ДООП 2024 Юный электромонтажник

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет техническую
направленность.
Данная программ разработана на основе примерной Программы производственного обучения
института развития профессионального образования г. Москва 2003 г.
Актуальность. В настоящее время цели и задачи технологической подготовки школьников
определяются необходимостью развития экономики страны, подъема ее перерабатывающих
отраслей с использованием высоких технологий, подготовки квалифицированных рабочих и
инженерно-технических кадров. Трудовая подготовка и технологическое образование
способствуют самореализации личности и ее гражданскому становлению.
Одновременно уделяется внимание и тем принципиальным теоретическим положениям,
которые лежат в основе работы ведущих групп электрических схем и систем. Такой подход
позволяет рассчитывать на сознательное и творческое усвоение закономерностей электротехники
с возможностью их реализации в изменившихся условиях и экспериментально-исследовательской
деятельности, а также в продуктивном использовании в практической и опытно- конструкторской
образовательной практики.
Педагогическая целесообразность образовательной программы заключается в том, что с
помощью включения учащихся в различные виды творческой деятельности обеспечивается
приобщение обучающихся к проектно-конструкторской, научно-технической, экспериментальноисследовательской деятельности, как в проектных командах, так и индивидуально. При этом
развивается творческое мышление обучающихся.
Цель программы: формирование у учащихся инженерно-технических и информационнокоммуникативных
компетенций,
необходимых
для
осознанного
профессионального
самоопределения.
Задачи программы:
Обучающие
Получение теоретических и практических знаний по основным разделам программы;
Получение знаний по правилам безопасной работы с электрооборудованием;
Расширение и практическое применение знаний, полученных на уроках математики, физики,
черчения, технологии;
Знакомство с профессией электромонтажника.
Познакомить с основами первоначальных практических технических действий;
Сформировать информационную базу о современных инженерных профессиях, о требованиях
к специалистам технической сферы деятельности, о рынке образовательных услуг в рамках
профильного обучения и профессионального образования;
Формировать умения соотносить собственные индивидуальные особенности с требованиями,
предъявляемыми к специалистам промышленно-производственного сектора;
Развивающие
Развитие технического и экономического мышления;
Развитие пространственного видения, конструкторских навыков, навыков рационализаторской
и изобретательской деятельности.
Предоставить возможность пройти профессиональные испытания, моделирующие элементы
работы инженерно-технического персонала;
Воспитательные
Воспитывать трудолюбие, культуру труда и общения в коллективе;
Вселить уверенность в социальной значимости избираемой профессии.
Способствовать формированию подростками своих жизненных и профессиональных планов,
идеалов будущей профессии.

2

Отличительные особенности программы
В программе предусмотрено выполнение учащимися проектно-исследовательских работ,
которые предусматривают получение важнейшего результата учебной деятельности, в виде
самостоятельно спроектированного продукта труда – электротехнического изделия с элементами
инновации или законченной исследовательской работы естественнонаучной направленности. При
организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, использую индивидуальный
подход, который опирается на уровень подготовки и уже имеющихся умений и навыков.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение
образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с физикой
при изучении основополагающих физических законов, устройства и принципов работы
электрических машин и механизмов, задействованных на современном промышленном
производстве, решению задач; с алгеброй при проведении расчетных операций; с черчением при
работе по составлению принципиальных схемами; с химией при изучении химических свойств
полупроводниковых и других материалов.
Используемые методы и формы: проблемно-поисковые методы обучения, деловые игры,
дискуссии, практикумы, лабораторные работы и т.д.
Основной принцип реализации рабочей программы – обучение в процессе конкретной
практической деятельности для развития компетенций. Практическая направленность программы
позволит учащимся правильно оценить свои возможности и наклонности в технической сфере.
Организация деятельности учащихся
Возраст учащихся, участвующих в реализации данной программы:
- основные возрастные характеристики учащихся, которым адресована программа: в
подростковом возрасте самосознание развивается в строгой зависимости от развития мышления.
Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять
качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как
особенности своего поведения, а затем и качества своей личности.
Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и
умений, по принципу последовательности обучения — «от простого к сложному».
- количественный и качественный состав учебной группы: количественный состав группы
соответствует действующим нормативам по наполнению групп в текущем учебном году.
Формируется группа преимущественно одновозрастных детей.
- условия набора при формировании при формировании учебной группы:
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 2 года обучения, для реализации в
условиях МБУ ДО «Станция юных техников» в мастерской, где имеется необходимое
оборудование и инструменты.
1 год обучения – 144 часа в год; 2 год обучения - 144 часа в год. Занятия проводятся 2 раза в
неделю по 2 академических часа.
Наполняемость в группах составляет: первый год обучения до 12 человек; второй год
обучения 8 - 10 человек.
Форма и режим занятий: форма организации учебной деятельности учащихся по
программе: индивидуальная, групповая, фронтальная. Группа работает по 2 часа 2 раза в неделю
Ожидаемые результаты обучения и способы определения их результативности:
Предметные:
 освоение понятий «конденсатор», «резистор», «диод»;
 формирование у учеников способности читать инженерные чертежи;
 освоение программного обеспечения «Компас-электрик»;
 освоение чтения схем;
 осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
3

 формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической
культуры и культуры труда;
 уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного
производства, энергетики и транспорта;
 развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования
информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в
современном производстве или сфере обслуживания;
 умение находить необходимую информацию о региональном рынке труда и
образовательных услуг;
 формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам
для решения прикладных учебных задач;
 умение ориентироваться в мире инженерно-технических профессий, оценивать свои
профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности,
составлять жизненные и профессиональные планы;
 овладение систематическими знаниями в электротехнической области; знание
основополагающих физических законов и явлений;
 формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда,
самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
 овладение способами работы с информацией и технологической документацией;
 работа с операционными и маршрутными картами;
 приобретение опыта организовывать рабочее место согласно требованиям ОТ, ТБ и ППБ;
 развитие познавательных, творческих, коммуникативных и организационных способностей,
необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности;
 готовность и способность к саморазвитию и профессиональному самоопределению.
Личностные:
 навыки инженерных специальностей;
 навыки работы на техническом оборудовании;
 бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
 навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
 сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности.
 осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия
в решении личных и государственных проблем.
Метапредметные:
 способность самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности;
 самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
 использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности;
 выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
 способность применять навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной
4







деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач;
способность продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
готовность и способность работать с информацией и использовать информационные
технологии в своей деятельности;
способность оформлять объект;
способность осуществлять целеполагание, планирование, анализ, самооценку своей
деятельности; способность добывать знания непосредственно из реальности, уметь
работать со справочной литературой (технической).

Результат обучения
По данной программе результатом обучения является определенный объем знаний, умений и
навыков, развитие творческих способностей, повышение престижа объединения, презентабельные
результаты: соревнования, выставки.
После обучения по программе обучающийся будет
знать:
 правила безопасности труда, правила пожарной безопасности, правила производственной
санитарии и гигиены;
 основной инструмент электромонтажника;
 устройство кабелей и проводов, методы их соединения;
 устройство розеток, выключателей, рубильников;
 обозначения на электрических схемах;
 измерительные приборы;
 установочное оборудование, его неисправности и способы их устранения;
 силовое электрооборудование.
уметь:
 пользоваться технической документацией, читать простейшие чертежи и схемы;
 обращаться с инструментами и механизмами, подготавливать к работе оборудование,
инструменты, приспособления и содержать их в надлежащем состоянии;
 выполнять правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной
безопасности;
 осуществлять разделку, соединение жил и кабелей;
 устанавливать установочное электрооборудование;
 буквенные и графические обозначения в электрических схемах;
 выполнять монтаж электропроводок;
 подключать измерительные приборы;
 находить и ликвидировать неисправности электрооборудования;
 правильно пользоваться электроинструментом.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ ДООП
Программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года», распоряжение
Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
5

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020
№28
«Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5. Паспорт Федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденный проектным
комитетом по национальному проекту «Образование» от 7 декабря 2018 года протокол №
3;
6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
7. Письмо Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской
области «О внесении изменений в приказ от 02.08.2019 № 316-01-63-1912 «Об утверждении
Регламента
Проведения
независимой
оценки
качества
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ»;
8. Устав бюджетного муниципального учреждения дополнительного образования «Станция
юных техников» города Сарова.
Формы контроля и подведение итогов реализации программы
Данная программа предусматривает различные виды контроля результатов обучения:
входной контроль: осуществляется в начале учебного года с целью определения готовности
учащегося заниматься по заявленной программе. Проводится в форме собеседования.
текущий контроль: педагогические наблюдения, опроса, беседы, анализ продуктов
индивидуальной и коллективной деятельности;
промежуточная аттестация: посредством диагностики по окончании каждого полугодия, а
также результатов конкурсов, выставок, соревнований, самостоятельных работ.
итоговая аттестация:
После первого года обучения проводятся соревнования, по результатам которых видно, на
сколько процентов ученик усвоил обучение по данной программе.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7

Количество часов
теория практика
всего

Название темы или раздела
Первый год обучения
Инструктаж по технике безопасности. Пожарной
безопасности и электробезопасности при работе с
электроустановками.
Ознакомление с инструментом электромонтажника.
Измерительные приборы.
Ознакомление с устройством кабелей проводов
различных типов и марок их конструктивные
особенности.
Разделение жил проводов и кабелей методом
скручивания.
Разделение жил проводов и кабелей методом
опрессования.
Соединение жил проводов и кабелей методом пайки.
Устройство розеток, выключателей, автоматических
6

2

2

4

4

18

22

2

18

20

1

9

10

1

9

10

3
6

21
36

24
42

8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

выключателей, рубильников и другой
электроаппаратуры.
Буквенные и графические обозначения на
электрических схемах
Итоговое занятие 1-го года обучения
Итого по первому году обучения:
Второй год обучения
Инструктаж по технике безопасности. Пожарной
безопасности и электробезопасности при работе с
электроустановками.
Буквенные и графические обозначения на
электрических схемах
Чтение электрических схем
Выполнение открытой осветительной
электропроводки.
Выполнение силовой электропроводки.
Выполнение различных электромонтажных работ.
Неисправности электрического оборудования и их
устранение.
Силовое электрооборудование.
Электроинструмент, применяемый при монтаже
электрооборудования и прокладке кабелей.
Итоговое занятие 2-го года обучения
Итого по второму году обучения:
ИТОГО:

3

5

8

0
22

4
122

4
144

1

1

2

1

15

16

3

13

16

1

13

14

1
0

13
40

14
40

6

20

26

1

5

6

1

5

6

0
15
37

4
129
251

4
144
288

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Инструктаж по технике безопасности. Пожарной безопасности и электробезопасности
при работе с электроустановками. (4 часа)
Теория: Правила охраны труда при выполнении работ в мастерской. Виды травм и их
причины. Мероприятия по предупреждению травматизма. Средства индивидуальной защиты.
Правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим при поражении электрическим
током. Правила противопожарной безопасности, необходимый инвентарь. Правила поведения при
возникновении пожара. Пути эвакуации при пожаре. Особенности хранения и обращения с
легковоспламеняющимися жидкостями и материалами. Правила производственной санитарии и
гигиены.
2. Ознакомление с инструментом электромонтажника. Измерительные приборы и их
подключение. (22 часа)
Теория: Назначение и область применения различного инструмента как слесарного, так и
специального с изолированными ручками. Приспособления для опрессовки гильз и наконечников.
Устройство клещей для снятия изоляции, резки кабеля. Назначение амперметра, вольтметра,
тестера, счетчика. Схемы подключения.
Практика: Подборка инструмента. Выполнение скруток гильзами ГАО, опрессование
наконечников. Работа кабельными ножницами. Подключение в измеряемую цепь амперметра,
вольтметра, счетчика. Измерения тестером. Прозвонка электрооборудования тестером.
3. Ознакомление с устройством кабелей проводов различных типов и марок их
конструктивные особенности (20 часов)
Теория: Устройство кабелей и проводов. Марки проводов и кабелей. Маркировка кабеля и
провода. Область применения материалов, из которых выполнена изоляция. Виды токоведущих
жил. Провод и кабель. Конструктивные особенности некоторых проводов и кабелей. Накладка
7

фиксирующего бандажа из различных материалов. Инструмент для разметки и разделки.
Технологические операции разделки.
Практика: Расшифровка буквенных и цифровых обозначений на маркировке кабеля и
провода. Таблица: нагрузка по силе тока. Подбор инструмента для разметки и разделки.
Использование справочной литературы для определения размера разделки в зависимости от
конструкции проводника и вида соединительного или концевого устройства.
4. Разделение жил проводов и кабелей методом скручивания. (10 часов)
Теория:
Последовательность
операций
по
скручиванию
однопроволочных
и
многопроволочных токоведущих жил. Подбор инструмента.
Практика: Съём изоляции. Использование клещей МБ-1М. Скрутка однопроволочных и
многопроволочных токоведущих жил.
5. Разделение жил проводов и кабелей методом опрессования. (10 часов)
Теория: Устройство и область применения механических ручных и гидравлических пресс –
клещей.
Практика: Подбор типоразмера матриц под гильзы и наконечники. Использование
гидравлических пресс - клещей ПРГ – 70.
6. Соединение жил проводов и кабелей методом пайки. (24 часа)
Теория: Пайка. Виды пайки. Марки припоев, использование флюсов. Технология соединения
пайкой.
Практика: Расшифровка марок припоев, флюсов. Пайка жил проводов и кабелей.
7. Устройство розеток, выключателей, автоматических выключателей, рубильников и
другой электроаппаратуры. (42 часа)
Теория: Назначение и устройство установочного оборудования.
Практика: Выбор по допустимым параметрам необходимого установочного оборудования.
Установка электрооборудования в соответствии с нормами и правилами, установленными ПУЭ.
8. Буквенные и графические обозначения на электрических схемах. (8 часов)
Теория: Графическое обозначение установочного оборудования в принципиальных
электрических схемах. Обозначение электрических знаков двойными буквами. Цифры в
монтажных схемах. Маркировка проводников в схемах переменного и постоянного тока.
Практика: Чтение несложных электрических схем.
9. Тема: Итоговое занятие 1-го года обучения. (4 часа)
Практика: Конкурс профессионального мастерства. Выполнение итоговой практической
работы 1-го года обучения. Вручение дипломов.
10. Инструктаж по технике безопасности. Пожарной безопасности и электробезопасности
при работе с электроустановками. (2 часа)
Теория: Правила охраны труда при выполнении работ в мастерской. Виды травм и их
причины. Мероприятия по предупреждению травматизма. Средства индивидуальной защиты.
Правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим при поражении электрическим
током. Правила противопожарной безопасности, необходимый инвентарь. Правила поведения при
возникновении пожара. Пути эвакуации при пожаре. Особенности хранения и обращения с
легковоспламеняющимися жидкостями и материалами. Правила производственной санитарии и
гигиены.
11. Буквенные и графические обозначения на электрических схемах. (16 часов)
Теория: Графическое обозначение установочного оборудования в принципиальных
электрических схемах. Обозначение электрических знаков двойными буквами. Цифры в
монтажных схемах. Маркировка проводников в схемах переменного и постоянного тока.
Практика: Чтение несложных электрических схем.
12. Чтение электрических схем. (16 часов)
Практика: Чтение и рисование электрических схем.
13. Выполнение открытой осветительной электропроводки. (14 часов)

8

Теория: Общие сведения об электропроводке. Электропроводкой называется совокупность
проводов и кабелей с относящимися к ним креплениями, поддерживающими защитными
конструкциями и деталями.
Электропроводки разделяют на следующие виды:
Открытая – проложенная по поверхности стен, потолков, по фермам и т.п. При открытой
электропроводке применяют различные способы прокладки проводов и кабелей: непосредственно
по поверхности стен и потолков, на струнах, тросах, в трубах, коробах, на лотках, в
электротехнических плинтусах и т.п.
Скрытая – проложенная внутри конструктивных элементов зданий (в стенах, полах,
фундаментах, перекрытиях). При скрытой электропроводке провода и кабели прокладывают в
замкнутых каналах и пустотах строительных конструкций, в заштукатуриваемых бороздах, под
штукатуркой, замоноличиванием в строительных конструкциях, в трубах и т.п.
Для электропроводок применяют установочную аппаратуру: выключатели, штепсельные
розетки, патроны и коробки.
Основной документ на выполнение монтажа электропроводок — утвержденная проектносметная документация.
Открытая осветительная электропроводка. Назначение. Область применения. Способы
прокладки. Маркировка. Техника безопасности при выполнении электромонтажных работ.
Маркировка выводов, реле и др. аппаратов. Способы проверки и контроля элементов, аппаратов,
устройств перед монтажом.
Практика: Выполнение открытой осветительной электропроводки.
14. Выполнение силовой электропроводки. (14 часов)
Теория: Силовая электропроводка. Назначение. Область применения. Способы прокладки.
Маркировка.
Практика: Выполнение силовой электропроводки.
15. Выполнение различных электромонтажных работ. (40 часов)
Практика: Монтаж открытых и скрытых электропроводок.
16. Неисправности электрического оборудования и их устранение. (26 часов)
Теория: Устройство и принцип работы установочного оборудования. Проверка целостности
цепи, катушки, пускателя и т.д.
Практика: Подбор инструмента для определения и устранения неисправности.
17. Силовое электрооборудование. (6 часов)
Теория: Определение силового оборудования. Виды и назначение.
Практика: Обработка проводов и кабелей для присоединения к оборудованию.
Присоединение к силовому оборудованию. Работа по типовым картам технологических процессов
монтажа силового оборудования.
18. Электроинструмент, применяемый при монтаже электрооборудования и прокладке
кабелей. (6 часов)
Теория: Назначение и область применения электроинструмента: перфоратора, шуруповерта,
электродрели. Ручные тали, электролебедки.
Практика: Работа электроинструментом. Выбор насадок. Регулировка вращения и режимов
работы электроинструмента.
19. Тема: Итоговое занятие 2-го года обучения. (4 часа)
Практика: Конкурс профессионального мастерства. Выполнение итоговой практической
работы. Вручение дипломов и свидетельств.
Календарный учебный график разработан в соответствии с:
 Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 года
№ 273 - ФЗ;
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические
9

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее - СанПиН).
 Уставом бюджетного муниципального учреждения дополнительного образования «Станция
юных техников» города Сарова
Год обучения
Дата начала обучения по программе
Дата окончания обучения по
программе
Всего учебных недель

1 год обучения
02.09.2024

2 год обучения

20.05.2025
36

Количество учебных дней
Количество учебных часов

72
144
2 раза в неделю по 2
академических часа
01.04.- 08.05.2025
01 – 10.01.2025

Режим занятий в неделю
Промежуточная аттестация
Продолжительность каникул

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально – технические условия
Оснащение электромонтажной мастерской
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Наименование
Рабочая кабинка, без потолка с перекладиной для установки
светильника
Местное освещение рабочей поверхности
Верстак
Ящик для материалов (пластиковый короб)
Диэлектрический коврик
Веник и совок
Инструментальная тележка трех ярусная открытая
Лестница-стремянка
Ноутбук
Манипулятор типа "Мышь"
Корзина для мусора
Ремень
Сумка монтажника
Набор инструмента
Пресс-клещи
Мультиметр
Молоток
Рулетка
Набор торцевых ключей
Фонарик налобный
Стусло прецизионное
Набор бит 50
Набор бит 70
Струбцина
Набор сверл
Угломер
10

Кол-во
6 шт
6 шт
6 шт
6 шт
6 шт
6 шт
6 шт
6 шт
7 шт
7 шт
6 шт
12 шт
12 шт
6 шт
6 шт
6 шт
6 шт
6 шт
6 шт
12 шт
6 шт
6 шт
6 шт
12 шт
6 шт
6 шт

27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42

Уровень 200
Уровень 1000
Сверло ступенчатое
Шуруповерт (аккумуляторный)
Пылесос (аккумуляторный)
Фен технический (аккумуляторный)
Угольник
Болторез
Набор напильников
Стол
Стул
Переноска
Лабораторный стенд для модуля программирования ПЛР
Лабораторный стенд для модуля поиск неисправностей
Проектор
Экран

6 шт
6 шт
6 шт
12 шт
6 шт
6 шт
6 шт
6 шт
6 шт
13 шт
25 шт
6 шт
6 шт
2 шт
1 шт
1 шт

Методическое обеспечение программы

№
п/п

Тема и раздел
программы

Формы
занятий

1

Инструктаж по
технике
безопасности.
Пожарной
безопасности и
электробезопасности
при производстве
работ в
электромонтажной
мастерской.

Учебное
занятие

2

Ознакомление с
устройством кабелей
проводов различных
типов и марок.

Учебное
занятие

Приемы и
методы
организации
образователь
ного процесса
Словесно –
наглядные:
объяснение,
показ, беседа.

Словесно –
наглядные:
объяснение,
показ, беседа.
Практические
:
практическая
работа.

11

Дидактический
материал, техническое
оснащение занятий
Оборудованные
рабочие места,
монтажные щиты с
аппаратурой,
электротехническое
оборудование,
измерительные
электроприборы,
электроинструмент,
проводка, инструкции
по ТБ, методические
разработки и
рекомендации,
технологические карты,
литература.
Оборудованные
рабочие места,
монтажные щиты с
аппаратурой,
электротехническое
оборудование,
измерительные
электроприборы,
электроинструмент,
проводка, инструкции
по ТБ, методические
разработки и
рекомендации,

Формы
подведения
итогов
Опрос

Опрос,
анализ
результато
в
практическ
ой работы

3

Ознакомление с
инструментом
электромонтажника.

Учебное
занятие

Словесно –
наглядные:
объяснение,
показ, беседа.
Практические
:
практическая
работа.

4

Разделка жил
проводов и кабелей
методом
скручивания.

Учебное
занятие

Словесно –
наглядные:
объяснение,
показ, беседа.
Практические
:
практическая
работа.

5

Разделка жил
проводов и кабелей
методом
опрессования.

Учебное
занятие

Словесно –
наглядные:
объяснение,
показ, беседа.
Практические
:
практическая
работа.

6

Соединение жил
проводов и кабелей
методом пайки.

Учебное
занятие

Словесно –
наглядные:
объяснение,
показ, беседа.
Практические
:
12

технологические карты,
литература.
Оборудованные
рабочие места,
монтажные щиты с
аппаратурой,
электротехническое
оборудование,
измерительные
электроприборы,
электроинструмент,
проводка, инструкции
по ТБ, методические
разработки и
рекомендации,
технологические карты,
литература.
Оборудованные
рабочие места,
монтажные щиты с
аппаратурой,
электротехническое
оборудование,
измерительные
электроприборы,
электроинструмент,
проводка, инструкции
по ТБ, методические
разработки и
рекомендации,
технологические карты,
литература.
Оборудованные
рабочие места,
монтажные щиты с
аппаратурой,
электротехническое
оборудование,
измерительные
электроприборы,
электроинструмент,
проводка, инструкции
по ТБ, методические
разработки и
рекомендации,
технологические карты,
литература.
Оборудованные
рабочие места,
монтажные щиты с
аппаратурой,
электротехническое
оборудование,

Опрос,
анализ
результато
в
практическ
ой работы

Опрос,
анализ
результато
в
практическ
ой работы

Опрос,
анализ
результато
в
практическ
ой работы

Опрос,
анализ
результато
в
практическ
ой работы

практическая
работа.

7

Устройство розеток,
выключателей,
автоматических
выключателей,
рубильников и
другой
электроаппаратуры.

Учебное
занятие

Словесно –
наглядные:
объяснение,
показ, беседа.
Практические
:
практическая
работа.

8

Буквенные и
графические
обозначения на
электрических схемах

Учебное
занятие

Словесно –
наглядные:
объяснение,
показ, беседа.
Практические
:
практическая
работа.

9

Итоговое занятие 1-го
года обучения

конкурс

Практические
: конкурс.

10

Инструктаж по
технике

Учебное
занятие

Словесно –
наглядные:
13

измерительные
электроприборы,
электроинструмент,
проводка, инструкции
по ТБ, методические
разработки и
рекомендации,
технологические карты,
литература.
Оборудованные
рабочие места,
монтажные щиты с
аппаратурой,
электротехническое
оборудование,
измерительные
электроприборы,
электроинструмент,
проводка, инструкции
по ТБ, методические
разработки и
рекомендации,
технологические карты,
литература.
Оборудованные
рабочие места,
монтажные щиты с
аппаратурой,
электротехническое
оборудование,
измерительные
электроприборы,
электроинструмент,
проводка, инструкции
по ТБ, методические
разработки и
рекомендации,
технологические карты,
литература.
Оборудованные
рабочие места,
монтажные щиты с
аппаратурой,
электротехническое
оборудование,
измерительные
электроприборы,
электроинструмент,
проводка, инструкции
по ТБ, грамоты,
свидетельства.
Оборудованные
рабочие места,

Опрос,
анализ
результато
в
практическ
ой работы

Опрос,
анализ
результато
в
практическ
ой работы

Подведени
е итогов
конкурса

Опрос

безопасности.
Пожарной
безопасности и
электробезопасности
при производстве
работ в
электромонтажной
мастерской.

объяснение,
показ, беседа.

11

Буквенные и
графические
обозначения на
электрических схемах

Учебное
занятие

Словесно –
наглядные:
объяснение,
показ, беседа.
Практические
:
практическая
работа.

12

Чтение
электрических схем

Учебное
занятие

Практические
:
практическая
работа.

13

Выполнение
открытой
осветительной
электропроводки.

Учебное
занятие

Словесно –
наглядные:
объяснение,
показ, беседа.
Практические
:
практическая
работа.

14

монтажные щиты с
аппаратурой,
электротехническое
оборудование,
измерительные
электроприборы,
электроинструмент,
проводка, инструкции
по ТБ, методические
разработки и
рекомендации,
технологические карты,
литература.
Оборудованные
рабочие места,
монтажные щиты с
аппаратурой,
электротехническое
оборудование,
измерительные
электроприборы,
электроинструмент,
проводка, инструкции
по ТБ, методические
разработки и
рекомендации,
технологические карты,
литература.
Оборудованные
рабочие места,
монтажные щиты с
аппаратурой,
электротехническое
оборудование,
измерительные
электроприборы,
электроинструмент,
проводка, инструкции
по ТБ, методические
разработки и
рекомендации,
технологические карты,
литература.
Оборудованные
рабочие места,
монтажные щиты с
аппаратурой,
электротехническое
оборудование,
измерительные
электроприборы,
электроинструмент,
проводка, инструкции

Опрос,
анализ
результато
в
практическ
ой работы

Анализ
результато
в
практическ
ой работы

Опрос,
анализ
результато
в
практическ
ой работы

14

Выполнение силовой
электропроводки.

Учебное
занятие

Словесно –
наглядные:
объяснение,
показ, беседа.
Практические
:
практическая
работа.

15

Выполнение
различных
электромонтажных
работ.

Учебное
занятие

Практические
:
практическая
работа.

16

Неисправности
электрического
оборудования и их
устранение.

Учебное
занятие

Словесно –
наглядные:
объяснение,
показ, беседа.
Практические
:
практическая
работа.

17

Силовое
электрооборудование.

Учебное
занятие

Словесно –
наглядные:
объяснение,
15

по ТБ, методические
разработки и
рекомендации,
технологические карты,
литература.
Оборудованные
рабочие места,
монтажные щиты с
аппаратурой,
электротехническое
оборудование,
измерительные
электроприборы,
электроинструмент,
проводка, инструкции
по ТБ, методические
разработки и
рекомендации,
технологические карты,
литература.
Оборудованные
рабочие места,
монтажные щиты с
аппаратурой,
электротехническое
оборудование,
измерительные
электроприборы,
электроинструмент,
проводка, инструкции
по ТБ, методические
разработки и
рекомендации,
технологические карты,
литература.
Оборудованные
рабочие места,
монтажные щиты с
аппаратурой,
электротехническое
оборудование,
измерительные
электроприборы,
электроинструмент,
проводка, инструкции
по ТБ, методические
разработки и
рекомендации,
технологические карты,
литература.
Оборудованные
рабочие места,
монтажные щиты с

Опрос,
анализ
результато
в
практическ
ой работы

Анализ
результато
в
практическ
ой работы

Опрос,
анализ
результато
в
практическ
ой работы

Опрос,
анализ
результато

показ, беседа.
Практические
:
практическая
работа.

18

Электроинструмент,
применяемый при
монтаже
электрооборудования
и прокладке кабелей.

Учебное
занятие

Словесно –
наглядные:
объяснение,
показ, беседа.
Практические
:
практическая
работа.

19

Итоговое занятие 2-го
года обучения

конкурс

Практические
: конкурс.

аппаратурой,
электротехническое
оборудование,
измерительные
электроприборы,
электроинструмент,
проводка, инструкции
по ТБ, методические
разработки и
рекомендации,
технологические карты,
литература.
Оборудованные
рабочие места,
монтажные щиты с
аппаратурой,
электротехническое
оборудование,
измерительные
электроприборы,
электроинструмент,
проводка, инструкции
по ТБ, методические
разработки и
рекомендации,
технологические карты,
литература.
Оборудованные
рабочие места,
монтажные щиты с
аппаратурой,
электротехническое
оборудование,
измерительные
электроприборы,
электроинструмент,
проводка, инструкции
по ТБ, грамоты,
свидетельства.

в
практическ
ой работы

Опрос,
анализ
результато
в
практическ
ой работы

Подведени
е итогов
конкурса

Источники информации
Для педагога:
1. Ю.Д. Сибикин. М.Ю. Сибикин «Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования
и сетей промышленных предприятий», учебник. Профессиональное образование, М.:
ПрофОбрИздат, 2001.
2. Ю.С. Бирюков. Б.Ф. Быков, В.А. Книгель «Монтаж контактных соединений в
электроустановках», Н.: Энергоатомиздат, 1990.
3. Ю.Д. Сибикин. М.Ю. Сибикин 2Технология электромонтажных работ», Высшая школа,
2002.
4. Н.А. Акимова, Н.Ф. Котеленец, Н.И. Сентюрихин «Монтаж, техническая эксплуатация и
ремонт электрического и электромеханического оборудования», ACADEMA, 2004.
16

5. В.М. Нестеренко, А.М., Мысьянов «Технология электромонтажных работ», ACADEMA,
2002.
6. Ю.Д. Сибикин «Справочник молодого рабочего по эксплуатации электроустановок
промышленных предприятия», Высшая школа, 1992.
7. А.Н.
Трифонов
«Справочник
электромонтажника.
Монтаж
силового
электрооборудования», Энергия, 1975.
Для учащегося:
1. Иванов Б.С. «Энциклопедия начинающего радиолюбителя» - М.: Патриот. 1992 г.
2. Поляков В.А. «Электротехника» - М.: Просвещение. 1986 г.
3. Резников З.М. «Прикладная физика» Учебник для учащихся по факультативному курсу 10
кл. М.: Просвещение. 1989 г.
4. Сворень Р. «Электротехника шаг за шагом» - М.: Детская литература, 1986 г.
5. Седов Е.А. «Мир электроники» - М.: Молодая гвардия. 1990 г.
6. Ярочкина Г.В. Володарская А.А. «Электротехника» - М.: Академия. 2000 г.
Литература
1. Башарин С.А., Федоров В.В. «Теоретические основы электротехник: Теория электрических
цепей и электромагнитного поля» М.: Академия. 2004 г.
2. Данилов И.А., Иванов П.М., «Общая электротехника с основами электроники» М.: Высшая
школа. 2005 г.
3. Жаворонков М.А., Кузин А.В., «Электротехника и электроника» М.: Академия. 2005 г.

17

18



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.