. Сюжетная композиция. Графические техники. Акварельный
скейтчинг. Иллюстрация к литературному произведению. Графический дизайн. Анималистический жанр. Гризайль.
Роспись доски по мотивам Городца, подноса по мотивам жостовской росписи, вазы по мотивам греческих ваз.
Уютный декор.
Теоретические знания.
Знакомство детей с современной техникой изготовления открытки ручной работы- кардмейкинг. Линии чертежа, их значение. Чертёжные инструменты, правила использования их в работе. Выполнение биговки. Знакомство детей с правилами оформления интерьера помещения или части стены для создания уютной среды. Знакомство детей с современными техниками декоративно- прикладного творчества: коллаж, витраж, вышивка, декупаж, квиллинг,
торцевание, айрис- фолдинг, слип- дизайн. Виды декоративной композиции. Основные средства создания композиции: стилизация, линия, силуэт, цветовые сочетания, техники декоративно- прикладного творчества. Создание эскиза композиции для выполнения панно. Цветовой спектр, гармоничные цветовые сочетания. Подготовка материалов и инструментов. Выполнение панно. Ручные швы, используемые для вышивки панно. Технология выполнения
панно.
Практические задания.
Изготовление авторских открыток к праздникам, изготовление панно, букетов из цветов, поделок к Новому году, настольных и настенных композиций в различных техниках.
Рукоделие.
Теоретические знания.
Знакомство детей с современными видами и техниками рукоделия: народная игрушка, валяние, шитье, папье- маше, динамическая игрушка, бумагопластика, роспись камней для создания игрушек, кукол и сувениров, сувениров из разных материалов. Изготовление игрушки
из бумаги: Выполнение биговки, вырезание деталей, склеивание и украшение игрушки. Динамическая игрушка, виды динамических игрушек. Изучение основных правил раскроя, шитья и сборки при изготовлении игрушек. Ручные швы, используемые при шитье вручную.
Соблюдение техники безопасности при использовании инструментов и электрических приборов в работе: ножницы, швейные иглы, английские булавки, утюг, швейная машинка.
Практические задания:
Изготовление плоских и объемных игрушек из ткани, папье- маше, бумаги, динамических
игрушек.
Изготовление сувениров и аксессуаров в технике солёное тесто, шитье, канзаши.
Творческая мастерская.
17
Теоретические знания.
Проектная и исследовательская работа. Виды проектов. Поиск информации в сети Интернет,
в литературе, обработка информации и выполнение эскизов для будущей работы. Этапы составления проектной работы, ведение работы, выполнение проекта.
Практические задания:
Выполнение презентации и практической работы для проекта.
Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год.
Выставка работ «Умелые руки труда не боятся». Тестирование по разделам программы. Презентация «Мои лучшие работы в объединении». Итоговая конференция "Наши таланты
СЮТ"
3 год обучения.
Вводное занятие.
Теоретические знания.
Знакомство с целями и задачами объединения «Прикладной дизайн» на учебный год. Организация рабочего места. Инструменты и материалы для разных видов рукоделия. Техника
безопасности с ножницами, шилом, иглой, резаком и электроприборами - швейной машиной, утюгом, прибором для выжигания и по пожарной безопасности. Правила поведения
обучающихся в объединении. Беседа о культуре поведения и этике.
Практическое задание.
Диагностика начального уровня ЗУН: «Что я умею и люблю рисовать».
Юный художник.
Теоретические знания.
Художественные материалы и инструменты: гуашь, акварель, уголь, карандаш, кисти, перо,
тушь, цветные карандаши, пастель, сангина. Основы цветоведения и смешивания цветов,
цветовой спектр, гармоничные цветовые сочетания. Знакомство с видами изобразительного
искусства: живопись графика, искусство иллюстрации, плакат. Композиция и её виды. Натюрморт, объемное изображение предмета или группы предметов с соблюдением пропорций, композиция и колорит. Смешивание цветов на палитре для получения оттенков цвета.
Графические техники. Акварельный скейтчинг. Работа с натуры, по памяти и воображению.
Пейзаж, воздушная и линейная перспектива, характерные особенности архитектуры, деревьев, времени года, передача цвета, тона в пейзаже и архитектуре. Линия, пятно, точка, цвет,
композиция – основы художественной выразительности. Портрет, характерные особенности
и пропорции человеческого лица, цветовое и тональное решение портрета. Тематическая
композиция, передача в статике и динамике пропорциональные особенности человека или
группы людей. Плакат и его значение в нашей жизни, композиция, цветовое сочетание изображения и шрифта, виды шрифта.
Знакомство с видами декоративно- прикладное искусства: народные художественные промыслы: Жостово, греческие вазы, Городецкая роспись. Рисование эскиза и выполнение росписи по дереву.
Практические задания:
Рисунки по темам: «Пейзаж. Портрет. Натюрморт. Графические техники. Акварельный
скейтчинг. Сюжетная композиция. Иллюстрация. Графический дизайн. Анималистический
жанр.
Знакомство с видами декоративно- прикладного искусства: народные художественные промыслы: Городецкая роспись, роспись по стеклу и другие».
Уютный декор.
Теоретические знания.
Знакомство детей с современной техникой изготовления открытки ручной работы в техниках- кардмейкинг, скрапбукинг, рор-ап.
18
Знакомство детей с правилами оформления интерьера помещения для создания уютной среды. Знакомство детей с техниками: вышивка, бисероплетение, витраж, мокрое валяние, вязание, шерстяная акварель, айрис- фолдинг, слип- дизайн. Виды декоративной композиции.
Создание эскиза композиции для выполнения панно. Работа с бумагой, тканью, нитками, непряденой шерстью и т.д. Свойства материалов. Цветовые сочетания при подготовке материалов. Технология выполнения панно. Изготовление предметов интерьера в технике «Вязание крючком», «Бисероплетение», «Слип- дизайн», «Декупаж».
Практические задания:
Изготовление авторских открыток к праздникам, коробочек и подарочных пакетов, блокнотов, изготовление панно в различных техниках. Изготовление предметов интерьера: бонсаи,
топиарии, новогодние, цветочные композиции.
Рукоделие.
Теоретические знания.
Знакомство детей с современными техниками рукоделия: шитье текстильных игрушек и кукол, народная кукла, аксессуары для одежды, волос, сувениры. Изучение основных правил
раскроя, пошива и сборки игрушки. Виды и свойства тканей. Ручные швы, используемые при
шитье. Моделирование и конструирование одежды для кукол, игрушек. Аксессуары из ткани, лент в технике «Канзаши», «Шитье». Соблюдение техники безопасности при использовании инструментов и приборов: ножницы, английские булавки, швейные иглы, сантиметровая лента, утюг, швейная машинка.
Практические задания:
Изготовление народной игрушки, авторской куклы, текстильных игрушек и кукол, сувениров
и аксессуаров для одежды.
Творческая мастерская.
Теоретические знания.
Проектная и исследовательская работа. Виды проектов. Основные этапы составления проектной работы, введение, основная часть, исследования, выполнение изделия для проектной
работы, заключение, выводы.
Практические задания:
Выполнение презентации и практической работы для проекта.
Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год.
Выставка работ «Умелые руки труда не боятся». Тестирование и контрольное занятие по
разделам программы.
Презентация «Лучшие работы в объединении».
Мероприятие «Наши таланты СЮТ"
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы требуется светлое, просторное помещение, отвечающее нормам
Санпина. Учебное помещение должно быть эстетично оформленным, освещенным. Учебный
кабинет оборудован мебелью для педагога и для обучающихся: доска, столы с тумбочкой для
швейных машин, столы и стулья для учащихся, шкафы для литературы и методических пособий, хранения материалов и инструментов. Рабочие места для учащихся должны быть хорошо освещены. В кабинете для освещения используются лампы дневного света и настольные лампы.
Технические средства: компьютер, проектор, принтер, ксерокс, сканер, швейная машина,
электрический утюг, компьютерная программа Windows 2003,2007, Exsell, Photoshop, доступ
к интернету.
19
Методические материалы.
1 год обучения.
№ Раздел
граммы
1.
Вводное
тие.
2.
Юный
ник.
3.
про- Способы и формы работы с
детьми
заня- Техника: рисование.
Формы работыиндивидуальная
и групповая.
худож- Техники:
Нетрадиционные
и традиционные
методика рисования,
декоративное рисование. Формы работы- индивидуальная и групповая.
Уютный декор. Кардмейкинг,
скрапбукинг, айрис-фолдинг, декупаж, коллаж.
Формы работыиндивидуальная
и групповая.
Формы занятий
Дидактические материалы
Экскурсия,
Диагностическое
занятие, викторина, экскурсия.
Компьютер, проектор, презентация «Объединение «Прикладной дизайн», диагностическое занятие «Что я умею и
люблю рисовать!»
Листы белой бумаги, цветные
карандаши, простой карандаш,
фломастеры.
Листы белой бумаги разного
размера, формы, величины,
цвета. Простой карандаш,
цветные карандаши, акварель,
гуашь, восковые мелки, фломастеры, цветные гелевые
ручки.
Экскурсия,
встреча с интересными людьми, конкурс, беседа, выставка,
мастеркласс,
игровая
программа, презентация, учебное
занятие, деловая
игра, творческая
мастерская,
КВН, творческая
мастерская, игровая программа, практическое
занятие, беседа и
т.д.
4.
Рукоделие.
Игрушка из бумаги,
картона
солёного теста,
пластилина.
Формы работыиндивидуальная
и групповая.
5.
Творческая мас- Творческие ра- Защита
терская.
боты на конкурс, тов.
проектные работы.
Цветная бумага, цветной картон, шерстяные нитки, пуговицы, клей-карандаш, клей «Титан», краски «Витраж», рамка
со стеклом, бумажные салфетки для декупажа, бумага для
скрапбукинга, ткань, кожзаменитель. Листы белой бумаги
разного размера, формы, величины,
простой
карандаш,
цветные карандаши, фломастеры, цветные ручки.
Цветная бумага, цветной картон, салфетки для выпечки,
доски для лепки, скалки, солёное тесто, глина, пластилин,
краски гуашь, кисти для рисования, клея, пластилин, атласные ленты, пуговицы, пайетки,
искусственные цветы, кожзаменитель, клей- карандаш,
клей ПВА, клей «Титан»
проек- Материалы по выбору обучающихся.
20
6.
Формы работы индивидуальная
и групповая.
Итоговое заня- Формы работы - Контрольное за- Компьютер, проектор.
тие.
индивидуальная нятие, презентаи групповая.
ция, выставка.
2-3 год обучения.
№ Раздел
граммы
1.
Вводное
тие.
2.
Юный
ник.
3.
про- Способы и формы работы с
детьми
заня- Техника: рисование.
Формы работыиндивидуальная
и групповая.
худож- Техники:
Традиционные
графические
и
живописные
техники рисования, декоративное рисование.
Формы работыиндивидуальная
и групповая.
Уютный декор. Кардмейкинг,
скрапбукинг,
шерстяная акварель, квиллинг,
айрис-фолдинг,
декупаж, бисероплетение,
слип-дизайн,
витраж, коллаж,
вышивка, валяние, вязание.
Формы работыиндивидуальная
и групповая.
Формы занятий
Дидактические материалы
Экскурсия,
Диагностическое
занятие, викторина, экскурсия.
Компьютер, проектор, презентация «Объединение «Прикладной дизайн», диагностическое занятие «Что я умею и
люблю рисовать!»
Листы белой бумаги, цветные
карандаши, простой карандаш.
Листы белой бумаги разного
размера, формы, величины,
простой карандаш, цветные
карандаши, акварель, гуашь,
кисти для рисования, восковые мелки, пастель, фломастеры, цветные ручки.
Экскурсия,
встреча с интересными людьми, конкурс, беседа, выставка,
мастеркласс,
игровая
программа, презентация, учебное
занятие, деловая
игра, творческая
мастерская,
КВН, творческая
мастерская, игровая программа, практическое
занятие, беседа и
т.д.
Цветная бумага, цветной картон, нитки мулине, шерстяные
нитки,
пуговицы,
клейкарандаш, клей «Титан», непряденая
шерсть,
краски
«Витраж», рамка со стеклом,
кисти для рисования, клея,
ткани для шитья, иглы для
шитья, спицы, крючки. зубочистки, приспособление для
резки бумаги, бумажные салфетки, бумага для декупажа,
скрапбукинга, цветные картинки, ткань, кожезаменитель,
пинцет, нитки, пяльцы. Листы
белой бумаги разного размера,
формы, величины, простой
карандаш, линейка, циркуль,
линейки с геометрическими
формами, лекало, транспор21
4.
5.
6.
Народная кукла,
текстильные игрушки,
шитье,
вязание, бисероплетение,
игрушки и сувениры из ниток,
лент,
бумаги,
картона солёного
теста,
папьемаше, аксессуары для одежды,
прически.
Формы работыиндивидуальная
и групповая.
Творческая мас- Творческие ратерская.
боты на конкурс,
проектные работы.
Формы работыиндивидуальная
и групповая.
Итоговое заня- Формы работытие.
индивидуальная
и групповая.
тир, угольник, цветные карандаши, фломастеры, цветные
ручки.
Цветная бумага, цветной картон, салфетки для выпечки,
фольга, ткани разной фактуры
и плотности, х/б и шерстяные
нитки, иглы для шитья, спицы, крючки, доски для лепки,
скалки, соленое тесто, краски
гуашь, кисти для рисования,
клея, пластилин, атласные
ленты, стразы ,шило, ножницы, пинцет, пайетки, искусственные цветы, искусственный
мех и кожа, клей- карандаш,
клей ПВА, клей «Титан»
Рукоделие.
Защита проек- Материалы по выбору обутов, конкурс.
чающихся.
Викторина, бе- Компьютер, проектор.
седа,
защита
проектов, презентация,
выставка.
Материалы, необходимые для занятий в кружке.
1.Ватман, бумага разного размера цвета, плотности и вида.
2.Цветной картон.
3.Беличьи и щетинистые кисти, плакатные перья, шариковые черные ручки, маркеры разного
цвета.
4.Клей- карандаш, клей ПВА, клей «Титан».
5.Фломастеры, цветные карандаши, простые карандаши, цветные ручки, стёрки, линейки.
6. Ножницы, лекала, линейки с геометрическими фигурами, угольники, транспортир, фигурные дыроколы, фигурные ножницы, ножницы «Зигзаг» по ткани, бумаге, пяльцы, шило,
пинцет.
7.Точилка для карандашей механическая.
8.Атласные ленты, пуговицы, пайетки, бусины, кожзаменитель, искусственный мех, шитьё,
тесьма.
9.Гуашь, акварель, тушь, краски для росписи ткани, краски по стеклу, мел.
10.Схемы, шаблоны, развертки для изготовления поделок.
11.Салфетки для декупажа, изготовления цветов, декоративные цветы.
22
12.Магнит для игл, иглы для шитья, бисера и вышивания, вязальные крючки, спицы.
13.Катушечные нитки х/б, мулине, шерстяные, «Ирис».
14.Шнур бельевой диаметром 0,3; 0,5, проволока диаметром 0.3 и 0.5мм, бисер разного цвета.
15.Ткани разные по фактуре и плотности.
16.Искуссвенный мех и искусственная кожа.
17.Гуашь, акварель, тушь, краски для росписи ткани, краски по стеклу, мел.
18. Схемы, шаблоны, чертежи, выкройки.
19. Прибор для выжигания по дереву, ткани, наждачная бумага.
20. Пластилин, глина, солёное тесто, ракушки, камушки, крупа, скалка, стека, палочка, зубочистка, непишущие стержни, колпачки ручек, фломастеров, доска для лепки.
Литература для педагога.
1. А. Рутковская «Рисование в начальной школе». Санкт- Петербург. Издательский дом «Нева» Москва «Олма- Пресс»2001г-232с.
2.М.И. Нагибина «Из простой бумаги мастерим как маги» Ярославль «Академия развития»2001г-224с.
3.Е.А. Румянцева «Аппликация». Издательский дом «Мир книги».
4.Н.В. Дубровская «Аппликация из гофрированной бумаги». Санкт- Петербург. Издательский дом «Детство- пресс» Санкт- Петербург. 2010г-64с.
5. «Восточный квиллинг. Техника. Приемы изделия». ООО «Аст- пресс книга» Москва.
2013г-112с.
6. Н.В. Дубровская «Витражи из цветной бумаги». Издательский дом «Детство- пресс»
Санкт- Петербург. 2009г-64с.
7.Виктория Лукьянова «Роспись по стеклу. Пошаговые мастер-классы». Москва "Эксмо"2015г-64с.
8. А.Н. Красацева «Аппликация для малышей». Москва Издательский дом «МСП»2008 г.96с.
9. Е. Барышева, А. Чесалова, Е. Пугачёва «Новый год: сказка своими руками». Москва «Эксмо»2014г-80с.
10. Н.А. Водополова «Красивые новогодние украшения и подарки своими руками». Москва
«Эксмо»2014г-64с.
11. И.А. Лыкова «Коллаж из листьев: детская флористика». Москва Издательский дом
«Цветной мир»2013г.-96с.
12. А.В. Секачёва, А.М. Чуйкина, Л.Г.Пименова «Рисунок и живопись: учебник для средн.
спец. учеб. заведений». Москва «Легкая и пищевая промышленность»1983г.-216с.
13.В. Визер «Живописная грамота. Основы пейзажа». Санкт- Петербург «Питер»2006г.-192с.
14. В. Визер «Живописная грамота. Основы портрета». Санкт- Петербург «Питер»2007г.192с.
15. В. Визер «Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве». Санкт- Петербург «Питер»2006г.-192с.
16.Баррингтон Барбер «Перспектива и композиция». Москва «Эксмо»2015г.-48с.
17.О.Ю. Соколова «Секреты композиции для начинающих художников». Москва «Издательство Астрель», «Издательство АСТ»2005г.-123с.
18. Дуглас Р. Грейвз «Достижение сходства в портрете». Минск «Попурри» 2007г.-176с.
19.А.П. Остроумова- Лебедева «Акварель: Советы начинающим». Москва «Молодая гвардия»1991г.-32с.
20. С.И. Смирнов «Шрифт в наглядной агитации». Москва «Плакат»1990г.-192с.
21.Анна Эм "Батик постигаем шаг за шагом"- Минск. Харвест.2011г-256с.
22.Н.В. Павлова "Мягкая игрушка от простого к сложному"
23
100 новых моделей ИД Владис "Рипол Классик" 2004год-192с.
23.Т.В.Городкова М.И.Нагибина " Мягкие игрушки –мультяшки и зверюшки" Ярославль
’’Академия развития" 1997г- 240с.
24.С.Кочетова Мягкая игрушка. Игрушка из носков "Москва «Рипол классик»2001г-96с.
25. Н.В. Дубровская "Витражи из цветной бумаги". Издательский дом "Детство- пресс"
Санкт- Петербург. 2009г-64с.
26. "Чудеса из ткани своими руками"Ярославль "Академия развития" 1997г.-208с.
27. Юлия Моргуновская "Славянские обережные куклы" пошаговые мастер- классы для начинающих. Москва" Эксмо" 2015г-64с.
28.Анна Зайцева "Амиругами. Милые игрушки, связанные крючком"
Москва "Эксмо"2013г-64с.
29.Виктория Лукьянова "Роспись по стеклу. Пошаговые мастер-классы"Москва "Эксмо"2015г-64с.
30.Елена Лаврентьева "Скульптурно- текстильная техника. Авторская чулочная кукла" Москва "Питер" 2015г-64с.
31. Ольга Знаменская "Винтаж". Ростов на Дону "Феникс"2015г-111с.
32.Сьюзан Макнил " Модные фенечки" Москва "Контент"2012г-32с.
33. Анастасия Цыганова «Подарочная упаковка: быстро, стильно, оригинально». Ростов на
Дону. «Феникс»2015г.- 62с.
34.Анна Михеева «Скрап- альбомы». Ростов на Дону. «Феникс»2015г.- 111с.
35.Алёна Рябцова «Удивительные скрапдомики». Ростов на Дону. «Феникс»2017г.- 62с.
36.Галина Панина, Вера Неделькина «Подарки и декор к Пасхе». Москва «Эксмо»2016г.-64с.
37.«Точечная роспись». Москва. Издателство «Аст»-2015г.-64с.
38. З. Р. Дадашова «Резные сувениры». Москва. «Аст-пресс книга»2014-33с.
39.Юлия Андреева «Букеты из конфет». Москва «Эксмо».2015г.- 64с.
40.Ким Риттер «Печворк и квилтинг. Изделия из стёганых лоскутков». Москва «Эксмо»2007г.-144с.
41. А.Д. Жилкина, В.Ф. Жилкин «Рукоделие». Москва «Учпедгиз»1955г.-222с.
42. О.В. Шматова «Самоучитель по рисованию акварелью». Москва «Эксмо»2021 г.-80с.
43. О.В. Шматова «Самоучитель по рисованию гуашью». Москва «Эксмо»2021г.- 80с.
44. Е.А. Каминская «Витражи своими руками» Москва «Рипол- классик» 2018г.-254с.
45. Кристофер Харт «Руководство по рисованию «Аниме» Москва «Бомбора»2020г.-144с.
46.Екатерина Кононова «Куклы из ткани. Выкройки и мастер- классы». Санкт- Петербург
«Питер»-80с.
47. Дарья Потребня «Современное макраме» Самое полное и понятное пошаговое руководство для начинающих. Москва «Эксмо»2020г.-204с.
48. Е. Родименко «Основы скейтчинга». Москва «АСТ»2021г.-144с.
49. Максим Плеханов «Архитектурный скейтчинг». Москва «АСТ»2021г.-64с.
Литература для родителей.
1.Анна Зайцева, Евгения Моисеева «Мягкие игрушки». Мастер- классы для начинающих.
Москва
«Эксмо».2014г.
2.Людмила Наумова «Забавные обезьянки к Новому году». Москва «Эксмо»2015г-16с.
3.И.А. Лыкова, Е.В. Максимова «Коллаж из бумаги. Детский дизайн».
Издательский дом "Цветной мир" Москва 2014г.
4.М.И. Нагибина «Из простой бумаги мастерим как маги»
5.Е.А. Румянцева «Аппликация». Издательский дом «Мир книги».
6.Н.В. Дубровская «Аппликация из гофрированной бумаги» Санкт- Петербург
Издательский дом «Детство- пресс». 2010г-64с.
24
7. Т. Ванина «Восточный квиллинг: Техника. Приемы изделия». Москва «Аст- пресс книга»2013г.-112с.
8. Анна Зайцева «Как упаковать подарок красиво и оригинально» Москва «Эксмо»2015г-64с.
9. Н.В. Дубровская «Витражи из цветной бумаги». Санкт- Петербург. Издательский дом
«Детство- пресс» Санкт- Петербург. 2009г-64с.
10.Виктория Лукьянова «Роспись по стеклу. Пошаговые мастер-классы». Москва «Эксмо»2015г-64с.
11.И.А. Лыкова «Художественный труд в детском саду». Издательский дом «Цветной
мир»2011г- 144с.
12. Е.В. Ким «Волшебная бумага для девочек». Москва «Росмен»2008г-32с.
13. Л.Наумова «Новогодняя подарочная упаковка». Москва «Эксмо»2015г-16с.
14. А.А.Зайцева «Как упаковать подарок красиво и оригинально». Москва «Эксмо»2015г64с.
15. Н. Крысько, Г.Нехорошева «Коллаж». Москва «АСТ- ПРЕСС КНИГА»2011г-80с.
16.А.Л. Романовская, Е.М. Чезлов «Поделки из солёного теста». Москва «АСТ»2009г-96с.
17.А.А. Зайцева «Красивые снежинки, вырезанные из бумаги». Москва «Эксмо»2013г-64с.
18. Елена Войнатовская "Текстильные ангелы и феи"
Издательство "Питер"2016г.-32с.
19.Н.В. Павлова "Мягкая игрушка от простого к сложному"
100 новых моделей. ИД" Владис "Рипол Классик 2004г-192с.
20.Т.В.Городкова М.И.Нагибина " Мягкие игрушки –мультяшки и зверюшки " Ярославль
’’Академия развития " 1997-240с.
21. Сара Тремлинг, Морвен Джонс "Игрушки и аксессуары из фетра: эффективные решения.
Санкт-Петербург "Амфора" 2014- 48с.
22.Анна Зайцева "Канзаши- цветочное очарование Японии“ Москва "Эксмо " 2015г-96с.
23.Лилия Бурундукова" Волшебная изонить". Москва “Аст-Пресс" 2010г-88с.
24."Чудеса из ткани своими руками". Популярное пособие для родителей и педагогов.
Ярославль"Академия развития"1997г-208с.
25. Юлия Моргуновская «Славянские обережные куклы». Пошаговые мастер- классы для начинающих. Москва" Эксмо" 2015г-64с.
26.Анна Зайцева "Амиругами. Милые игрушки, связанные крючком"
Москва "Эксмо"2013г-64с.
27.Виктория Лукьянова "Роспись по стеклу. Пошаговые мастер-классы"Москва "Эксмо"2015г-64с.
28.Елена Лаврентьева "Скульптурно- текстильная техника. Авторская чулочная кукла" Москва "Питер" 2015г-64с.
29. Ольга Знаменская "Винтаж" Ростов на Дону "Феникс"2015г-111с.
25
Приложение 1
Календарный учебный график реализации программы
Год обучения
Дата начала обучения по
программе
Дата окончания обучения
по программе
Всего учебных недель
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
02.09.2024
02.09.2024
02.09.2024
20.05.2025
20.05.2025
20.05.2025
36
36
36
Количество учебных дней
Количество учебных часов
72
72
72
144
144
216
2 раза в неделю по
2 академических
часа
01.04.202508.05 2025
2 раза в неделю по
2 академических
часа
01.04.202508.05 2025
2 раза в неделю по
3 академических
часа
01.04.202508.05 2025
01 – 10.01.2025
01 – 10.01.2025
01 – 10.01.2025
Режим занятий в неделю
Промежуточная аттестация
Продолжительность каникул
26